Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо родился в феврале 1932 г. в Париже, в семье служащих. Единственной страстью его родителей был туризм, ребенком они интересовались мало. В восемь лет Франсуа поместили в детский лагерь, в котором господствовала железная дисциплина. Затем были исправительный дом и центр по перевоспитанию малолетних преступников. Важную роль в жизни Трюффо сыграл  известный кинокритик Андре Базен, который в 1948 г. устроил его на работу в киноотдел одной из газет. С тех пор Трюффо был буквально одержим кинематографом. В 1954 г. он стал постоянным сотрудником  еженедельника «Ар» и журнала «Кайе дю синема», где в короткий срок опубликовал более сотни статей.  Его рецензии и статьи отличались шумливостью, непримиримостью  и противоречивостью. Вскоре Трюффо стал одним из главарей кинематографической молодежи (парижские газеты нарекли их «новой волной»), поднявшей бунт против «папенькиного кино». Молодые презирали своих предшественников за покорное следование канонам театральной драматургии и классического романа, призывали освободить кино от жестких требований сюжетного и композиционного построения. В  1958 г. благодаря финансовой поддержке родственников своей жены Трюффо получил возможность снять свой первый полнометражный фильм «Четыреста ударов» (1959). Это самая личная лента режиссера.

«ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ». Антуан Дуанель – тринадцатилетний  парижский школьник, мечтатель и непоседа. Родители его постоянно ссорятся друг с другом. Мальчик, лишенный домашнего тепла, часто убегает с уроков вместе  со своим приятелем Рене. Однажды он объясняет пропуск занятий тем, что у него умерла мать. Обман раскрывается. За этим следует  целый ряд других нарушений – побеги, мелкие кражи. Кража пишущей машинки из офиса, где работает отец, приводит к тому, что мальчик оказывается в полиции. Судья по делам  несовершеннолетних, с согласия родителей, выносит  решение поместить его  в исправительный дом для малолетних преступников, где установлен очень жесткий режим. Однажды, в выходной день, Антуан убегает оттуда и мчится со всех ног к морю. Картину завершают ставшие хрестоматийными кадры – мальчик скачет поперек  мягко накатывающихся на песок волн. Камера в этот момент стремительно приближает к нам  его растерянное, вопрошающее лицо… Путь закончен, бежать дальше некуда. Но внутренний конфликт не разрешен, и фильм кончается не точкой, а знаком вопроса. Показанный на Каннском фестивале фильм был премирован за лучшую режиссуру. В том же году он получил «Оскар» как лучший иностранный фильм года.

 «ЖЮЛЬ И ДЖИМ» (1962). Тонкая  и грустная история взаимоотношений двух друзей – француза и немца – с женщиной, которую они оба любят «несчастной» любовью. Действие картины  начинается  перед Первой мировой войной. Жюлю лет двадцать. Он живет в Париже и занимается переводами на родной немецкий. Его друг француз Джим мечтает о карьере дипломата. Беззаботно проводя время на богемном  Монпарнасе, друзья знакомятся  с Катрин (в ее роли Жанна Моро) – аристократкой по происхождению, которая преподает английский язык и литературу. Катрин нравятся оба, но замуж она выходит за Жюля. (Ее каприз имеет кажущееся обоснование: Джим не дождался встречи с ней и ушел, прождав всего час). Это обстоятельство не разрушает мужскую дружбу. Начинается Первая мировая война, и друзья оказываются по разные стороны линии фронта. После войны Джим приезжает в Альпы навестить друзей. Катрин по-прежнему любит обоих и становится любовницей Джима. Но когда выясняется, что у них не может быть детей, она возвращается к Жюлю. Вскоре она узнает, что Джим собирается жениться на своей любовнице Жильберте. Во время прогулки автомобиль с Катрин и Джимом поворачивает на разрушенный мост и на глазах у Жюля падает в реку. Оставшись в одиночестве, Жюль хоронит прах друга и возлюбленной. Многие критики по сей день считают «Жюля и Джима» лучшей лентой Трюффо. Этот сложный фильм о почти неуловимых нюансах любви и дружбы, снятый с тонким воспроизведением примет жизни прошлых лет, отличается превосходной режиссурой и игрой актеров.

«НЕЖНАЯ КОЖА» (1964). Парижанину Пьеру Лашне сорок три года. Он преуспевающий писатель, женат, имеет дочь, ведет размеренную, респектабельную жизнь.Направляясь на международную конференцию, он знакомится в самолете со стюардессой Николь. Они начинают встречаться, становятся любовниками.  Для Николь – это банальное приключение, такое с ней бывало не раз.  Пьер же – человек долга и, хотя он и не питает слишком глубоких чувств к любовнице, предлагает ей выйти за него замуж.  Он объявляет своей жене Франке, что уходит из дома. Найдя в кармане мужа квитанцию  на сданные в проявку фотографии, Франка забирает их из ателье. Теперь она точно знает, что причина ухода Пьера – другая женщина. Франка приходит в ресторан, где обычно обедает Пьер и убивает его из ружья.
Фильм повествует о людях деликатных, легкоранимых, людях с «нежной кожей». Их уязвимость делает их обреченными в этом мире. Трюффо говорил о фильме: «В "Нежной коже" мне хотелось представить анахроничного человека… Я, как и многие режиссеры, сталкиваю свои фильмы, стараюсь в следующей картине сказать противоположное тому, что говорилось в предыдущей. "Жюль и Джим" нес в себе аромат романтики, сентиментальности, приподнятости, и мне казалось, что я показываю любовь с чрезмерной экзальтацией. В "Нежной коже" любовь печальнее. Я хотел показать без обмана и поэзии, что если история ужасна, она ужасна и без прикрас…»

«451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ» (1966). Фильм снят по известному роману Рэя Брэдбери и повествует о неопределенно далеком будущем. В стране, где живет Монтэг, сжигают книги. Все без исключения. Их должно заменить ТВ. Людей, которые читают и хранят книги, преследуют и жестоко наказывают. Монтэг - пожарный. Он должен без рассуждения сжигать книги и арестовывать их читателей. Но однажды его заинтересовывает одна книга, затем другая… Он начинает читать, и это занятие  настолько увлекает Монтэга, что он заводит собственный  книжный тайник. Жена Линда доносит на него властям. Монтэг сам сжигает свой дом и книги и скрывается в лесу, где встречает «людей-книг». Каждый из них выучил наизусть одно из великих произведений литературы, понимая, что отныне его жизнь обретает глубокий смысл в сохранении творений человеческого гения…
Трюффо говорил: «История Брэдбери заинтересовала меня тем, что в ней есть реальные костры из книг, преследование мысли, террор идей – явления не раз повторявшиеся в истории человечества…»


 «АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ» (1973). Здесь показана история создания фильма с первого удара хлопушки до последнего дня съемок. Действие разворачивается в Ницце в студии «Виктория». Оно переносится в уборные актеров, гримерные, костюмерные, комнаты мастеров комбинированных съемок и монтажниц. В фильме взаимно переплетаются две истории. Одна – это личные взаимоотношения пяти актеров и актрис, а также режиссера (его играет сам Трюффо) и продюсера, их споров, ссор и примирений, их интимных проблем. Вторая история – это сюжет, снимаемого группой фильма. Молодой человек по имени Альфонс женится на молодой англичанке, приезжает на Лазурный берег и представляет молодую жену своим родителям. Отец молодого человека влюбляется в жену сына и бежит с ней. Сын разыскивает его и убивает. Сам Трюффо назвал «Американскую ночь»  «своим объяснением  в любви кино». А снял он его для того, чтобы показать зрителям, как снимается кино. В 1973 г. «Американская ночь» удостоена «Оскара» как лучший иноязычный фильм.  И действительно, творческая атмосфера  создания фильма была  воспроизведена Трюффо с большим знанием дела и с большим профессиональным мастерством.

В 1980 г. Трюффо снял «Последнее метро» - свой единственный политический фильм. Действие его разворачивается в Париже 1942 года, во время немецкой оккупации. Фильм получил в 1981 г. девять «Сезаров», в том числе за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женские роли.

Умер Трюффо в октябре 1984 г.от рака мозга.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Как жаль, что такие талантливые люди уходят из жизни преждевременно.54 года- разве это возраст?
Спасибо, Константин, вам за эти интереснейшие очерки о великих режиссерах.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   14.12.2011 20:37     Заявить о нарушении
Это Вам, Кира, спасибо за Ваш неугасимый интерес!

Константин Рыжов   14.12.2011 19:58   Заявить о нарушении