Весь мир принадлежит мудрецам! Диоген из Синопа

«Весь мир принадлежит мудрецам!»
    (Диоген из Синопа)

Под солнцем Греции, что называют древней,
Скрываясь от лучей палящих в бочке
Дремал старик в тени, торчали только ноги.
На площади центральной в городе Афины
Давно привыкли к старику и даже полюбили,
Он речью мудрою афинян покорил сердца.
Лишь изредка сопливые мальчишки
  Мешали, как назойливые мухи,
Ещё бездомные собаки воровали пищу
 И писали на глиняную бочку.
А так он счастлив был вполне
И жил на то, что люди подадут, по доброте своей, На хлеб и на вино, любил вина он выпить.
И даже бочку новую на праздник подарили,
Та, старая давно уж прохудилась.
Мудрец не только спал, но и трудился в бочке.
Он вечно бормотал себе под нос, на небо глядя,
Прищурив левый глаз мохнатой бровью,
Углём писал на рваной тряпке что-то…
Так вот,
Купец приезжий…, рот раскрыв от удивленья,
По площади бродил, как раз в тот день.
Осматривая местные красоты
И дам в туниках тонких и почти прозрачных,
Он от фигур их стройных жадный взгляд не отрывал.
От страсти перс вспотел под стёганым халатом,
Торчащих ног из бочки не заметил, о них споткнулся
И как курдюк вина на площади свалился.
На пузе лёжа ножками болтая,
Всех рассмешил вокруг от мала до велика.
Кряхтя, поднялся чужеземец, отряхнулся,
С лицом от злости красным стал кричать на старца:
« Что, как собака под ногами развалился,
Мешаешь нам гулять, почтенным людям.
Не место здесь для нищих оборванцев,
Вон убирайся в жалкие трущобы…»
Услышав бранный крик, столпились горожане, 
Старик проснулся, под лучами щурясь…, зевнул,
Хлебнул вина из чаши и дослушав чужеземца,
Ему ответил без обид на оскорбленья:
«Прости меня почтенный чужеземец,
Что я своим присутствием тебя обидел,
Но здесь мой дом…, вот эта бочка, площадь,
Солнце надо мной и это море…, горы, птицы в небе,
Всё в мире этом мне принадлежит и всем моим друзьям».
Купец таким речам не удивился,
Он сумасшедших повидал не мало,
Не дерзость поразила чужеземца,
А бочка старика…, такую он как раз  искал в Афинах,
Что б в Персию везти оливковое масло…
Внимательнее бочку осмотрев со всех сторон,
На глаз прикидывая, как её поставить в трюме,
Купец надменно произнёс, поглаживая пузо.
«У нас за эти дерзкие слова с тебя б содрали кожу.
Наглец, присвоил то, что лишь Богам принадлежит.
Кто ты мудрец или безумец дерзкий, не пойму я?
Но некогда с тобой мне говорить, дела…»
Уже и сделал шаг хитрец, но тут же обернулся:
«А впрочем, если мне сейчас докажешь,
Что тут при всех ты утверждал так нагло,
Тебя за мудреца сочту прилюдно
И даже награжу серебреной монетой,
А если не докажешь, бочку мне отдашь, подходит?»
Старик прищурился…: «Ну что ж, давай поспорим,
Но мне ответь  сначала и вы тоже»,
К толпе он обратился, которая вокруг  собралась.
«Считаете ли вы, прославленные граждане Афин,
Что греческие мудрецы друзья Богов Олимпа?»
«Конечно!», «Несомненно!», «Все об этом знают!»
«Им мудрые слова в уста вложили сами Боги!»,
«Учили нас так предки наши, мудрость восхваляя!»
Старик доволен был ответом дружным,
И руку протянул: «Теперь поспорим?»
«Давай…», купец ответил, сомневаясь.
«Я только не пойму к чему ты клонишь?»
Старик погладил бороду седую и продолжил:
«Ты говорил уже здесь перед всеми,
Что всё на свете лишь Богам принадлежит?»
«Конечно, и ещё раз повторю, когда захочешь!»
«А то, что всё меж лучшими друзьями общее,
Доказывать тебе не надо? Об этом даже дети знают».
В ответ все закивали, дети тоже.
«Ну вот, замкнулся круг, здесь логика простая,
Тут мудрецом не надо быть, а рассуждать логично.
Так если мудрецы друзья Богов,
А им Богам принадлежит здесь всё
От неба до морской песчинки,
То всё принадлежит и мудрецам афинским тоже,
Всё общее меж лучшими друзьями,
А значит, мудрецам весь Мир принадлежит!»
Народ внимательно и тихо слушал старика.
Ну, а когда закончил он, толпа взревела:
«Ура!» кричали все, подбрасывая в воздух, что придётся.
«Да здравствует философ Диоген, мудрец из бочки!»
Но не хотел купец с деньгами расставаться,
Сказал он старику «С чего себя ты мудрецом назвал?»
Толпа тут загудела, чужеземец испугался,
«Мы Диогена мудрецом зовём, мы граждане Афин!»
«Нет, подождите, дайте я отвечу…»,
Когда затихли все, старик сказал:
«Ты слушал не внимательно купец,
Я мудрецом себя не называл,
Кто из людей мудрец известно лишь Богам Олимпа!
Но если хочешь бочку получить мою,
Ответ от них мне принеси…. Иди к Богам купец!
Иди я подожду…, иди к Богам Олимпа!»
От хохота толпа взорвалась! Опять «Ура!» кричали,
А сопливые мальчишки освистали чужеземца.
Он кое-как через толпу пролез
И припустил куда-то без оглядки,
За ним с весёлым лаем, бездомные собаки побежали.
Наверное, что б показать купцу дорогу до Олимпа!

20.03.2010г


Рецензии