Танки на крышах. Ч. 1, гл. 36 б

                36б

           Однажды, еще задолго до описываемых событий, ко мне в офис зашел   м-р Магеза с радостной вестью о том, что они решили арендовать для меня машину в личное пользование. Я было уже приподнялся со стула, чтобы выразить свою глубокую благодарность, но администратор быстро придавил меня к месту:
   - Но вы должны будете сами в дальнейшем платить за ее аренду и бензин.
   - Это невозможно, - загрустил я снова. - Вы же понимаете, что для этого я должен иметь как минимум двойную зарплату, да еще и стабильную.
         Обман начался с самого контракта, в котором д-р Масау «забыл» указать, что за аренду моего жилья платить будет госпиталь. Несмотря на неоднократные напоминания об этой «оплошности», никто и ничего менять не стал. Оплата крыши над головой повисла на моей шее. Спасибо хоть, поиск этой крыши они оставили за собой. Вешать на меня еще и это, было бы уже беспрецедентной наглостью.
         За половину февраля я получал деньги частями, а когда пришла пора  зарплаты, с меня еще и высчитали все, что давали авансом. Деньги кончились так быстро, что я не успел их заметить. Кроме того, выяснилось, что м-р Магеза взял там тогда для меня не двадцать, а тридцать тысяч. Десять он спокойно высчитал с меня за оказанную услугу лично, но почему-то мне об этом ничего не сказал. К таким выходкам африканцев я уже основательно привык, поэтому упрекать его не стал, тем более, что получить их назад возможности не было решительно никакой. Из-за всего этого я вынужден был снова занимать в своей же, очень быстро ставшей родной, бухгалтерии.
         Когда пришло время получать деньги за март, мне опять всучили мою куцую зарплату, да еще и урезанную налогами. Я подсчитал суммарно. Получалось, что налоги сожрали около 30% моих денег. Я пришел к главбуху и стал возмущенно трясти перед его носом копией своего контракта:
   - Здесь указана в долларах вот эта сумма! Почему вы недодали мне почти третью часть?
   - Садитесь, - мягко улыбаясь, указал он мне на стул.
         Взяв листок бумаги и калькулятор, он стал считать и записывать результат.
   - Вот ваша сумма, указанная в контракте. Переводим на танзанийские шиллинги, получаем... Вот, - повернул он ко мне калькулятор. - Правильно? Правильно. Затем считаем налог с этой суммы. Правильно? Правильно. Теперь налог, как с иностранца. Это столько. Отнимаем, получаем... Теперь высчитываем то, что вы брали в качестве аванса. Правильно? Правильно. Остаток вы вчера получили. Так что, все в порядке, - положил он ручку на листок и, красиво улыбнувшись, откинулся на спинку своего мягкого вращающегося кресла, продолжая смотреть на меня.
   - Но это же частный госпиталь. Все частные учреждения платят налоги сами. Наемники не платят. Они должны получать то, что написано в контракте.
   - Ничего подобного. Можете спросить в любом частном госпитале и вы убедитесь, что это так.
   - Но тогда получается, что указанная в контракте сумма виртуальна. И потом, налог не может составлять почти 30% зарплаты. Это же – нонсенс! Ни в одной стране мира таких налогов нет. В бедной Замбии я получал чуть ли не вдвое больше, и никто не брал с меня никаких налогов. Почему в вашей богатой Танзании так?
   - Таковы у нас законы. Ничего мы с этим поделать не можем.
   - А вам не кажется, что вы высчитываете из моей зарплаты двойной налог? Вот это, - ткнул я пальцем в листок, - налог с работника, а вот это, тоже налог с работника, но с иностранца. Может быть, я должен платить только второй налог?
   - Поговорите с доктором Масау, - даже не взглянув на бумажку, продолжал смотреть на меня главбух, не меняя своей позы.
   - Если из этой суммы я еще буду отдавать часть за аренду жилья, то что останется мне на жизнь? - продолжал рассуждать я вслух. - Мало того, что я не смогу помогать своей семье, так я еще имею реальный шанс никогда не попасть домой. Это же чистый обман.
   - Поговорите с доктором Масау, - повторил он, с тем же выражением лица, но начав слегка вращать себя со стулом из стороны в сторону, как бы говоря «нет» всем своим организмом.
         Я вышел и сразу же направился к шефу. Обрисовав ему всю мою финансовую раскладку с ее перспективами, я сказал, что все это, мягко говоря, не совсем совпадает ни с контрактом, ни с тем, что мне было обещано еще при первом моем визите.
   - Да, - согласился он, - все это так. По финансовым вопросам я должен буду проконсультироваться. Честно говоря, я никогда не интересовался суммой налога, тем более для иностранцев, да еще в частных госпиталях. Но не волнуйтесь, это только на первое время. Когда вы вработаетесь и будете давать доход, мы увеличим вашу зарплату. А сейчас мы, пожалуй, все-таки выделим вам еще 200 долларов для оплаты жилья. Такая возможность у нас есть.
         Я почувствовал себя неловко. Что это я, действительно, размечтался? Привык в замбийском «Хиллтопе» жировать за околачивание груш своими репродуктивными органами. Нельзя же нагло вымогать материальные блага, занимаясь 10 часов только тем, что развлекаюсь со своим лаптопом с редкими перерывами на единичные, хоть и большие и серьезные операции, не менее редкие консультации и частые перекуры. Они добавили к моей зарплате обещанное, но в шиллингах, и за вычетом налога с общей суммы. Чистое дополнение получилось в 120 долларов.
   - Но хозяину квартиры нужно будет 200, и когда я буду платить, я не смогу объяснить ему, что из этой суммы высчитан налог. Он просто вышвырнет меня на улицу. Получается, что остальные 80 я должен буду всякий раз добавлять из своей первоначальной зарплаты. То есть, в конечном счете, я еще остаюсь и в немалом проигрыше.
   - Но у вас же будет квартира, - продолжая счастливо улыбаться, «отшивал» меня главбух своей логикой.
   - Тогда платите ему сами.
   - Это невозможно.
   - Почему? В Замбии госпиталь сам платил за мою квартиру. Причем, за свет и воду они платили тоже.
   - Это было в Замбии. Здесь другая страна. Но вы можете обсудить это с доктором Масау. Если он включит этот пункт в ваш контракт, тогда... - развел он руками.
         Этого я уже не хотел. Бесконечно ходить по кругу и как нищему что-то выпрашивать было унизительным. Я и в своей-то стране никогда этого не делал. Кроме того, шеф выполнил свое обещание «проконсультироваться» по поводу налога тем, что на досуге поболтал слегка с ним же, со своим главбухом. Пытаться в чем-то убедить эту «сладкую парочку» было пустой затеей, и я от нее отказался. Было понятно, что здесь существуют еще и «подводные течения», и моих знаний не хватит, чтобы разобраться и понять. С очередным африканским обманом пришлось смириться.
         И вот после всего этого м-р Магеза поведал мне, что если у меня сейчас появится еще и машина, то ни о какой зарплате мне не будет необходимости беспокоиться вовсе.
   - Вам надо будет поговорить с доктором Масау, - пришла, как озарение, м-ру Магеза в голову на удивление свежая и нестандартная мысль.
         Специально по этому поводу я к шефу не пошел. Но чтобы не прослыть неблагодарным, я однажды обратился к нему, когда мы оказались рядом на лестнице, спускаясь после конференции в свои рабочие кабинеты.
   - Мистер Магеза обрадовал меня сообщением о том, что вы хотите дать мне машину. Весьма признателен, но вынужден отказаться. Мне нечем будет за нее платить.
   - Я подумаю. Может быть, мы сможем вам помочь с оплатой аренды. Я дам вам знать.
         Недели две никто не касался этого вопроса, и я стал о нем забывать. Но однажды администратор пришел ко мне и напомнил, сказав, что меня хочет видеть по известному поводу шеф. Я явился «пред светлы очи».
   - Мы можем помочь вам с арендой машины, - сказал он. - Единственное, что вам останется, это раз в год оплачивать ее страховку. Для вас это не будет дорого.
         Это действительно было уже сносно. Выслушав целую тираду моих благодарностей, д-р Масау продолжил:
   - Кстати, в ваших документах вы указали, что ваша жена анестезиолог, не так ли? - почти слово в слово повторил он то, с чем когда-то обратился ко мне профессор Мунконге.
         Профессора я уже начал потихоньку забывать, а если и вспоминал, то даже с некоторой грустинкой. Он ни в чем виноват не был, таким ему меня нарисовали. Но по-настоящему умный человек «разродился» бы хотя бы на то, чтобы проверить «факты», о которых ему нашептали. Мог бы в крайнем случае расспросить и меня. Значит я был прав в том, как «сильно» я был ему нужен с самого начала. Ну да, Бог с ним, еще раз.
   - Да, это так. Уже 35 лет, - ответил я д-ру Масау, тоже почти теми же словами.
   - Нам очень нужен анестезиолог. С ними здесь проблема. Из-за этого мы начинаем операции очень поздно, вы знаете. Она может приехать?
   - Я спрошу ее. Если послать ей приглашение, думаю, что она с удовольствием приедет. Но все опять упрется в деньги. У меня их пока нет, а сама она билет купить не сможет. Обычно я высылаю моей семье деньги по мере возможности.
   - Я думаю, что мы сможем оплатить ее приезд. Мы подготовим приглашение, а вы можете выслать его факсом или по Интернету. Чем быстрей она будет здесь, тем лучше. Как у нее с языком?
   - Она серьезно занималась английским, когда собиралась ко мне в Замбию. Сейчас, наверное, слегка забыла, но здесь я помогу ей освежить его в памяти. Она быстро освоит и привыкнет.          
   - Хорошо. Приглашение будет готово завтра.
         Я вылетел из кабинета шефа вприпрыжку, как юный пионер.
         На днях у меня будет машина. Я смогу по выходным дням и вечерам остальных дней беспрепятственно передвигаться и по городу, и даже по всей стране и смотреть, наблюдать. Возможно, удастся съездить в Замбию к Саше с Эркином и даже на Викторию. То, что вскоре приедет моя жена, подстегнет администрацию на поиски хорошего жилья. Наша суммарная зарплата даст нам возможность быстро встать на ноги и жить безбедно. Здесь, в краях вечного лета, на берегу Индийского океана, мы со временем купим небольшой дом. Я познакомлю ее с Салхой. Она, конечно, устроит мне «сцену у фонтана». Может быть, даже не одну и с легким мордобоем. Но мне почему-то сдается, что она не станет  устраивать мне сцен ревности с выставлением ультиматума: «Или я, или она!». Мне даже кажется, что она и сама, чисто по-матерински, полюбит мою одинокую малышку, и как я, будет наполнена желанием защитить и пригреть. Потому что она прекрасный и добрый человек. Я сохранил к ней очень теплые чувства с большой примесью благодарности. Она мать моих детей. Она много лет жила бок о бок со мной, терпеливо снося все причуды моего характера и привычек, безропотно принимала мои не всегда разумные порывы. Когда-то мы любили друг друга, как могут любить молодые. Сейчас это уже в прошлом, но осталось глубокое чувство тепла, привязанности, желания заботиться и понимать. Впрочем, женщины бывают и непредсказуемыми. Особенно там, где примешивается ревность. Ничего, не облысею, справлюсь.
         Все эти оптимистические раздумья давали мне мощный заряд энергии, и я горячо занялся процессом вызова.
         Но к великому сожалению эти события почти совпали по времени с тем инцидентом на «Кариакоо маркете», после чего мой «энтузазизм» заметно подтаял. Но самое интересное, что он подтаял и в моих «благодетелях». Никто и никогда этих вопросов больше не поднимал. Ни о жене, ни о машине. Что это - запоздалое осознание и нежелание дополнительных затрат? Начало разочарования во мне? Или просто обыкновенное заманивание, как кусок сахара на нитке для собачки, которую дрессируют? «Служи!». Или элементарное вранье для создания видимости хлопот и забот? Почему мне так часто врут? Все и всегда, кроме самых старых и верных друзей, использовали мою доверчивость.
         Только через неполный год мне предстояло до конца понять истинную причину и этого, и еще очень многого вранья в их поведении по отношению ко мне. А тогда все это вызвало во мне лишь очередную волну недоумения и тихого негодования.
 
        А сейчас, на этом фоне выяснилось, что кто-то из этих двоих наврал тоже: или Павел, или Элеонора.
         В этих раздумьях еще раз вспомнился его непонятный мелкий выпендреж, когда он рассказывал мне об охоте льва на антилопу. Потеснее узнав Африку, я уже знал, что львы не приближаются к оживленным автомагистралям. Запах выхлопных газов их не привлекает. Они предпочитают спокойные, обширные и открытые пространства и чистый воздух. Увидеть такой сюжет из окна автобуса невозможно. Значит и Павлу ложь тоже была не чужда.
   «Может быть и ты, все-таки, врешь мне тоже, моя маленькая леди?». - подумал я, глядя в полумраке в глаза любимой.
         Было не похоже, но «чужая душа – потемки».


Рецензии