Самарканд. Хорошее настроение. Maрт 1950

Глава 28

   Я бежала в техникум окрыленная, счастливая. Какие вокруг хорошие люди!
   Уже шел второй урок. Я спросила разрешения войти. По лицу Александры Ильиничны было видно, что она действительно рада моему появлению. Я поздоровалась со всеми и услышала "го-о-оп", это большинство девочек встали передо мной, как перед учителем. "Ну и шутницы!" - сказала я. Мои подруги пытались что-то у меня спросить, но учительница их охладила:"Тише, тише, девочки, урок продолжается, потом на перемене поговорите. Мы повторяем пройденный материал, остановились на "Составление ежедневных балансов корреспондирующих  счетов", кто желает ответить? Ваши руки?" Я оглянулась назад, никто не поднял руку. Я немного подождала, чтоб никто не сказал, что я выскочка. А Александра Ильинична покачала головой :"Ну и ну, всего-то прошло около 2-х месяцев, и вы все забыли? "  Молчок.  Тогда я сказала:"Если никто не желает, разрешите мне." "Так, Петрякова, с удовольствием послушаем," - официально, по фамилии обратилась ко мне Александра Ильинична. Я так соскучилась за уроками, с 20-го февраля по 8-е марта я не  отвечала уроки, мне так приятно было слышать свой голос, а в аудитории было тихо, тихо, как буд-то все хотели убедиться, а правда ли, что Петрякова все помнит... Минут 5 я рассказывала какие обороты могут быть по счетам за день и что нужно разнести суммы ордеров по дебету и кредиту отдельно. Потом подсчитать итог по дебету и кредиту и, если сумма общая по дебету будет равняться общей сумме по кредиту, значит дневной баланс готов и верен. -"Все." -" Садись, спасибо, Галя. А теперь скажите, кто этого не знал?" "Да, мы забыли," - кричали одни, "Я не была уверена," - заявила Вера Горелик, а Аманова Рано вообще отчебучила:"А я впервые об этом слышу!" Все со смеху чуть не лопнули. -"Так вот, запомните, бухгалтерский учет - это ваш хлеб. А ты, Аманова, завтра мне расскажешь все, что Петрякова  ответила сегодня."
   Потом был урок политэкономии, а с урока "Советское право" я должна идти на 12 часов кормить Славика, в ясли. Было уже пол 12-го, мне через 15 минут надо уходить с урока, но Яхья Яхьявич рассказывал очень интересно. Я так вникла в его рассказ, что затаив дыхание, старалась запомнить все подробности. Он рассказывал, что до преподавания он был членом комиссии по защите прав прокаженных. Больница для больных проказой находилась на окраине столицы Казахстана, Алма-Аты. Она была ограждена высоким забором и никто не мог видеть, что там такое делается. Пройти туда можно под строгим наблюдением врачей, предварительно подготовившись по инструкции. Вход посторонним был строго запрещен. Там жили и лечились прокаженные, среди них Яхья Яхьявич увидел Лялю Черную, знаменитую цыганскую актрису. Все больные сажали огороды для общей пользы, для себя, пололи, собирали урожай. Одним словом, вели активную жизнь. И как было ему тяжело смотреть на них во время работы. В руках тяпка, больной идет по ряду картофеля и пропалывает, а с лица падают куски тела, то от щеки, то от носа, то ото лба, бороды, прямо на землю. Это им мешает полоть, потому что нужно помочь смахнуть оторвавшийся кусок кожи. Многие прокаженные из-за границы переползали к нам, в Советский Союз, узнав, что у нас лечат и дают жизнь прокаженным, а у них на Востоке, в Турции, Ираке и других странах их убивали, чтобы не заразить других."
   Я хотела поднять руку, спросить, какая вывеска была у входа в эту больницу, как меня толкнула за локоть Вера Горелик, у нее были часы на руках и я ее просила сказать мне, когда будет 11:45. -"Галя, уже 11:45." -"Спасибо, Вера". Я попросила разрешения уйти с урока в ясли, и Яхья Яхьявич сразу все понял, разрешил, и пока я складывала тетрадки и ручку в стол, он сменил тему и сказал :"Знайте, девочки, все вы будущие мамы, и свои права, а именно Советские права, должны знать как свои пять пяльцев: где бы вы ни учились, где бы вы ни работали, вас не имеют права задерживать, когда вы каждые три часа кормите ребенка, вас обязаны отпустить безоговорочно." Я сказала ему: "До свидания, а в класс я еще прийду," - и убежала.
   Я пришла вовремя, Тетя Паша проинформировала, что Славик играется, болтает ручонками и ножками. Не плачет. Она принесла его, закрыла нас от всех занавеской (там были другие кормящие мамы) и Славик с жадностью насосался и тут же заснул. Тетя Паша сказала, что если ее не будет в 3 часа, то Славика можно взять прямо в ясельной одежде, а домашнюю сохранить чистой, чтобы дома меньше стирать; "а за одежду отвечаю я сама и никто ничего не скажет". "Спасибо, тетя Паша, я вам от души благодарна," - с чувством ответила я. Я от радости чуть не прыгала, мой сыночек совсем не плакал, мне хотелось расцеловать тетю Пашу, но может она этого не любит, и мне самой тогда будет неудобно. Ведь это ее слова:" Мне нет дороже благодарности от тебя, чем твой своевременный приход для кормления Славика." Какая она образованная женщина, какая тактичная, ну просто, как мама. Сколько в ней доброты...
   В 3 часа я взяла Славика в ясельной одежде и радостная пришла к ним домой, где кроме Розы нас ожидала еще и тетя Даша. "Ну, здравствуйте. Ну, показывай своего героя. Я так заждалась, думаю, если вас здесь нет, пойду в совхоз. Зашла, а Роза говорит, что ты вчера приехала. Как хорошо, что мне не идти в такую даль."  "Тетя Даша, спасибо Вам, что Вы пришли. У меня такое хорошее настроение, я хочу выплеснуть его Вам, чтобы и вам было радостно рядом со мной. Мой сыночек 9-й день живет и ни разу еще не заплакал. В 3 часа я его покормила и он на руках засыпает каждый раз. Ест и спит. И ни звука.  Первый день в яслях и все идет так удачно, что я боюсь сглазить." Я посвятила тетю Дашу во все подробности. Она внимательно выслушала и заключила:"Вот и хорошо, что Рафик боится директора, такого труса и бросить не жалко. Такой сын родился! А он не знает, что делать... Ишь какой, легче всего загнать жену в кишлак, а самому в городе учиться. Не на ту нарвался. Еще пожалеет, что не уговорил отца, чтобы жить в Самарканде. Какие ясли хорошие! Да..., а я тут подарочек Славику принесла. Вот, это распашонки, это пеленочки, а вот шапочка, зайчик с ушками, когда проснется, померяем." " Ого, сколько всего теперь у Славика. Я сегодня урок отвечала. Тетя Даша, как хорошо учиться, как все интересно... Роза, как у тебя дела?" "Все, Галя, хорошо..."
   


Рецензии