47. Гражданская позиция поэта

№ 47. Гражданская позиция ПОЭТА

К рецензии уважаемой  Эли Китара на публикацию «Письмо автору стихотворений по имени Фома Фёдорова» (Татьяна Жилина) http://www.proza.ru/2009/09/16/93

«Хочу задать один вопрос:
Может ли Поэт, на Ваш взгляд, не иметь гражданской позиции? Вообще - человек искусства?
Эля Китара   19.12.2010 22:32»

Татьяна Жилина

Уважаемая Эля. Вы спрашиваете,  может ли человек искусства и поэт, в том числе, не иметь гражданской позиции.

Односложным и простым ответом на Ваш вопрос не обойтись.
 
Именно по той причине, что, на мой взгляд, заданный Вами вопрос весьма актуален, и постольку, поскольку ответ на него оказался довольно объёмным, я приняла решение опубликовать его в качестве самостоятельной статьи раздела «публицистика».

 Вполне естественно то, что я рассматриваю данную проблему с точки зрения своей социальной позиции.

Какой именно ответ Вы, уважаемая Эля, хотели бы и ожидали получить?

 Полагаю, что, прежде всего, он должен быть искренний.

Может ли быть на этот вопрос однозначный ответ? Думаю, что «нет».

Это тема целого трактата.

В самом деле, у каждого гражданина, кем бы он ни был и чем бы он не занимался,  есть его личная гражданская позиция, зависящая от множества факторов.
 
Творчество человека искусства, музыканта или танцора, художника, писателя или поэта, носит отражение его гражданской позиции в том,  ЧТО и как он делает, с какой целью и на кого ориентирован конечный продукт его мастерства.

Вопрос, как я понимаю, сводится не просто к «гражданской позиции», а к «высокой гражданской позиции», под которой принято подразумевать «патриотизм».

Для более или менее полного ответа трудно ограничиться парой-тройкой тезисов.

Всё дело заключается в неоднозначности термина «гражданская позиция», с одной стороны, и противоречивости различных отношений к нему, с другой стороны.
 
Во-первых, одна из проблем состоит в том, что суть понятия «гражданская позиция» различна и противоречива при её сравнивании применительно к одной, отдельно взятой, стране и ко всей Планете Земля.

Во-вторых, проблему создаёт то, что сама смысловая нагрузка словосочетания «гражданская позиция» имеет неодинаковый вес для граждан внутри одного и того же государства в различные исторические периоды.

В-третьих, усугубляет подход к проблеме то, что смысловой акцент данного словосочетания не одинаков в понимании различными гражданами.
 
В-четвёртых, неоднозначна суть самого вопроса: «Может ли Поэт  не иметь гражданской позиции? Вообще - человек искусства»?

Для человека искусства неоднозначны понятия «гражданской позиции» и «ВЫСОКОЙ гражданской позиции», подразумевающей, как это принято, патриотизм граждан определённой страны, в условиях полной гармонии во взаимодействии личности и государства, чего, впрочем, не знает вся история человечества.

И, наконец, в-пятых, проблемным острым углом являются вопросы конкретизации того,  что может служить критериями в оценке продукта творчества, и кто определяет эти критерии, и даёт оценки поэту или вообще человеку искусства по результатам его творчества и выносит вердикт о «гражданской позиции», с точки зрения  «высокой  гражданской позиции» истинного патриота.
 
«Гражданская позиция» – это выполнение человеком долга создания на Планете ЗЕМЛЯ гармонии жизни без ущемления чьих-либо прав и без нарушения чьей-либо воли.
 
Вне границ одного государства, «гражданская позиция» заключается в личностном возмужании, способности анализировать, делать выводы, принимать решения и активно проявлять общественно полезную деятельность.
 
Зрелые и интеллектуально развитые граждане могут направлять свои усилия не столько на влияние в области политики и экономики, сколько на вопросы социального плана. То есть, писать, например, картины или книги для популяризации идей здравомыслия.
 
Однако, «гражданская позиция», всеобщая, вне границ государства не есть эквивалент индивидуальной «гражданской позиции» внутри отдельно взятого государства.
 
Истинному гражданину государства свойственен патриотизм, заключающийся не только в любви к родине, но и в выполнении гражданского долга перед отечеством, готовности ради его блага идти на героические жертвы.

О всеобщей всемирной гармонии и соблюдении прав и воли человека в рамках одной страны речи не идёт.

Говоря о патриотизме, мы подразумеваем безоговорочное и утопическое совпадение интересов человека и государства.

В истории на практике имеет место  нарушение баланса интересов, другими словами, несовпадение интересов личности и государства.

Кроме того, между представителями различных социальных групп также наблюдаются противоречия, в том числе, и антагонистические.
 
Столкновение несовпадающих интересов правящих кругов и народа на отрезке одного исторического периода или на стыке смежных исторических периодов, приводит, соответственно, к противостоянию согласных со стратегией и тактикой правительства и протестующих против антинародной деятельности правительства. 

«Гражданская позиция» представителей противоборствующих политических лагерей не может быть единой, как однозначно не может быть объективной оценка их «гражданской позиции» при субъективности взглядов на её правомерность.
 
Одним из примеров непримиримого столкновения власти и несогласных с ней прогрессивных кругов интеллигенции в истории России может служить движение декабристов 1825 года, восставших против самодержавия и крепостничества. В результате разгрома движения восставших пятеро «самых опасных преступников» были повешены, остальные  сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Репрессиям подверглось свыше трёх тысяч солдат.

Отношение правящих кругов к «гражданской позиции» может колебаться, подобно маятнику часов, в ту или иную сторону и радикально изменяться в зависимости от уровня их собственной «гражданской позиции» и полярности их интересов.
 
Например, то, что в штормах  Октябрьской 1917 года революции и смерчах Гражданской войны 1918 – 1920 годов молодой властью считалось предательством, презиралось, преследовалось, может на поверку времени приобрести акцент самоотверженности, героизма, патриотизма.
 
И наоборот, то, что новым правительством той поры считалось героизмом, по прошествии определённого времени, может рассматриваться открыто верхами и современниками не только как незаконные действия против монархического строя и как антинародное движение, но и как проявление предательства, безнравственности и бесчеловечности.

Итак, с какой колокольни рассматривать понятие «ГРАЖДАНСКАЯ позиция» человека в государстве в период Гражданской войны 1918-1920 годов в России?

 «Смешались в кучу кони, люди»… М.Ю.Лермонтов, «Бородино».

Рабочие, крестьяне, казаки, офицеры, солдаты.  Белые и Красные! Одни и другие выполняли свой гражданский долг, беззаветно и героически боролись за Отчизну, среди тех и других были творческие личности.
 
Чью позицию тех горячих и бурных исторических времён можно считать ГРАЖДАНСКОЙ!
 
Есть и другой аспект в рассматривании данного вопроса.

Понятие «гражданской позиции», как и гражданственности, стоит в связке с понятием патриотизма. Здесь кроется ещё один подводный камень противоречия.

Патриотизм – по определению, нами воспринимается односторонне: НАРОД – РОДИНЕ.
 
Независимо от того, насколько эквивалентно обратное: РОДИНА – НАРОДУ.

«Гражданскую позицию» тех, кто  однобокое и несправедливое отношение к народу со стороны правящих кругов государства  принимает как норму,  будь то в творчестве или в повседневной жизни, при соответствующих прочих факторах, верхи будут рассматривать как патриотическую.
 
Однако отношение к вопросу «гражданской позиции» в подобной и, как правило, обычной ситуации  не безоговорочно, в зависимости от того, с какой стороны смотреть, сверху вниз или снизу вверх.
 
Для патриотов сознательная общественно полезная их деятельность, особенно в области искусства, может быть отнесена, как принято говорить, к деятельности человека, обладающего ВЫСОКОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬЮ, в то время как у всех граждан - просто гражданское,  гибкое или твёрдое, но дифференцированное, отношение к родине и своим народам.

Что касается поэта, то поэт пишет не только и не столько потому, что любит или не любит родину,  её природу и народ, а потому, что не может не писать.  Проявляется же его «гражданская позиция» и гражданственность в том, ЧТО именно он пишет, а не - почему он это делает.
 
Попробую  постараться посмотреть на проблему под другим углом зрения, а именно,  исходя из моей «гражданской позиции».

Слово «ГРАЖДАНСКАЯ» включает в себя глубокий смысл.

Исходить надо от корня слова, «ГРАЖДАН».
 
Во-первых, ГРАЖДАНин есть физическое лицо, как правило, живущее в обществе других ГРАЖДАН, скорее отличающихся одни от других, чем похожих.

Во-вторых, «ГРАЖДАНская позиция» подразумевает, в главном, придерживание принятых в обществе правил и законопослушание, выполнение обязательств и долга, взаимное уважение, добропорядочность и служение общему делу, направленному на ПРОЦВЕТАНИЕ страны, достойную жизнь народов и гармоничное развитие личности.
 
Но постольку, поскольку все ГРАЖДАНЕ неодинаковы внутренне, сами по себе, и живут в различных внешних условиях, то и отношение к стране проживания как «гражданская позиция» напрямую зависит от личностных характеристик граждан и их отношения к имеющим место общественным условностям.

Давайте подумаем, что представляет собой этот конкретный ГРАЖДАНИН, хотя бы в общих чертах?  Личность. Индивидуум. ЧЕЛОВЕК.

Важны все аспекты в подходе к определению.

Весь комплекс личностных факторов и каждого отдельно взятого фактора оказывают то или иное влияние на отношение личности к политике и историческим событиям, которые, в свою очередь,  создают его ГРАЖДАНСКУЮ полярность, независимо от того, является ли человек творческой личностью или нет.
 
От набора личностных качеств индивидуума зависит то, к какой цели он стремится и какой путь выбирает: безразличия и пассивности, притворства и лицемерия, протеста и активной борьбы.
 
Творчество поэта или человека другого вида искусства не может быть независимым от субъективных факторов, как-то, индивидуальных особенностей личности, а также от множественных объективных факторов внешнего влияния, определяющих её «гражданскую позицию».

Что хорошо для одного, то может быть плохо для другого.

Всё – относительно в многогранности мира.

Даже изменение только одного из факторов, например, фамилии, или внутриполитической ориентации правительства, может повлечь за собой цепь непредсказуемых перемен, в том числе и трансформации «гражданской позиции».

Теперь, надеюсь, уважаемая Эля, Вы убедились в том, что рассуждения в Вашей семье по вопросу «ГРАЖДАНСКОЙ позиции» человека искусства  вполне закономерно не заканчиваются, упираясь в тупики замкнутой цепи коридоров лабиринта противоречий и условностей.
 
Поэтому мы, несмотря на долгий путь к истине, ещё не ответили на главный вопрос.

Какая же разница и противоречие между понятием «гражданская позиция» творческой личности вне государственных границ и внутри них?

Мудрено, ибо понятие «гражданская позиция», как и понятие «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ», имеют избирательные корни, строгую полярность, в основе чего лежит степень нравственности, чувства долга и ответственности перед родиной и народом, что в большей степени должно превалировать у творческой личности, в том числе у поэта.

На самом деле, убеждения передовой прослойки граждан общества часто не лежат в плоскости интересов правящих кругов. Их творчество не признаётся, а они сами подвергаются преследованию и воздействию различными рычагами прессинга.
   
Лично я не отношу себя к числу поэтов или прозаиков.

То, что я пишу, не есть эксклюзив или открытие Америки.
 
Это есть, на мой взгляд, безусловная любовь к Отечеству в равновесии со здравым отношением к негативу, по моему убеждению, имеющему место в стране на данном историческом отрезке времени.

Не сочтите, пожалуйста, за нескромность мою смелость предложить Вам ряд ссылок на мои стихотворения, в которых просматривается моё жизненное и гражданское кредо.

Должна признаться в том, что сама удивилась тому, каким обширным оказался ассортимент предлагаемых  Вам на выбор стихотворений из общего числа, прямо или косвенно, имеющих отношение к рассматриваемой теме.

Акварель порта http://www.stihi.ru/2010/03/15/6029
Сквозь поэтическую призму http://www.stihi.ru/2010/04/24/9640
Поэта глас http://www.stihi.ru/2009/12/08/6780
Поэта не напрасен труд http://www.stihi.ru/2010/05/25/8132
Набат http://www.stihi.ru/2009/10/14/3932

Кредо жизни http://www.stihi.ru/2009/10/20/7587
Поэта слог http://www.stihi.ru/2010/07/02/5362
Истина дороже http://www.stihi.ru/2010/12/09/3589
Поэт - мятежник и неистовый бунтарь http://www.stihi.ru/2010/12/08/9420
С песней по Земле http://www.stihi.ru/2010/09/29/3005

Контрасты и, берегите мир http://www.stihi.ru/2010/03/12/1827
Поэт – народа авангард http://www.stihi.ru/2010/02/25/7237
Поэт, бери своё перо http://www.stihi.ru/2010/02/06/2854
Моя многострадальная и милая отчизна! http://www.stihi.ru/2009/08/03/5946
О Родине. http://www.stihi.ru/2009/04/01/3529

Ностальгия http://www.stihi.ru/2009/03/30/4932
На берегу стою, скучая http://www.stihi.ru/2009/10/08/341
Смотрю на двор через окно и не могу понять http://www.stihi.ru/2009/04/05/5451
Не понаслышке мне давно известно http://www.stihi.ru/2009/04/06/6537
Праведность http://www.stihi.ru/2010/07/18/5431

На вид http://www.stihi.ru/2010/12/12/7463
Перед собой и Богом http://www.stihi.ru/2010/10/01/9001
Не забуду http://www.stihi.ru/2010/09/22/6569
Будущее стёрто http://www.stihi.ru/2010/09/09/8765
В ответе http://www.stihi.ru/2010/09/08/2495

Гарантий нет http://www.stihi.ru/2010/09/02/4146
До рокового срока http://www.stihi.ru/2010/08/24/2748
Не выбираем http://www.stihi.ru/2010/07/22/6029
Кто знает http://www.stihi.ru/2010/06/24/5616
Свой путь вольны мы сами выбирать… http://www.stihi.ru/2010/06/01/8124

К возрождению http://www.stihi.ru/2010/05/31/2711
России возвратите силу, славу и величье http://www.stihi.ru/2010/04/25/3970
Прощайте, голуби http://www.stihi.ru/2010/02/12/4767
Жизни путь чем измерять?! http://www.stihi.ru/2009/07/28/3289
Орёл двуглавый в двух венцах http://www.stihi.ru/2009/09/26/3364

Право судить и делать выводы предоставляю Вам, уважаемая Эля.
 
Несомненно то, что произведённое впечатление  будет непосредственно зависеть от Вашей личной «гражданской позиции» как гражданина и творческой личности.

Если бы я сомневалась в нашем единодушии по этому вопросу, ответ был бы иным.

Таким образом, подводя итог всем рассуждениям, не могу в заключении не заострить внимание читателя на следующем.

Бесспорно то, что понятие чести и доблести гражданина должно быть превыше всего.

«Гражданская позиция» ПОЭТА в любых условиях может быть различной и не являться непременно прогрессивной, но в этом случае роль поэта в общественной жизни общества не будет являться АВАНГАРДНОЙ!

Чтобы не быть голословными, для иллюстрации, давайте вспомним отношение А.С.Пушкина к вопросу о «гражданской позиции» поэта.

Александр Сергеевич настойчиво отстаивал мысль о независимости поэта от толпы, о его поэтической свободе, отрицая за кем бы то ни было право навязывать поэту темы, идеи, превращать его в послушного исполнителя чьих-то «заказов». Пушкин был убежден в громадной роли поэта-учителя, поэта-пророка, призванного возвещать людям высокие истины. В понимании Пушкина истинный поэт всегда является пророком, прорицателем, провидцем.
 
А.С.Пушкин. «Пророк»
 
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

По большому счёту, величие ПОЭТА основано на его служении идеалам народа: совокупности добра, свободы, милосердия и справедливости.

Творчество Пушкина отвечало представлениям народа о нравственности, ценностях, целях и смысле жизни.

Пушкин не противопоставлял себя народу, а был близок к народу. «Гражданская позиция» Пушкина может служить образцом для поэтов и людей творчества везде и во все времена. В том и есть его неоспоримое ВЕЛИЧИЕ.
   
Ответ же на вопрос: «Может ли ПОЭТ или человек искусства не иметь «гражданскую позицию», надеюсь, уважаемая Эля, Вас частично удовлетворил, хотя не был однозначным и, может быть, вполне исчерпывающим.

P.S. 
Вот, что мне удалось «выловить» в океане Яндекса, уже после поставленной мною точки, в подтверждение своих тезисов.

«Гражданственность  —  качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.

Но было бы неверно сводить гражданственность к лояльности по отношению к властям, законопослушному поведению и тем более к конформизму.
 
Конформизм (от позднелатинского conformis — подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции…

С другой стороны, сама по себе политическая активность, тем более, если она лишь внешняя, показная, популистская, не может служить показателем подлинной гражданственности. Понятие гражданственности тесно связано с понятием «патриотизм».

Простите, пожалуйста, уважаемая Эля, за столь объёмное «замечание» к Вашей рецензии.
 
Спасибо за внимание и терпение.

Желаю Вам удачи в предпраздничных хлопотах и творческих успехов!

 Встретимся!
 
С симпатией, наилучшими пожеланиями и уважением, Татьяна.
26.12.2010
Фото из интернета.


Рецензии
"Бесспорно то, что понятие чести и доблести гражданина должно быть превыше всего"!!!
Прочли Ваш отклик Эле.на одном дыхании. Вы,Татьяна,прекрасный полемист. ваши доводы убедительны.
спасибо. с уважением чуки...
За Ваше отсутствие черканули несколько миниатюр...
Понимаем,что отнимаем у Вас время,но без этого мы не можем...
http://www.proza.ru/2011/06/19/784
http://www.proza.ru/2011/06/21/1134

http://www.proza.ru/2011/06/28/562
http://www.proza.ru/2011/07/15/885
http://www.proza.ru/2011/07/16/1038
http://www.proza.ru/2011/09/04/1115
http://www.proza.ru/2011/09/11/473

Михаил Жовнерчук   28.10.2011 23:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил, здравствуйте.

СПАСИБО Вам за внимание, единодушие, высокую оценку непростого труда и за похвальное терпение.

Не каждый из заглянувших на эту мою страничку готов прочитать статью до последней точки.

Самое интересное, что Эля так и не поинтересовалась моим ответом на её вопрос.

Знать, вопрос был только риторическим, как бы показным. Или ответ мой её не удовлетворил…

В самом деле, у каждой медали не две стороны, как это принято ошибочно считать, а три. И одна из сторон – кольцеобразная, без начала и без конца…

Если задуматься глубже о проблеме патриотизма и гражданской позиции поэта, то можно рассматривать бесконечное множество ситуаций и факторов.

И выводы каждый представитель общества будет делать в прямом соответствии со своим положением и со своими обстоятельствами.

ПРАВДА – у каждого – своя!
Только истина – на всех – одна!

С увлечением прочла все Ваши миниатюры. Спасибо, за приглашение. Вами избран необычный и тонкий подход к высказыванию главной мысли!

Отклики оставлю по адресам…

С пожеланием счастья Вам и Вашим близким, творческих успехов и вдохновения и с уважением, Татьяна.
06.11.2011

Татьяна Жилина   06.11.2011 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.