Три встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой

Встреча первая


    Первый раз я увидела Анастасию Ивановну Цветаеву после вечера Марины Цветаевой в Литературном музее на Якиманке. Вместе с другими участниками Студии Художественного Слова я читала стихи Марины Цветаевой. После вечера Анастасия Ивановна подошла ко мне, поздоровалась и сказала: «Я хочу посмотреть, какие у Вас глаза». Взглянув на меня внимательно, она сказала: «Хорошие».

Встреча вторая

Через какое-то время на отпевании моей крёстной матери Натальи Львовны Дружининой, я пела в составе хора певчих службу отпевания, на паперти после  отпевания Анастасия Ивановна подошла ко мне и сказала: «А я Вас помню». Я удивилась её памяти. Мы обменялись несколькими репликами.

Встреча третья

8 сентября 1993 года. Мне позвонила ангельская Марина Василенко-Ремнёва и сообщила, что Анастасию Ивановну будут хоронить на Ваганьковском клатбище. «Зори ранние на Ваганькове достались не Марине, а Асе», - подумала я.

На участке 14-ом было много народа. Сначала я постояла у будущей могилы, потом увидела крышку гроба, потом двинулась к группе людей, стоящих недалеко от храма, звучали голоса певчих, отец Александр Шаргунов молился о упокоении Анастасии Ивановны. Я мысленно обратилась к Марине Цветаевой и сказала ей: «Марина, если ты здесь, то дай мне пожалуйста какой-нибудь знак». Я стала ждать.

Подошёл мой друг Пётр Старчик. Внезапно прошумел короткий стремительный дождь.  Я подошла к гробу и взглянула на восковой цветаевский лик. Это была только маска, оставленное жилище великой и доброй души Асеньки. Я увидела красивое горбоносое лицо. Я ничего не чувствовала, сказала Пете Старчику, что я, как дубина.

Я стала думать, как бы мне попасть в квартиру Анастасии Ивановны, чтобы увидеть, в какой она жила обстановке, чтобы услышать рассказы о ней.

Я была знакома с поэтом Саидом Бабаевым, он стоял недалеко от меня. «Я хотела бы побывать у Анастасии Ивановны», - сказала я Саиду. «Поедемте», - моментально отреагировал он и познакомил меня со своим секретарём Натальей Пахомовой. После похорон я простилась мысленно с Анастасией Ивановной, и мы с Наташей Пахомовой на автобусе поехали на Большую Спасскую улицу.

По дороге я беседовала с ортодоксально-фанатичной С. Многие люди, попадающие под влияние церкви,  не в силах мыслить самостоятельно. Ими владеет страх. Одной женщине С. испуганно сказала, чтобы она скорее венчалась с мужем, иначе это блуд. На это я сказала С., что если люди любят друг друга, то их уже благословляет Бог, и нет тут никакого блуда.

Оказавшись в подъезде, мы увидели группу людей перед квартирой Анастасии Ивановны. Пришлось некоторое время подождать. Наконец,  мы вошли в квартиру. Нас посадили за стол, и поминки продолжились. Едва я оказалась за столом, как ощутила чьё-то невидимое ласковое присутствие, то ли Марина прилетела, то ли Анастасия, то ли они обе. Я заплакала тёплыми, лёгкими слезами.

Я увидела Елену Антоновну Камбурову, мы поприветствовали друг друга, она упомянула о моей песне на стихи Арсения Тарковского "Бабочка в госпитальном саду." Она оценила эту вещь. Она дала мне свой новый телефон. Чуть позже я побывала у неё в гостях. Мы смотрели фильм об Анастасии Ивановне Цветаевой талантливого режиссёра-документалиста, нашего хорошего знакомого Артура Зариковского.

Внучка Анастасии Ивановны Ольга Трухачёва очень интересно рассказывала о бабушке, часто её воспоминания прерывались слезами. О последних днях Анастасии Ивановны Ольга сказала: «Шло угасание и преодоление».

За две недели до ухода Анастасия Ивановна пережила клиническую смерть, её вернули к жизни.

Нам пора было уступить место тем, кто стоял на лестничной площадке. Мы стали прощаться с Олей и благодарить её. Я протянула Оле руку. Благодатная волна через её руки вошла в моё сердце, это было удивительно. Сколько тайн кругом,  подумала я.

Марина Цветаева услышала меня, она дала мне возможность попасть в дом её сестры, чтобы вспомнить удивительную женщину Анастасию Ивановну Цветаеву. Жизнь порой даёт мимолётные встречи, которые память хранит в своих глубинах.

Я рисовала мои фантазии.


Рецензии
Я давно смотрела передачу по телевизору, где Анастасия Ивановна рассказывала о трагической участи семьи Марины Цветаевой. Конечно же такой человек, как Анастасия обязательно запоминается. Спасибо за рассказ. С уважением.

Валентина Газова   21.05.2012 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Валентина!

Галина Ларская   21.05.2012 16:39   Заявить о нарушении
Глупо говорить в таком случае: Вам повезло.
Но это так.
И Вы это заслужили,музыкой и поэзией, своей.

Нина Тур   25.05.2012 17:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Нина с уважением.

Валентина Газова   25.05.2012 17:24   Заявить о нарушении
Ниночке Турициной: Сударыня, прежде всего благодарить Вас за замечание.
Во-вторых: я прочла о себе:
Гор
01.05 - 07.05
20.04 - 30.04
12.08 - 19.08

Бог неба и звёзд. Изображался с птичьей головой сокола с горящими глазами.
У людей, рождённых под знаком Гора - богатая фантазия. Они могут представить что угодно и кого угодно.

В связи с этим могут иметь успех в занятиях церемониальной и натуральной магией, так как все магические ритуалы подразумевают способность к визуализации и воображению.
Их недостаток - непостоянство, излишняя суетность и торопливость, неумение ждать и строить планы. Только с возрастом они становятся более постоянны и терпеливы.

Спасибо за египетский гороскоп.

Галина Ларская   25.05.2012 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.