Ив Пэнгийи. Рай для портных

[ перевод с французского из сборника "Сказки и легенды Бретани" ]

© Yves Pinguilly, 2010
© Joelle Jolivet, иллюстрация
© Александр Андреев, 2010, перевод



Кусочек мяса или хлеба
Добро всегда летит до неба
Добро желудку и ушам
Раз в сказке место чудесам.

*

Трудно сказать, какая епархия славится самым большим числом и сноровкой портных. Может, Сен-Поль-де-Леон? Сен-Тюдюаль-де-Трегье? Сен-Бриёк? Сен-Мало? Сен-Самсон-де-Доль? Сен-Патерн-де-Ванн? Сен-Корантен-де-Кемпер? Ни один из семи великих бретонских святых вам не ответит. Одно можно сказать наверняка: портным крупно повезло, ведь они весь день то на фермах, то в домах, зимой всегда рядом с очагом, и круглый год недалеко от женщин. Но недаром говорится – портной, что курица: что ступить, то клюкнет.



Стоял июнь. Поля близ Роскофа украсились льном. Портной Янник с утра сидел в одном милом домике, повернувшемся спиной к морю. Он шил да порол, не замечая, как бьют часы на колокольне Нотр-Дам-де-Кроас-Баз. Миновал полдень, и хозяйка усадила его поесть. Он знал, что в краю белого хлеба, в огромном каменном доме на его долю хватит и сала, и сидра, и, конечно же, аккуратно сложенных блинов с солёным маслом. Ему и впрямь предложили всё это, а в придачу ещё и стаканчик доброго португальского вина, завезённого сюда, несомненно, контрабандой.

Когда хозяйка отправилась в угол натирать воском мебель, чтоб та сияла не хуже чешуек свежей рыбы, она забыла на столе перед портным бутылку вина и стакан. Янник освежил стаканчик и продолжал шить. Немного погодя, собираясь вновь поженить иголку с ниткой, он плеснул себе ещё, но поклялся: "Чёрт меня побери, если я выпью ещё стакан!" На живую нитку сшив хозяйкино платье, даже не начав подшивать подол, он налил себе ещё стаканчик, но воскликнул: "На этот раз уж точно всё, и чёрт меня побери, если глотну ещё хоть каплю!" Но, понятное дело, июнь, жара, да и кто знает, может, съеденное сало оказалось чересчур солёным. Он не устоял и опрокинул ещё стаканчик.

Лишь только последняя капля вина смочила его глотку, рядом послышался лёгкий шум. Не удивляйтесь: он увидел перед собой громадного… чёрта! К нему пожаловал сам Дьявол. Он развязал большой мешок и приказал портному залезать.

Янник оказался не робкого десятка. Чтобы защититься от адских козней, он громко проговорил: "Если ты бес, заклинаю тебя святым Эрве – убирайся! Убирайся, заклинаю тебя именем Господа, если ты Сатана!"

Но Дьявол ухватил его за локоток и ответил:

- Портной, ты мой. Ты дважды поклялся: "Чёрт меня побери, если я выпью ещё хоть каплю".

Янник пытался отбиться ножницами и иголкой, но тщетно. Дьявол запихнул его в мешок и понёс.

Чуть погодя, проходя в опасной близости от церквей Сен-Поля, Дьявол вспомнил об одном незаконченном дельце с чёрной курицей, что задолжала ему нескольких цыплят. Уходя, он поставил мешок на краю поля, меж двумя грядками артишоков, чтобы забрать позже. Подпасок, гнавший мимо скотину, заметил мешок, смеха ради наподдал по нему ногой… и услышал, как мешок закричал:

- Эй! эй! Пожалейте меня! Не обижайте!

- Кто ты такой, старый мешок? Почему говоришь человеческим голосом?

- Это не мешок говорит, это я, Янник-портной! Пожалуйста, освободи меня скорее, меня сюда сам Дьявол упрятал.

- Освободить тебя… Хм… да ладно, пожалуйста, но что ты мне за это дашь?

- Послушай, – умолял Янник, – я заштопаю тебе задаром всю одежду, и ту, в которой ходишь в поле, и ту, что носишь в праздники.

- Клянёшься?

- Клянусь!

Мальчишка развязал мешок, Янник тут же выскочил – и полной грудью вдохнул воздух свободы. Видя, как он жадно глотает солёный морской воздух, паренёк рассмеялся и предложил:

- Хочешь, подшутим над твоим чёртом?

- Конечно, но как?

- Видишь этого козла на верёвке? Он раз сто плавал отсюда в Англию…

- И что?

- Он хуже десятка разъярённых оборотней, и я рад от него избавиться. Посадим его на твоё место, и пусть отправляется в ад.

- Давай же, не будем терять времени.

Они ухватили козла за рога, запихнули в мешок и быстренько завязали.

Наступил вечер. Дьявол, довольный тем, что отведал курятины, нашёл свой мешок среди артишоков, взвалил его на плечи и быстренько потопал в ад. Добравшись до дома, он вручил мешок своим малюткам-дьяволятам, а сам отправился к жёнушке. Козла достали из мешка, и адский жар тут же обжёг ему ноги. Он встал на дыбы и, лягаясь, побежал, разбрасывая повсюду раскалённые угли. Он даже поранил ими двоих дьяволят, спокойно учившихся считать до трёх на пальцах.

Все черти ада всполошились, сбежались и ну кричать:

- Отец всех чертей, что ты нам притащил?

- Портного… Эге! портного, который превратился в козла!

- Выброси-ка его отсюда, пока он не погасил наш огонь! И никогда больше не таскай портных в наше царство!



Так и сделали.

Козла вышвырнули из дверей ада, и с тех пор дверь эта для портных закрыта навек. Поэтому, само собой, все портные попадают в рай.

*


Рецензии
Спасибо, что донесли до меня, не испортив, французскую легенду. Язык ваш лёгок, напоминает чем-то перевод апулеевских "Метаморфозов". Да и история выбрана любопытная. Захотелось стать портным почему-то!

Семен Старовский   27.12.2010 16:14     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Семён!
Так за чем же дело стало? ;-)
Искренне Ваш,

Александр Андреев   27.12.2010 18:32   Заявить о нарушении