Ллойд Уэббер

Один из самых известных композиторов второй половины ХХ века Эндрю Ллойд Уэббер родился в марте 1948 года в южном Кенсингтоне в семье органиста. В возрасте шести лет Эндрю заработал первый отзыв в прессе – в журнале «Учитель музыки» был опубликован ряд его детских композиций и лестная рецензия. В 1956 году Эндрю поступил в Вестминстерскую подготовительную школу – очень престижное заведение, а в 1961 году – в саму Вестминстерскую школу. В 16 лет он неожиданно для всех выиграл стипендию в Магдален Колледж в Оксфорде. В 1965 году он должен был ехать в Оксфорд, чтобы стать историком, однако в апреле того же года произошла судьбоносная встреча будущего композитора с поэтом-либреттистом Тимом Райсом. Уже через несколько дней они начали работу над своим первым мюзиклом –  «Такие, как мы». Звукозаписывающие фирмы не проявили к нему интереса. Вскоре бывший учитель музыки предложил Эндрю написать небольшую кантату к ежегодному школьному концерту. В качестве темы он предложил взять какой-нибудь сюжет из Библии. Так появился на свет «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» (1968).

Летом 1969 г. Ллойд Уэббер и Тим Райс вновь соединились для совместной работы. На этот раз им суждено было создать подлинный шедевр, принесший им мировую славу – мюзикл «Иисус Христос – Суперзвеза». Компания MCA согласилась записать сингл, который появился в октябре 1969 года. Он имел успех в Великобритании, и еще больший в Соединенных Штатах. Молодые авторы тотчас заключили выгодный контракт о постановке шоу на Бродвее. Премьера мюзикла состоялась в октябре 1971 г. и произвела большое впечатление. Публика оценила яркую, смелую музыку Ллойда Уэббера и потрясающе глубокие, невероятно современно звучащие тексты Тима Райса. В своем либретто он в общем и целом следовал евангельским текстам, но при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты библейской истории. Роль ведущего персонажа оказалась отдана Иуде, который, фактически, сравнялся по своему значению с Христом.   Либретто было насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звездность и нравы музыкального бизнеса. Так царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный антрепренер, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года». Церковные лидеры (первосвященник Каиафа, его тесть Анна и др.), обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных средств массовой информации. Иначе обрисован Пилат, подобно Иуде чувствующий, что история не простит ему гибель Иисуса. В этом мюзикл большей частью следует Библии.

Между тем у Тима Райса было готово новое либретто, героиней которого он избрал легендарную Эвиту Перон, жену аргентинского президента. Ему удалось увлечь своим замыслом Ллойда Уэббера,  и летом 1975 г. музыка была написана. Вновь, как это уже было с «Иисусом», сначала выпустили альбом. Он имел бешенный успех. 500 тысяч копий было распродано за три месяца. Сингл «Не плачь по мне, Аргентина» продавался в четыре раза быстрее, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести. В июне 1978 г. мюзикл был поставлен на театральной сцене и долгое время шел при аншлаге.

«Эвита» оказалась последней совместной работой двух друзей. Ллойд Уэббер большой поклонник поэзии Томаса Элиота, решил написать мюзикл по его «Книге старого опоссума», повествующей о жизни бродячих кошек.  Поначалу никто (и прежде других Тим Райс) не воспринял эту идею всерьез, поскольку книга не имела сюжета.  Каждое стихотворение Элиота просто описывало какую-то определённую кошку – со своим характером и повадками (хотя и видно, что поэт описывал, скорее, людей, чем кошек), они не были связаны между собой единой линией – это были просто портреты. Но тут появилась Валери Элиот – вдова поэта, которая совершенно неожиданно передала Ллойду Уэбберу несколько неопубликованных произведений мужа. Среди них оказалось стихотворение «Гризабелла – блестящая кошка», героиня которого отправлялась в кошачий рай.  Ллойд Уэббер пришел в полный восторг – необходимая ему сюжетная линия была найдена! Премьера мюзикла состоялась в мае 1981 года на сцене Нового лондонского театра, а в октябре 1982 года —  на Бродвее. «Кошки» имели феноменальный успех. Они побили все рекорды и стали самым долгоживущим мюзиклом в Уэст-Энде и на Бродвее, где шли вплоть до сентября 2000-го года. Своему создателю «Кошки» принесли многомиллионное состояние.

Из последующих произведений композитора следует упомянуть его «Реквием», написанный в память об отце. Это было наиболее личное и некоммерческое его творения. К великому изумлению Ллойда Уэббера  альбом стал распродаваться очень хорошо. В 1985 году на фестивале в Сидмонтоне были показаны отрывки из нового произведения композитора – мюзикла «Призрак оперы», созданного по детективному роману  Гастона Леруа. Либретто написал никому не известный тогда Чарльз Харт. Премьера «Призрака» состоялась в октябре 1986 года в театре Ее Величества в Уэст-Энде. В январе 1988 года спектакль открылся на Бродвее. Успех нового творения Ллойда Уэббера превзошел все ожидания. Романтическая история с печальным концом мгновенно завоевала весь мир. Спектакль шел в 12 странах и 85 городах, его увидело 108 миллионов человек. Прибыль от продаж билетов составила  2.6 млрд. долларов. По сей день «Призрак оперы» остается самым популярным мюзиклом всех времен и народов — и не только мюзиклом: недавно его признали самым крупным событием ХХ века в сфере шоу-бизнеса — он перекрыл даже знаменитый проект Джеймса Кэмерона «Титаник».

Критики много спорят о феномене Ллойда Уэббера. В чем причина его успеха? Ответ на этот вопрос пока не найден, однако, нет сомнений, что свою роль сыграл здесь широчайший культурный кругозор  композитора, который дает ему возможность свободно обращаться  к различным сферам в поисках музыкальных моделей. Буквально все партитуры Уэббера «сплетены» из элементов различных жанров. В его музыке можно наблюдать типичное для постмодернизма причудливое смешение  всех эпох и стилей. Здесь и барокко (хорал, интерес к полифонизму), романтизм, ХХ век. В последнем случае Уэббер  использует широчайший спектр  жанровых моделей массовой музыки: в его мюзиклах звучат рэп, диско, диско-рок, поп-баллады, кантри, блюз, джазовые баллады, разнообразные танцы, различные стили музыкального авангарда. Помимо классических инструментов симфонического оркестра Ллойд Уэббер стал широко использовать  электронную музыку. С помощью новых технических возможностей ему удалось создать потрясающие сонсорные эффекты в сценах смерти Иуды и Распятия в «Суперзвезде», в фантастических эпизодах «Призрака Оперы».

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Занимательно и познавательно, но несколько суховато, как на мой вкус, почти энциклопедически. Побольше бы красок и читалось бы увлекательнее. Скажем, как Уэббер подыскал Гилана для "Суперзвезды" и почему именно его настойчиво рекомендовал. А Сара? Совсем выпала муза из периода вдохновенного написания "Призрака". А ведь во многом благодаря ей случился феноменальный успех оперы. Одновременно со спектаклем был даже снят одноимённый художественный фильм с Сарой, мне посчастливилось его смотреть в те годы на жанровом показе в Москве. Но это сугубо личные ремарки, прочёл с интересом.

Вова Осипов   05.01.2016 14:01     Заявить о нарушении
Вы правы, Вова, и я очень рад вашим дополнениям. Спасибо!

Константин Рыжов   05.01.2016 20:04   Заявить о нарушении