А. П. Суслова и ее роль в русской литературе

Я снова рад приветствовать вас , друзья мои , в своей литературной гостинной. Мы продолжаем цикл «Тайная история русской литературы».Устраивайтесь поудобнее , гости дорогие , и слушайте.
Сегодня мы поговорим с вами об Аполлинарии Прокофьевне Сусловой. Ведь она определенное время была любовницей ( ах , не люблю я это слово. Оно принижает Женщину ) великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Нет! Не любовницей! Она была возлюбленной писателя. Кроме того , Аполлинария Прокофьевна считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского — Полины в романе «Игрок», а также и Настасьи Филипповны в романе «Идиот». А скольких она сгубила! Мужчины бежали за ее экипажем с тем лишь только , чтобы перехватить ее случайный взгляд. Дрались из-за неё прямо на улице. И летели в лужи сбитые котелки и цилиндры , и смеялись дворники над дерущимися господами.
Поможет нам с вами следующая книга : Суслова А. П. «Годы близости с Достоевским. Воспоминания и письма»  — Москва , издание братьев Сабашниковых 1928г.
Итак 1861 год. Федор Михайлович Достоевский уже маститый писатель. Имеет успех у читательской публики , званный гость в различного рода литературных журналах и издательствах. Сорокалетний , интересный , уважаемый. Однако , личная жизнь не складывалась. Со своей первой женой Федор Михайлович развелся , а вторая , Анна Григорьевна , еще не встретилась на его жизненном пути. Аполлинарии Сусловой был всего 21 год. Она приехала из провинции , поступила в Петербургский университет , ходила на лекции , флиртовала со студентами , мешая им учиться. И вот в один прекрасный день она появилась на лекциях Федора Михайловича Достоевского…
…Лекция заканчивалась. «Вопросы , господа студенты?» - спросил у аудитории Федор Михайлович. И тут со своего места поднялась ослепительная Аполлинария Суслова. «А скажите , Феодор Михайлович ( она всегда называла писателя почему-то Феодором ) , для  вас какие девицы более привлекательны : черненькие или беленькие?». Ошеломленный писатель какое-то время пытался что-то произнести в ответ , но так и остался стоять с открытым ртом. По окончании лекции хихикающая студенческая братия двинулась к выходу , а Аполлинария неожиданно смело направилась к Федору Михайловичу. «Вы не ответили на мой вопрос , милый Феодор Михайлович. Так какие же девицы вам более по душе?» – спросила студентка и повела глазами так , что наш лектор словно окаменел. И быстро вышла. Пришлось даже вызвать университетского доктора , чтобы помочь писателю прийти в себя.   
На следующий день Федор Михайлович с некоторой опаской подходил к университету. Его пленила наглая и вызывающая красота Аполлинарии. «Но какова , а ? Отчаянная» - думал писатель , - «А красота ее порочна и весьма. Надо быть смелее , в конце концов сама ведь лезет. Только бы не встретить , только не сегодня» - продолжал думать писатель , уже подходя к самой двери университета. И тут дверь неожиданно распахнулась и навстречу писателю вышла она , Аполлинария Суслова.
- Ах это вы , Феодор Михайлович! Вы будто-бы поджидали меня?
- Что вы? Что вы? Как можно-с. Я просто… 
- Вы ведь так и не ответили на мой вопрос , любезный Феодор Михайлович ,  - уже шепотом заговорила Суслова, - так какие же девицы вам нравятся?
- Мне нравятся девицы , такие как вы , - неожиданно сам для себя выпалил Достоевский и воровато оглянулся.
- А вы оказывается , дамский угодник. Какой вы милый. – захохотала Суслова.
После этих слов писателю чуть было опять не сделалось дурно , но он нашел силы овладеть собой.
- Скажите , Аполлинария Прокофьевна…
- Ну какая я вам Аполлинария Прокофьевна. Для вас я Полина , просто Полина…
- Скажите , Полина , а вы читали мои романы?
- А как же , Феодор Михайлович – сказала Полина , силясь вспомнить название хотя бы одного из произведений писателя. Вот как раз давеча начала читать «Униженные и оскорбленные» ( вспомнила ). Сейчас на третьей главе остановилась.
- Так может быть вы бы зашли сегодня вечерком ко мне на дом , а я бы вам продолжение почитал. Знаете ли , я как автор мог бы…
- Ах , какой вы скорый , любезный Феодор Михайлович , впрочем , как и все мужчины. Давайте хоть для начала посидим с вами где-нибудь под липками и вы мне почитаете.
- Под липками так под липками – вымолвил Достоевский и они простились.
Тем же вечером Федор Михайлович Достоевский сидел с Полиной на скамейке под липами , красочно жестикулировал , разговаривал разными голосами своих персонажей , вобщем всячески старался снискать расположение и благосклонность Аполлинарии Сусловой. Но студентка его вовсе не слушала. «А знаете , Феодор Михайлович» - перебила его вдруг Полина , одной моей подружке муж подарил шубу из песцового меха , так она теперь меня дразнит на тот предмет , что я такой шубы не имею. Как вам это понравится , милый мой Феодор Михайлович?» , - и коснулась при этом его руки. «Да что она себе позволяет!» - распетушился Достоевский. «Да мы сейчас же отправимся в магазин и купим вам в точности такую же шубу!». Ну что ж , отправились в магазин на соседней улице. «Дамские безделушки». Пока Полина примеривала шубу , Достоевский со страхом рассматривал цены. «Ни черта себе безделушки. Одна шуба тыщу рублей стоит». Но , кряхтя , выписал чек и натянуто улыбнулся Полине. Получив шубу , Полина нехотя назначила писателю встречу в своем доме следующего дня.
На следующий день Достоевский , выбритый , подтянутый , с охапкой цветов , направлялся к дому Полины Сусловой , радостно что-то бормоча себе под нос. При подходе к дому совсем ускорил шаг и чуть ли уже не бежал. Вот и заветный подъезд. Уже , не чувствуя под собой земли , Достоевский собрался впорхнуть в этот самый подъезд , но встретился с выходящим из подъезда же одним господином. Господином этим оказался не кто иной как…. великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он выходил с довольной физиономией , поправляя волосы и поглаживая бороду. По глазам Тургенева наш герой все понял. «Ах ты , прохиндей!» - закричал Федор Михайлович , намереваясь схватить Ивана Сергеевича за грудки. Тургенев же вовремя спохватился , надвинул картуз Достоевского тому на глаза и пустился бежать. «Сволочь» - подумал Достоевский и бросился в погоню. Надобно сообщить , что оба были одеты конспиративно , ибо имели широкую известность у петербургской публики. Достоевский был наряжен поверх своего  платья дворницким фартухом , а на голове картуз. Тургенев же вырядился сапожником. Поэтому , особого внимания эти двое бегущих к себе не привлекали. Дворник гонится за сапожником. Что ж бывает , чего-то не поделили , дело обычное. «Мне бы только до тебя добраться» - думал Достоевский – «рука то у меня тяжелая». Оба уже выбежали на Невский. Здесь приходилось труднее – нужно было огибать шедших по проспекту. Шедшие шарахались в разные стороны. Достоевский начал отставать. Федор Михайлович ловко запрыгнул на проходяшую карету , и начал отбиваться от назойливого слуги. Хозяин кареты испуганно закричал «Разбойники , грабители!». В прыжке брюки Достоевского зацепились за острый булыжник , да так и съехали с него. Достоевский остался в одних портках. «Господи , вот дурень-то. Хоть бы не признали» - подумалось Федор Михайловичу. Поравнявшись с бегущим Тургеневым , Достоевский прыгнул на того и повалил на мостовую. А когда оба с трудом поднялись , Достоевский резким ударом справа заехал Тургеневу прямо в подбородок. Тургенев рухнул.
Проходящий мимо неизвестный мужчина в цилиндре от изумления выронил в лужу пенсне. Это был председатель английской лиги бокса. «Вот так удар. Кто же он?» - изумился председатель.
Тут же на крики сбежалась толпа и прибыл городовой. Тургенева привели в чувство и обоих забрали в участок. Там натурально оба представились , а урядник начал хохотать , видя перед собой сапожника и дворника , да еще и без штанов. «А штаны где потерял , Достоевский?». «Милостивый государь , я не позволю!» - вскричал Достоевский. Вскоре прибыли управляющие с документами и платьем и все разъяснилось. «Так вы значит оба к одной бабе шли?» - продолжал хохотать толстый урядник. Стул под ним проломился , он упал на пол , но продолжал хохотать , заливаясь слезами. «Ну и кто же , и кто же из вас поспел первым?». Достоевский злобно посмотрел на Тургенева – первым то поспел Тургенев.
Примерно через неделю после происшествия в дом Федора Михайловича Достоевского пришло письмо довольно странного содержания. На штемпеле в качестве отправителя значилось «Английская лига бокса. Председатель Джонатан Грейвз». «Ошибка какая-то» - решил Достоевский , распечатывая письмо. Письмо сие содержало следующее :
«Глубокоуважаемый , Федор Михайлович! Английская лига бокса имеет честь пригласить Вас на турнир , который состоится в Лондоне по обыкновению в начале августа месяца. Ставки на вас будут высоки и весьма».
Разгневанный Достоевский дал следующий ответ :
«Милостивый государь! Я не привык к подобному обращению! Я великий русский писатель , а не мордобоец». И добавил пару десятков слов ругательного содержания.
Письмо было прочитано , однако добавления Достоевского английский переводчик разъяснить не смог. Обратились за помощью к графу Черткову , бывшему в Лондоне по случаю и являвшемуся другом мистеру Грейвзу. Граф сумел объяснить только два слова и то приблизительно. Камердинер графа помог разобраться еще в двух , на том дело и застопорилось. И лишь случайно подвернувшийся дворовой слуга какого-то приезжего русского по имени Фомка помог окончательно. Фомка этот некогда служил дворником достаточно долгий срок , затем за какие-то провинности был посажен в тюрьму. Потом была тёмная история , но , в конечном счете , попал он в крепостные к князю Григорьеву. Так вот этот самый Фомка полностью разъяснил английским господам все ругательные слова русского писателя , а по некоторым словам привел даже несколько значений. Англичане были поражены и очень недовольны.
В 1921 году Владимир Ильич Ленин в своей работе «И еще раз о революции в России» писал: «Эта Аполлинария Суслова , эта ….. своим легкомысленным поведением отодвинула начало революции в России лет на пятнадцать. Писатели-разночинцы , революционные демократы не занимались решением насущных исторических задач , а бегали за ней с открытыми ртами. Герцен , вместо того чтобы должным образом развертывать революционную агитацию , целыми днями торчал под окнами этой бабенки и ждал неизвестно чего…».   
Таковы факты , судари мои. Засим прощаюсь , ваш покорный слуга , собиратель редких книг Корсо. До новых встреч в нашей литературной гостиной. Всего вам доброго.


Рецензии