Раздел1 Глава10 Единство Мира

     На фото Солнце и это первый кадр из видеоролика полученного инструментом STEREO’s SECCHI COR1, показывающий начало большого коронального взрыва 24 января 2007. COR1 коронограф заблокировал Солнце, для того чтобы было лучше видно пространство.
    "Чтобы более проявлено, реально увидеть материальное необходимо уметь создать и признать пустоту. Для этого ученные блокируют изображение, которое мешает увидеть нечто... для этого создают на фоне яркого, пышущего жаром и светом реального Солнца искусственно пустоту. В этот момент ученные знают, что за блокированным изображением пустоты нет и взрыв произошел из недр Солнца.
    Поэтому совершенно не странно, что в современном мире получила развитие  теория большого взрыва из пустоты. Создать такую теорию выгодно для человека лукавого, не просвещенного, которому удобно заблокировать собственный разум и не признавать свое профанство. Создать пустоту и рядом нечто проявленное очень удобно, так как не надо объяснять что есть в пустоте. И для профана это значит, что в пустоте ничего нет - там не существует ничего и это объяснимо, а рядом существует нечто что мы видим, чувствуем сами и измеряем нашими приборами (и это также объяснимо профаном)...
     В связи с этим теория большого взрыва из ничего это наивное заблуждение современников, равное теории вращения Солнца вокруг Земли для средневековой Европы...   
     Ничто из ничего не возникает. Если мы видим пустоту, значит наши знания не позволяют увидеть нечто, что не проявленное...
     Равно как ученные говорят, что когда-то ничего не было, то оккультные знания говорят, что в пустоте было нечто, что зародило материальный мир...
     Кто прав: современный ученный или древние оккультные науки?
     Автор этих строк стоит на позициях, призывающих читателя к разумному восприятию Мироздания. Разумность заключается в том, что необходимо не блокировать свой разум, и в пустоте увидеть то не проявленное, что не ощущает кожа, ухо, глаз и прибор... необходимо признать себе, что Природа не терпит пустоты и всюду есть нечто или что-то - так было всегда и время в этой связи не имеет никакого значения.
     Самый большой блеф современности, поддерживаемый правителями и служащей им наукой, что когда-то, миллиарды лет назад, ничего не было, была пустота. Этот блеф позволяет также признать вытекающую из него вторую основополагающую ложь для современников - что затем был хаос и из хаоса зародилась жизнь. Таким образом возникла третья крупнейшая лживая теория для управления обществом - это теория Чарльза Дарвина. Которая породила следующую лживую теорию возникновения общества из первобытно-общинных отношений. В свою очередь эта теория легла в основу нового заблуждения, которое создало теорию государственно-правовых отношений. Все эти теории позволили власть имущим внести в сознание людей и зомбировать их законы, управляющие обществом и поддерживающие иерархичность общества. Затем внутри этих теорий и практик развилась новая ложь по управлению обществом современными экономическими и политическими методами, оправданными идеологией деизма.
     Современные правители на вышеуказанных принципах строят всю систему власти, якобы усмиряющую хаотичное, броуновское движение общества. Тем самым власть и наука в этом хаосе определяют свое центральное место, вокруг которого якобы образуется порядок.
     Вот вам читатели и современное средневековье, когда "вокруг цивилизации людей, сплоченной государственными отношениями (читай законодательным и научным порядком) якобы вращается все Мироздание, в котором "процветает" "человек венец Природы" и его "избранные" при помощи плутократических технологий правители, их ученные, наука и мода, модные вещи сродни "Солнцу?", и еще в добавок освещающие путь к прогрессу.
     Вывод: человек своими псевдо истинными теориями и практиками разрушает Единство Мира не воспринимая Его целостность, о которой ниже пишет Александр Жучков"
                Константин Царенко http://www.proza.ru/avtor/tsarenko

     ЖУЧКОВ А.Г.

     ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
     или
     ОБ ОСНОВАХ ФИЛОСОФИИ ЕДИНСТВА


     г. Севастополь, Балаклава
     2006 год

     Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Глава 10. ЕДИНСТВО МИРА

     «Понятие сложности не значит Необъятность,
     но представьте себе, что земное переходит в высшее.
     Нет конца устремлению  в высь. Значит несложно
     представить явления продолжения во всем и во всех
     измерениях. Не ограничивайте явления!»
                (Агни-Йога, Беспредельность,с.10)

     Окружающий мир не может не поражать нас своим многообразием форм и проявлений.  Это многообразие всегда привлекало внимание людей, призывая задуматься над его причинами и происхождением. Воспринимая мир, люди всегда пытались унифицировать, объединить все эти формы и явления в какие-то системы, группы, оценивая их по каким-то определенным признакам, стремясь познать их внутреннее единство. Первоначально этот процесс протекал бессознательно, стихийно, когда признаки определялись произвольно, без учета познания внутреннего содержания. В дальнейшем, по мере познания мира, процесс стал более плодотворным, стали вырисовываться определенные системы, дающие в своей совокупности  достаточно общее представление о мире.
     Если на первых порах мир представлялся как сумма различных вещей, процессов и явлений, взаимодействующих между собой по непонятным закономерностям, и в большей степени представляет собой лишь сумму знаний о мире, то в дальнейшем, по мере развития представлений и знаний о мире, он уже воспринимается нами как некая совокупность различных систем, взаимодействующих по познанным, а чаще всего все также не познанным, но предполагаемым или даже улавливаемым (частично) закономерностям. Стирались грани между пониманием и взаимодействием малых физических систем на основе понимания их единства, но продолжалось разделение между наиболее сложными системами, поскольку не всегда удавалось и удается обнаружить между ними единство. Даже сейчас, с учетом знаний современной науки мы можем говорить о каких-то закономерностях в формировании разных форм жизни, в преобладании каких-то веществ в формировании тех или иных форм жизни, в соотношении право- и левосторонней направленности структурных составляющих, мы, порой, не можем, или не готовы, заметить близость, а тем более признаки Единства, исследуемых объектов. Потому наука до сих пор различает уровни совокупностей вещества на неорганический, органический, а лишь потом разделяет их на различные виды живых существ. Принцип Единства, сокрытый как на уровнях элементарных частиц, атомов, молекул, первичных более плотных образований и вплоть до этапа «разумной жизни», для современной науки оказывается непостигаем.
     (Чуть ниже мы будем говорить о различном значении понятий «Единства» и «Единого». Сейчас же, на этом этапе мы позволим себе, пока, несколько отождествить эти понятия, чтобы понятна была основная идея Единства Мира. Фактически, и об этом мы будем говорить ниже, Единства Мира, как такового, нет, есть лишь Единое. И хотя в дальнейшем мы будем прибегать к понятию «Единство Мира», оно будет использоваться лишь в том значении, которое более доступно для восприятия читателями. Рассуждать о Едином на различных этапах его проявления с читателями, которые едва ли смогут осознать это на всех многомиллионных или даже еще более высоких порядках проявлений, едва ли будет уместным и удобным в данной книге. Мы не будем рассматривать конкретные последовательные этапы проявления Единого, а обратимся лишь к основным, ключевым моментам этих проявлений, которые, надеюсь, позволят читателям увидеть не точную или окончательную схему проявления Единого, а общую, принципиальную схему.)
     Исходя из истории познания мира прежними поколениями человечества, сначала разделение единого мира шло по стихиям (земля, вода, воздух огонь), исходя из которых и объяснялось происхождение и преобразование всего сущего. В последующем мир стал рассматриваться как материальный и духовный, что в общих чертах сохраняется и ныне.
Здесь можно отметить двойственность в восприятии мира: с одной стороны мир признавался единым, с другой - это единство представлялось как сумма, а не совокупность составляющих.
     «...Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Мы не должны унижать космос, полагая, что дело идет о существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным».(11,с.434)
     Различные возникающие в тот период учения по разному подходили к восприятию мира. В одних случаях мир понимался как некое противоборство двух миров (света и тьмы, добра и зла, мира небесного и мира земного и др.), в других взаимодействие этих двух миров понималось не как простое противоборство, а как управляемый Высшим Началом процесс. Именно второй подход позволяет более правильно познать единство мира, признавая в то же время его сложность и многообразие. Но признание наличия Высшего Начала ставило перед исследователями вопрос о соотношении уже не между двумя противоположностями, а между миром и этим Началом с соблюдением при этом принципа Единства. Вселенная, чаще всего, понималась как сумма Всего, а не как совокупность Всего. Включить Начала в сам мир - означало бы приуменьшить его значимость по отношению к миру.
     Платон следующим образом описывал свое представление о Мире:
     «Видимым ничто не может стать без участия огня, а осязаемым - без чего-то твердого, твердым же ничто не может стать без земли. По этой причине бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли. Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещение средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выясниться, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство.
     При этом если бы телу Вселенной надлежало стать простой плоскостью без глубины, было бы достаточно одного среднего члена для сопряжения его самого с крайними. Однако оно должно было стать трехмерным, а трехмерные предметы никогда не сопрягаются через один средний член, но всегда через два. Поэтому бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего остановил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде. Так он сопряг их, построя из них небо, видимое и осязаемое.
     На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре, родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самоотверженность не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил.
При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком ... не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы».(11,с.435)
     Единство Всего Сущего не может быть познано и осознано без познания самого Сущего, всего многообразия форм его проявления и происходящих в них изменений. Поэтому уже в самом начале нашего разговора о Единстве нам необходимо кратко остановиться на вопросах строения Мира. Надо определиться, что все во Вселенной (а пока мы, говоря о Мире, можем говорить о нашей Вселенной, как максимально известной науке по масштабности структуре) имеет свою конкретную структуру, что все в ней Материально и Духовно, понимая под последними самые утонченные формы их существования, какие мы только можем представить.
     «Оккультизм суммирует Единое Сущее так: «Божество есть сокровенный, живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому невидимому Присутствию - Свет, Тепло и Влага», эта троица вмещает в себе все и является причиной всех феноменов в Природе. Интра-космическое движение вечно и непрерывно; космическое движение, видимое или то, которое подлежит познаванию, конечно и периодично. ...Эзотерическая доктрина ... учит, что единая, бесконечная и непознаваемая Сущность существует от Вечности, являясь пассивной, либо активной в регулярной и гармонической последовательности».(1,т.1,с.37)
     Не менее сложным является понимание соотношения материального и духовного мира. Именно на понимании соотношения этих двух понятий - «материальность» и «духовность» - многие учения и исследователи заходили в тупики, очевидные противоречия, что и вызывало в дальнейшем ряд нареканий, критики и прямых гонений на их авторов.
     Идеализм, отдавая приоритет духовному миру, полагал материальным мир иллюзией, проявлением духовного мира. Материализм, признавая первичность материи, ограничивал единство и целостность мира лишь тем, что реально существует, фактически сводя все к уровню вещественного восприятия, полагая духовный мир лишь функцией мыслительной деятельности человека.
     «Единство мира состоит не в его бытии, хотя и его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым.  Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания».(31,с.42)
     Если кратко изложить основные подходы в понимании единства мира различными учениями, то это может выглядеть примерно так:
1. Единство мира определяется тем, что он возник из единой материальной элементарной первоосновы (ионийцы).
2. Единство мира определяется подчинением его единым математическим законам и числам (пифагорейцы).
3. Единство мира определяется через существование вечных и неподвижных истин (Платон - в трактовке его современных исследователей).
4. Единство мира определяется единой его материальной основой - материальных атомов (Демокрит).
5. Единство мира определяется единством содержания, заключенного в формах (Аристотель).
6. Единство мира определяется творением и божественным замыслом (христианство).
     Именно платоновское понимание Единства Мира, но несколько в более глубокой его трактовке, к которой мы неоднократно еще будем обращаться, кажется мне более правильным. И речь идет не о глубине содержания  вышеизложенной его мысли, а о том, чт; он в это вкладывает.
     (Но чтобы понять Платона, как человека Посвященного в оккультные знания, надо, хотя бы, для начала, признать реальное существование и ценность этих знаний, а в дальнейшем  попытаться на доступном уровне осознать их. И лишь тогда Платон и его труды откроются для его исследователей на совершенно ином, более высоком и великом уровне, которые сейчас его нынешним исследователям недоступны. Труды Платона, публикуемые ныне, в том числе с различными комментариями, свидетельствуют о том, что Платон, понимая ответственность за сохранность доверенных ему знаний, справился с этим вполне успешно, поскольку оказался в большей степени не понятым его исследователями. Его величайший философский, а правильнее было бы сказать, труд в области космогонии, - «Парменид» - до сих пор оказался недоступен для многих исследователей. Его, казалось бы, противоречивые рассуждения о «Бытие», «Небытие» и «Бытие-Небытие» одновременно заводили в тупик многих исследователей. И только с позиций, позволяющих взглянуть на Мир как на Единое на различных этапах его проявления, эти противоречия исчезают. Об этом мы еще будем говорить в последующих главах).
     В настоящее время в философии можно отметить еще два следующих основных направления в вопросе о единстве и многообразии мира: монизм - единство мира определяется наличием какого-то единого начала, первоосновы мира (Идея, Дух, атом, субстанция и т.д.); и плюрализм - единство мира определяется наличием множества несводимых друг к другу оснований мира. Первое направление, в чем-то, достаточно близко к рассматриваемому в данной книге представлению о Едином и Единстве Мира, однако отсутствие реального представления о понятиях «Идея», «Дух», «атом» и «субстанция», фактически, уводят исследователей в область общих рассуждений, не позволяя понять суть этих понятий, а, вместе с тем, и само Единое. Второе направление в большей степени соответствует позиции современной науки, которая достаточно часто сталкивается с противоречиями в понимании основ мира, а, потому, оказывается не в состоянии увидеть Единое там, где оно реально и очевидно.
     Проблема понимания Единства Мира непосредственно связана с проблемой первичности, наличием какого-то единого начала, объединяющего все существующие формы, процессы и явления. Непосредственно этому вопросу будет посвящены несколько следующих глав книги, где речь пойдет о первичности, сейчас же будем исходить их того, что мир имеет Единое Начало, будь то либо единичным, либо совокупностью различных, несводимых друг к другу начал. Только став на позицию, что в основе мира лежит что-то Единое, можно говорить, о том, что сам Мир Един.
     В различных религиозных учениях мир принято разделять на несколько сфер, уровней или разделов. Наиболее простым разделением мира считается определение в нем трех основных миров: небеса, населенные богами; земля, населенная людьми; и преисподняя, обитель демонов и злых духов. Каждый из этих миров может разделяться еще на ряд сфер или обителей. Так, говоря о небесах, в Ветхом завете можно насчитать два, в Новом - три, а согласно талмудической традиции - небес семь, по мусульманскому представлению - существует семь сфер, выше которых находится рай, подразделенный на семь ярусов. Согласно мусульманской космогонии мироздание делится на 29 этажей.
     Современная наука подразделяет мир на два уровня: макрокосмос и микрокосмос. Эти уровни, в свою очередь подразделяются еще на несколько подуровней, в зависимости от избранной системы отсчета. Микрокосмос, например, разделяют на молекулярный, атомный уровни, а так же на уровень элементарных частиц, а Макрокосмос разделяют на планеты и звезды, созвездия, системы, галактики, метагалактики и др. Что же касается Духовного Мира, то современная наука рассматривает его как свойство высокоорганизованной материи, а не как некую самостоятельную область (сферу) проявления Вселенной, а тем более Мира.
Оккультные науки также имеют свою схему строения мира, где наша Планетарная цепь разделяется на 7 планов.
      «Почему говорится, что Лученосное Естество усемеряется, семь внутри, семь вовне?
Потому что у него есть семь принципов на плане проявленного и семь на плане непроявленного. Всегда аргументируйте с использованием аналогий и применяйте аксиому «Как наверху, так и внизу».(4,с.102)
     И хотя данное высказывание относится по смыслу высказывания лишь к нашей Планетарной Цепи, в последующих разделах книги мы неоднократно будем находить подтверждение того, что и весь Мир можно рассматривать как семеричную систему. Именно по этому в следующих двух разделах речь будет идти о 7 Космических Принципах (которые внутри) и 7 Вселенских Принципах (которые вовне).
     «Пред-Гималайский Оккультизм с его семеричным разделением, именно, в силу этой семеричности, должен рассматриваться, как наиболее древний, как первоисточник всех прочих».(1,т.2,с.758)
      «Число Семь, основное число среди всех прочих чисел в религиозной системе каждого народа от Космогонии и до человека, должно иметь свою основную причину. Его находят у древних американцев таким же преобладающим, как и среди архаических арийцев и египтян.
...Пифагор ... называет его «Носителем Жизни», заключающим в себе тело и душу, ибо оно состоит из четверицы, то есть: Мудрости и Рассудка; и Троицы или же действия и материи».(1,т.2,с.48)
     «Пифагорейцы считали число семь, или же Гептагон, религиозным и совершенным числом. ...Посредством чего все во Вселенной и в человечестве приводится к своему концу, то есть, к своему завершению».(1,т.2,с.757)
     «Именно знание законов природы делает из числа семь основное число в Природе, в проявленном мире или, во всяком случае, в нашем настоящем земном цикле жизни, и чудесное понимание его действия - открыли Древним столько тайн Природы».(1,т.2,с.781)
Несмотря на различие в подходе к строению мира, все эти взгляды объединяет то, что они рассматривают мир как единое целое, а определяемые рубежи, сферы и уровни - это лишь различные этапы изменения мира.
     Каждое из вышеуказанных подходов на своем уровне пытается показать единство всего многообразия мира.
     «Макрокосм и микрокосм рефлектируют явление одно и то же».(18,ч.1с.18)
Важное значение для понимания Единства Мира имеет не только единство в его проявленном построении, но и принципиальное Единство в его сути. Раскрытие данного аспекта невозможно без рассмотрения понятий проявленное и непроявленное. В разделах о Космических и Вселенских Принципах мы будем говорить о данных понятиях более подробно, а сейчас остановимся лишь на понятиях Пралайя1) и Манвантара2), которые непосредственно связаны с проявленным и непроявленным.
     «Выражение «Семь Вечностей» используется по неизменному закону аналогий. Как Манвантара делится на семь периодов, так же и Пралайя; как день состоит из двенадцати часов, так же и ночь. Разве можно сказать, что, раз мы спим ночью и перестаем осознавать время, значит, часы не идут? Пралайя - это «ночь» после «дня» Манвантары. С нами никого нет, и сознание, как и все остальное, спит. Но, так как оно существует и вовремя Манвантары полностью пребывает в состоянии активности, и так как мы полностью отдаем себе отчет в том, что закон аналогии и периодичности непреложен и как таковой действует одинаково в обоих случаях, почему же мы не можем употребить это выражение?»(4,с.17)
     «Если хотите, можете называть вечность относительной, или Манвантарной и Пралаической».(4,с.18)
     «Во время Пралайи все дифференцированные единицы исчезают из феноменальной Вселенной и сливаются или, скорее, переходят в Одно ноуменальное Целое.
     Пралайя - это растворение видимого в невидимом, разнородного в однородном, следовательно, это время покоя. Даже космическая материя, несмотря на то, что она в своей основе неразрушима, должна иметь время покоя для возвращения в состояние Лайя.   Абсолютность все содержащей Единой Сущности должна проявлять себя одинаково как во время покоя, так и во время активности».(4,с.19)
     «Слова «Манвантара» или, вернее, «Ману-атара» в действительности означает промежуток «между двумя Ману», число которых в «Дне Брамы» составляет 14, причем «День» состоит из 1000 совокупностей четырех веков, или 1000 Великих Веков - Маха-Юг».(4,с.91)
     «Вряд ли можно описать в нескольких словах или даже томах процесс, который начинается в состояния «небытия» и завершается окончанием Маха-Пралайи. Это всего лишь аллегорические образы невидимых и непознанных первозданных разумных сущностей, атомов оккультной науки (Сам Брама называется Ану или Атом), формирующихся и дифференцирующих безграничный океан первичного лученосного естества. Отношение и соответствие между «пахтаньем океана» и «войной на Небесах» слишком долго и трудно объяснять. В своем низшем символическом аспекте эта «война на небесах» продолжается вечно. Дифференциация - это контраст, уравновешивание противоположностей, и, пока это существует, будет продолжаться «война», или борьба. Конечно, имеются различные стадии и аспекты этой войны, как, например, астрономический и физический. Все, рожденное во время Манвантары, участвуют в «войне на Небесах», а также и на Земле. В этом принимают участие все четырнадцать основных и подчиненных Ману, осуществляющих контроль над нашим циклом Манвантары, и все бесчисленные Силы, человеческие либо другие, которые происходят от этих Сил. Идет постоянная борьба и корректировка, ибо все стремится к гармонии и равновесию, которые на самом деле должны быть достигнуты до обретения какой-либо формы. Составляющие нас элементы, частицы нашего тела, постоянно находятся в состоянии войны: одни вытесняют другие, сами подвергаясь ежеминутным изменениям. Во время «пахтанья океана» Богами пришли Наги, и некоторые из них украли Амриту - воду Бессмертия, и - и так началась война между Богами и Асурами, небогами, и Боги потерпели поражение. Это относится к образованию Вселенной и дифференциации первичной первозданной материи. Но не забывайте, что это всего лишь космогонический аспект - одно из семи значений. «Война на Небесах» также имеет непосредственное отношение к эволюции интеллектуального принципа человечества. И это - метафизический ключ».(4,с.101-102)
     «Существует три вида Пралай и Манвантар:
1. Общая или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.
2. Солнечная Пралайя и Манвантара.
3. Малая пралайя и манвантара.
     Когда Маха-Пралайя закончена, мировая Манвантара начинается. Тогда вся Вселенная должна быть эволюционирована заново. Когда наступает Пралайя солнечной системы, она касается лишь этой солнечной системы. Одна солнечная Пралайя равна семи малым пралайям. Малые пралайи касаются лишь нашей маленькой цепи планет.  Кроме этого, в малой пралайе существует еще условие планетного покоя, или, как говорят астрономы, «смерть» - подобно нашей теперешней Луне».(7,с.277)
     «Существуют циклы в 7, 11, 21, 77, 107,700, 11000, 21000 и т.д.; столько-то циклов образуют один большой и т.д.».(7,с.194)
     (Очень упрощенно говоря, Пралайя - это одно из состояний Бытия, именуемое как растворение Всего или Непроявленное, а Манвантара - это некий временной промежуток, представляющий собой совокупность состояний Непроявленного, Проявленного (и промежуточных для них состояний)  Бытия.)
     В современной науке существуют различные представления об этапах возникновения Вселенной. Наиболее часто упоминаются «теория пульсирующей Вселенной» и «теория Великого Взрыва». Основными этапами данных теорий можно назвать следующие: этап, когда вся Вселенная находится в одной точке; этап разлетающейся или расширяющейся Вселенной и этап сжатия Вселенной в дальнейшем в нечто единое. Применительно к эзотерическим знаниям их можно рассматривать как Манвантарическое существование Вселенной или временные этапы существования проявленной Вселенной. Так, этап существования Вселенной «в точке» (до начала «пульсации» или до «Великого Взрыва»), можно рассматривать как изначальный этап проявления, а этапы разлетающейся (расширяющейся) и/или сжимающейся в дальнейшем Вселенной - это лишь формы ее проявления. Рассматривая эти этапы с позиции времени, они лишь часть Манвантары (временного периода). Вместе с тем, если использовать индийскую трактовку этапов существования Вселенной, то эти этапы охватывают собой лишь (половину) временного периода - «суток Брамы»: есть «Ночь Брамы», равная по своей продолжительности «Дню Брамы» - этапу проявления и обратного сжатия Вселенной, а также существованием «утренних и вечерних сумерек» и «день Брамы» - как раз этапы проявления (развития, разлета Вселенной) и свертывания (сжатия или собирание «в точку» Вселенной). «Ночь Брамы»  и близкие к ней этапы «сумерек» для современной науки остаются неведомыми. Именно «Сутки Брамы» можно рассматривать как временную характеристику существования Вселенной, своеобразную Манвантару. (Кстати, в Индии есть и еще большие временные системы отсчета, например, «Год Брамы» и др.)
     Что же касается физического состояния Вселенной или каких-то ее составляющих, то здесь было бы, в какой-то степени, допустимо использовать следующие этапы: Вселенная «в точке» - Проявление Вселенной - Свертывание (растворение) Вселенной - Вселенная «в точке». Но здесь совершенно теряется смысл понятия Пралайи, которая, опять же достаточно условно,  «начинается» с завершения «свертывания Вселенной» и «заканчивается»  началом «проявления Вселенной». Этап «Ночи Брамы», то есть когда Вселенная находится в состоянии Пралайи (или в состоянии «полного растворения», равного по времени «Дню Брамы» или этапу «проявления Вселенной», ни одно из известных учений или систем мировоззрений, кроме как основанных на оккультных знаниях, не рассматривает. Иначе говоря, этапы «сумерек Брамы»: этап «рассвета» (начала проявления или завершение этапа Пралайи или растворения) и этап «заката» (завершения проявления или начала Пралайи растворения), а тем более этап «Ночи Брамы», таким учениям вообще не ведом или, по крайней мере, они о них не говорят открыто.
     Таким образом, наука рассматривает лишь этап проявленной Вселенной, не допуская даже наличие этапа, когда даже «Вселенная в точке» может исчезнуть и существовать какое-то время еще в более тонком (изначальном) состоянии.
     Оккультная наука говорит о том, что так называемая, «ночная» часть «суток Брамы» представляет собой этап существования Вселенной в состоянии Пралайи, когда она находится в непроявленном состоянии. И это не просто аналогия с земным представлением о времени существования Вселенной (утро, день, вечер и ночь), а гораздо более глубокое понимание смысла существования Вселенной.
     «Предыдущая объективная Вселенная растворилась в свою единую, первичную и вечную Причину и, так сказать, сохраняется в состоянии растворения в Пространстве, чтобы снова дифференцироваться и выкристаллизоваться заново к следующей Заре Манвантары, являющейся началом Нового Дня или деятельности Брамы - символа Вселенной. В эзотерической фразеологии Брама есть Отец-Матерь-Сын или Дух, Душа и Тело одновременно».(1,т.1,с.86)
Если исходить из научного представления об этапах существования Вселенной, то такой подход лишает эту Вселенную самого смысла существования: материя, ранее находившаяся в точке, затем расширяясь, приобретает формы проявленной Вселенной, в конечном итоге вновь возвращается в состоянии материи «в точке», после чего этот цикл повторяется. Принцип «ничто из ничего не возникает и ничто не исчезает бесследно» лишает такую Вселенную какого-либо смысла ее проявлений: количество материи, существовавшей до начала «разлета» или «Взрыва» должно быть сохранено и в конечной стадии, когда Вселенная вновь возвратиться «в точку».
     Если  материя - это то изначальное (первичное), из чего состоит все во Вселенной, в том числе и различные качества и свойства, то, независимо от дальнейших этапов проявлений все происходящих во Вселенной и качественных изменений (положительных и отрицательных), сумма материи останется той же самой, не приобретя ни чего нового, более совершенного, а, следовательно, представляет собой некую цикличную замкнутую систему, которая, в конечном счете исчерпает сама себя. Иначе говоря, если какие бы то ни были изменения не происходят во Вселенной (эволюционные или инволюционные), а в конечном итоге все это вернется в исходное состояние как в количественном, так и в качественном плане, то в чем тогда смысл существования Вселенной и всего в ней сущего?
     Оккультная наука рассматривает этот вопрос иначе. Она говорит, хотя и достаточно кратко, о Пралайе, то есть этапе, когда даже так называемая  «Вселенная в точке» растворяется дальше и этот этап равен этапу существования проявленной Вселенной - Ночь Брамы» равна «Дню Брамы». При этом само понятие «материя», понимаемое современной наукой как нечто изначальное во Вселенной, исчезает, поскольку перестает существовать и сама проявленная Вселенная. Все процессы переходят на качественно новый уровень понимания - энергетический, который, в свою очередь, также подразделяется на ряд этапов (Принципов) или уровней восприятия и понимания. И здесь продолжают существовать сути  (принципиальные основы) тех качественных изменений, которые происходили на уровне проявленной Вселенной с различными материальными формами, но уже на гораздо значительно Тонком уровне. Это, прежде всего, относится к духовным качествам или духовным процессам и явлениям, суть которых является энергетической на значительно более тонком плане.  В зависимости от значения этих качеств и их соотношения во Вселенной, которая растворилась до уровня непроявленной, будет зависеть не только будущее количественное значение материи в новой Вселенной, но и этап ее проявления, разнообразие форм, а также длительность существования.
     В различных учениях можно проследить влияние одного и того же принципа построения на разных уровнях его проявления, поскольку в основе всякого изменения лежит взаимодействие скрытого содержания объектов, хотя само взаимодействие может осуществляться через их форму. Но именно содержание или качественные изменения, происходящие с той или иной формой, являются основой любой эволюции и определяют, в конечном итоге, смысл существования как отдельно взятой формы, их совокупностей, так и всей Вселенной. Именно поэтому оккультная картина Вселенной позволяет видеть смысл существования последний и чего нет в научной картине мира или других учениях, не признающих оккультные знания.
Единство мира и его закономерности не могут рассматриваться без таких характеристик, как всеобщее, единичное и Единое. Эти понятия тесно связаны друг с другом, но их нельзя отождествлять.
     Всеобщее включает в себя лишь наиболее общие характеристики индивидуального, характерные для данной группы объектов или явлений, в то время как единичное, наряду с этими общими характеристиками, несет в себе еще и сугубо индивидуальные. Так, характеристика атомов - это всеобщее, а, например, характеристика атома водорода - это индивидуальное или единичное. Всеобщее - признак совокупности составляющих единичных.
Единое же не есть совокупность, ибо единство исключает множественность, делимость. Более подробно мы еще вернемся к этому вопросу в главе о парадоксах Абсолюта.
     «Вечный закон Беспредельности - дифференциация, взаимоиспытание и вечное собирание разъединенных атомов, несущих проявление начал. Космос начертан, как  великий строитель и сердце космической энергии. Строитель Космос и его отражение микрокосм живут тем же законом. И живет в Космосе беспредельная гармонизация».(18,ч.1,с.57)
     Правильное понимание сущности гармонии и стремление к ней заложено в понимании Единства Вселенной и ее Высшего Смысла.
     Важным моментом в понимании Единства Мира является осознание действующих в мире закономерностей. То, что все в мире подчинено определенным Законам, не вызывает сомнения ни в одном из приведенных  выше учений. В мире ничего не происходит без проявления каких-то закономерностей. Любая случайность, какой бы очевидной она нами не воспринималась, в действительности есть пока еще непознанная закономерность.
     «Созданное одним общим законом Космоса не разобщается велением космической энергии. Во всем пространстве явлено единение, и этот закон отражается во всех явлениях жизни».(18,ч.1,с.48)
     Говоря о закономерностях мира необходимо отметить, что чем ближе мы приближаемся к уровню первоосновы, тем сложнее нам отмечать выявление таких закономерностей.
     «Насколько люди обезобразили все великие космические законы! Насколько люди отошли от Истины! ...Сущность жизненного принципа настолько сложна, что человечество должно призадуматься над законом космического магнита. Ведь сложность так высока, что представление сущности так близко касается утверждения самого смысла Бытия. Когда установим разумное соотношение между силою дифференциации и собиранием магнитом, тогда можем установить ту связь, на которой держится Вселенная. Нужно понять, что каждый диссонанс являет в пространстве цепь разрушения. Явление каждого взрыва потрясает пространство, и те возможности, которые часто собраны вокруг духа, волнами взрыва относятся вновь. Настолько же противоположно действие гармонии».(18,ч.1,с.105)
     Обычно под законом понимается объективно существующая необходимая связь явлений, вытекающая из их внутренней природы, их сущности. Выявление человеком этих законов становится возможным лишь тогда, когда они становятся доступными для восприятия как непосредственно органами чувств, так и посредством различных приборов. Объективный характер законов определяется тем, что они существуют и действуют независимо от нашего субъективного их восприятия. Любая связь, существующая между объектами, на любом уровне осуществляется на основе соответствующих законов. Даже там, где мы не  можем выявить проявление каких-либо закономерностей, мы вынуждены признавать, что в силу определенных условий проявляется не уже известный нам закон, а иной,  пока еще недоступный для нашего восприятия. И чем на более тонком уровне находится объект исследования, тем сложнее нам замечать действующие там закономерности.
     Последующие разделы книги позволят читателю более подробно разобраться в вышесказанном и понять Единство Мира, взаимосвязь всех форм во Вселенной и, в конечном итоге, могут помочь читателю осознать место, роль и ответственность человека и человечества за свою жизнь перед Вселенной.
 


Рецензии