В танце орла. Глава 1

               
  Айвал бу хий,                Если боишься – не делай,
  Хийвэл бу ай.                Если сделал – не бойся.
(Монгольская пословица)
               


Любые совпадения с реальными
событиями и людьми являются случайными.


1.
10 сентября  2004 года.
Борт самолета «Москва - Улан-Батор».

Ночной шестичасовой полет подходил к концу, и «ТУ-214» начал готовиться к посадке, постепенно снижая высоту. Я посмотрел в иллюминатор: где-то внизу в тумане виднелись бесконечные горные вершины. Откинулся на спинку кресла и закрыл глаза. Мне отчетливо припомнились последние события…

Я вырос и окончил школу в большом областном городе. Потом здесь же поступил в пединститут. Нельзя сказать, что по призванию. Скорее из-за маленького конкурса. Но, тем не менее, закончил я этот вуз с «красным» дипломом и твердым желанием посвятить себя Настоящей педагогике, потому честно отработал несколько лет в сельской школе. Однако потом деревенская идиллия мне несколько наскучила, что и способствовало моему возвращению в родной город, где меня приняли (возможно, сыграл свою роль цвет обложки моего диплома) на работу в престижную элитную гимназию. Сначала – преподавателем, а затем – заместителем директора (то есть завучем).

Наверное, я так и дальше «сеял разумное, доброе, вечное» за скромную оплату своего труда, если бы однажды не прочел в рекламной газетке объявление о том, что на работу в частный банк требуется специалист по обучению персонала с высшим педагогическим образованием. Смело отправился на собеседование и успешно его прошел.

Зарплата по сравнению со школьной меня более чем устраивала, а специфика работы была знакома. Дело в том, что при этом банке работал Центр по обучению персонала, который занимался переподготовкой и повышением квалификации своих сотрудников. Занятия по специальным дисциплинам проводили привлекаемые преподаватели, которых подбирал по согласованию с руководством этот Центр. Он же обеспечивал и весь процесс обучения – составлял расписание, учебные планы и программы, учебно-методические комплексы и т. д. Навыки завуча мне очень пригодились. Я втянулся, освоился на новом поприще и, спустя непродолжительное время, был назначен заместителем начальника этого Центра. Мое материальное положение значительно улучшалось, работа нравилась…
 
Как-то в начале рабочего дня мне позвонил по внутреннему телефону начальник службы безопасности нашего банка и попросил зайти. Само по себе такое приглашение не предвещало ничего плохого, так как общие вопросы по кадровой работе нам приходилось часто решать. Однако какие-то скрытые интонации в речи этого опытного отставного полковника КГБ Владлена Львовича Рейзина меня насторожили. Но я даже предположить не мог, отрывая дверь его кабинета, какие последствия для меня будет иметь этот утренний визит.

- Здравствуйте, дружище, - это приветствие Владлена Львовича, немолодого высокого подтянутого человека с военной выправкой и совсем седой головой, было традиционным и всегда напоминало мне советский сериал «Семнадцать мгновений весны», где немецкие персонажи типа Мюллера и Шелленберга обращались друг к другу именно так. – Как ваши дела? Может быть, какие-то проблемы беспокоят?

- Да вроде все нормально. А вот дела пришлось приостановить, чтобы посетить вас, - специально съязвил я, потому что настроение ухудшалось из-за напряжения, которое теперь уже явно ощущалось в атмосфере этой комнаты.

- Действительно, Игорь, ближе к делу. Присаживайтесь, пожалуйста. Время не ждет, - прищур глаз Рейзина и его обращение ко мне по имени, которое случалось только в пиковых ситуациях, все больше вызывало во мне тревогу. – Вы ведь знакомы с нашим сотрудником Вадимом Добровольским?

Вадик… Мы вместе работали в гимназии. Он вел там по совместительству информатику и был фанатом всего, что связано с компьютерами. Добровольский – молодой кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий университета в нашем городе, рано потерял родителей, погибших в автомобильной аварии. Не имеющий близких родственников и обладающий опытом интернатовского детства, он был довольно молчалив, но в условиях школьного «женского монастыря» наше общение было насущно необходимо, вот мы и сошлись, в том числе на почве нашего с ним закоренелого и осмысленного холостячества. Нет, мы не были друзьями в прямом смысле этого понятия, а просто хорошими знакомыми.
 
Когда я перешел в банк, то на какое-то время даже забыл про Вадика. Но потом в нашей конторе появилась вакансия начальника компьютерного Центра, и я связался с Добровольским. Он заинтересовался этим предложением, потому что зарплата у нас по своей величине значительно перекрывала его университетскую и все многочисленные приработки. Конечно, по своей квалификации он более чем подходил на эту должность, хотя я и замолвил за него словечко. Теперь он работал в банке, но встречались мы с ним очень редко, да и то перебрасывались парой-тройкой ничего незначащих фраз.
               
- С ним что-то случилось? – тревожность нарастала, и я мысленно стал перебирать варианты возможных происшествий с Вадиком.

- Вообще-то, да… Он исчез…

- Как? – тупо проговорил я.

- Дело в том, что исчез он намеренно, завладев очень важной и конфиденциальной банковской информацией. Добровольский, имея у нас приличный заработок, поступил как заурядный хакер. Как говорят специалисты, он создал какую-то компьютерную программу и запустил в нашу систему. Как она работает, никто разобраться не может. Если вкратце, то она способна вскрывать денежные счета. Он уже успел обналичить и получить некоторые деньги. И осуществлять он это может из любой точки мира.

- Почему вы считаете, что именно Вадим это сделал?

- Позвольте мне не раскрывать подробностей, потому что они касаются особенностей деятельности нашей службы. Но поверьте мне, Добровольский слишком много «наследил». По неопытности что-ли… В компьютерах он, конечно, «дока», а вот надлежащих умений что-нибудь незаметно «стырить» не имеет.

- А, может быть, Вадима подставляют?

- Извините, Игорь, кому это нужно? Просто нет реальных кандидатов, кто мог бы организовать эту «подставу». К тому же, создать такую программу в силах только Добровольскому, да и в его духе тоже. Верьте мне, пожалуйста, ведь мы провели по этому поводу тщательнейшую проверку.
   
- Вы знаете, где он сейчас?

- Конечно, это наша работа. Но установить это было крайне трудно. Мне пришлось лично подключать свои прежние связи. Так вот, находится он сейчас где-то в Монголии. По подложным документам, которые, я думаю, Добровольский приобрел за очень большие деньги (кстати, полученные с наших банковских счетов), он совершил сначала перелет из Москвы в Пекин, а потом переехал в Улан-Батор.

- Значит, вы знаете, как он фигурирует в этих документах, и легко его найдете?

- Не все так просто. Анализ баз данных пограничников ничего не дал. Подозреваю, что он менял документы несколько раз в каждом пункте своего маршрута.

- Откуда вы вообще узнали, куда он поехал и что он сейчас в Монголии?

- Такую информацию нам дал анализ его личных Интернет-соединений, в том числе и с домашнего компьютера. Наверное, он просто не смог или не успел это «затереть».
 
- Ваши люди уже побывали у него дома? А санкция правоохранительных органов?

- Игорь, вам не нужно вникать в эти тонкости. Это уже наши дела, - Рейзин скорчил недовольную физиономию.

- А зачем вы меня пригласили? Зачем вы сообщили мне все это? – с нажимом осведомился я.

- То, что я сообщил вам здесь, должно остаться между нами. Надеюсь, вы это понимаете. К тому же вы являетесь другом Добровольского.

- Мы просто знакомые.

- Не суть важно. Значимо то, что вы поручились за Добровольского перед руководством нашего банка, когда его сюда брали на работу.

- Но он и так подходил по всем требованиям…

- Повторюсь, сейчас это все неважно. В данной ситуации вы просто ОБЯЗАНЫ помочь нашему банку.

- Каким образом?

- Вы направляетесь в командировку.

- Куда? – вырвалось у меня чисто автоматически.

- В Монголию.

- Извините, я вам напрямую не подчиняюсь, и вы не можете отдавать мне такие распоряжения! – этот разговор начинал меня заводить.
 
- Не кипятитесь, уважаемый Игорь Дмитриевич. Неужели вы думаете, что я взялся беседовать с вами, предварительно не согласовав все моменты с руководством банка. Вот у меня на руках и приказ. Ознакомьтесь, - Владлен Львович с блаженной улыбкой на лице протянул мне бланк.

- Не понимаю смысла этой командировки, - недоуменно пробормотал я. - Что я должен делать?

- Вот это уже другой разговор. Все очень просто. Вы полетите в Улан-Батор. Свяжитесь там с нашим человеком, его зовут Ганзул. И поможете найти Добровольского. Вот и все. Командировка оплачивается банком. По ее результатам вы будете поощрены премией или продвижением по службе. Что вас не устраивает?

- Не могу понять, почему именно меня направляют в эту командировку. Я не работаю в службе безопасности. Владлен Львович, разве вы не можете командировать своего сотрудника?

- Вы лучше всех знаете Добровольского, - Рейзин с удовольствием затянулся дорогой сигаретой и пустил клубы дыма в потолок. - Его склонности, привычки…

- Это не так. Я просто его знакомый.

- Не нужно препирательств, - тон Рейзина стал металлическим, он скомкал недокуренную сигарету в красивой позолоченной пепельнице в виде сомкнутых кистей рук. – У вас есть ОБЯЗАННОСТЬ перед банком помочь в этом деле. Добровольский – ваш протеже. И не спорьте. Вопрос решен.

- Я могу отказаться? – мой голос звучал неуверенно.

- Думаю, это будет неверное решение с вашей стороны… Во-первых, вы потеряете приличную работу, потому что не выполните официальный приказ. Во-вторых, все материальные издержки, которые потерпит наш банк из-за действий Добровольского, в какой-то степени лягут и на вас. Да, конечно, не досмотрели кадровики, не сработала вовремя наша служба, но и вы – его поручитель, пусть и неофициальный, несете определенную долю ответственности. У нас частный банк и свои законы.

- Вы мне угрожаете?

- Нет, что вы, - на лице Рейзина появилась язвительная улыбка. – Просто даю советы опытного человека.

- И много средств Вадим уже успел изъять у банка? – озабоченно поинтересовался я.
 
- Пока нет. Но все еще впереди. Ваше имущество и скопленные деньги, да и ваша зарплата – мизер по сравнению с этими объемами. Расплачиваться хватит до конца вашей жизни. Сколько успеете… Поверьте, тогда уже жить в достатке вы не будете. Мы ведь совсем не знаем, как работает его программа. И самые высококвалифицированные специалисты это до сих пор не могут установить. Никакие действия наших и приглашенных компьютерщиков не дают эффекта. Ни обновление системы, ни смена кодов, ни блокирование счетов… Ничего! Эта программа все равно изымает деньги!  Правда, Добровольский корчит из себя некоего рыцаря и не трогает счета наших клиентов, а опустошает только собственную банковскую прибыль. Как он это делает, опять никто понять не может.

- Почему вы думаете, что он до сих пор в Монголии? – загнанный угрозами в угол и внутренне уже готовый согласиться на предложенную авантюру, обреченно спросил я.

- Поверьте бывалому контрразведчику, - видимо почувствовав, что я сдаюсь, удовлетворенным тоном проговорил Рейзин. - Добровольский желает всех перехитрить. Ему не нужны крупные развитые державы. Он выбрал эту страну неслучайно. Хочет затеряться в ее бескрайних степях, где его, как он мыслит, никто не будет искать. До сих пор для многих Монголия - своеобразная «терра-инкогнито». Но при вашей помощи наши монгольские друзья его разыщут и там!

- Что с ним будет, когда его найдут?
 
- Это уже не ваша головная боль…

…Наконец выпущенные шасси самолета коснулись колесами земли, и я открыл глаза.

От легкого толчка с моих колен свалился свежий номер популярного еженедельника, в котором во время полета внимание привлекла заметка, связанная со страной предстоящего визита:

«ПРОПАЛ ЗОЛОТОЙ ГВОЗДЬ

МОНГОЛИЯ. В Улан-Баторе бесследно исчез известный московский антиквар, обладатель уникальной коллекции Яков Ефимович Шлегель, отличающийся в среде столичных коллекционеров старины замкнутым и очень скромным образом жизни. Как стало известно из наших источников, он, никого не посвящая в это дело, отправился в «страну вечно голубого неба» по приглашению своего монгольского «коллеги» Гуржавын Наранбата. Цель поездки - совершение сделки по приобретению старинного золотого гвоздя, который датируется 40-ми годами XIII века, и был изготовлен специально для строительства шатра, где провозглашали императором Гуюк-хана – внука Чингисхана. Специалисты оценивают этот раритет в ... долларов. Сделка удачно состоялась, но Шлегель с новым приобретением в Москву не вернулся, хотя разрешение на вывоз было официально оформлено. Проведенное совместное расследование компетентных органов России и Монголии не обнаружило каких-либо следов московского антиквара. При этом Наранбат был найден мертвым в своей квартире с признаками насильственной смерти. Основная версия следствия связана с похищением золотого гвоздя. Расследование продолжается».

...Стюардесса напоминала пассажирам, чтобы они не забыли изменить время на пять часов вперед. Мой сосед, который во время полета очень важно отрекомендовался мне третьим секретарем нашего посольства и вальяжно протянул визитку с золотистым шрифтом, сейчас чрезвычайно деловито возился со своими швейцарскими "Appella". В иллюминатор стали видны скудные пейзажи этого раннего утра: пустынная равнинная местность и выжженная солнцем каменистая почва, и только где-то вдалеке показалось одинокое здание аэропорта с надписью «Буянт-Уха».


Рецензии
Хорошее начало, но так много глав сразу не одолею, есть много других дел. Запишу Вас в избранные, и попробую одолевать главки по возможности.

Сергей Марфин   03.01.2018 22:43     Заявить о нарушении
Думаю, осилите ;) Все собираюсь немного перелелать эту повесть в части усиления детективной интриги и уменьшения путеводительности. Кстати, по совету известного советского писателя-детективиста Льва Словина - к сожалению, ныне покойного. Но все руки не доходят :)
А на Вас, честно говоря, "вышел" случайно. В сентябре мой сын - ученик 3 класса - стал занисаться в музыкальной школе по классу саксофона. А сейчас мы с ним готовили реферат про историю саксофона, и я прочел Ваш рассказ про Адольфа Сакса.
Всего Вам самого доброго!
С наступившим!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.01.2018 23:59   Заявить о нарушении
Опечатался - Леонид Словин, Леонид Семенович.

Дмитрий Анатольевич Овчинников   04.01.2018 10:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.