Нам бы про душу не забыть...

     Посвящается моей маме

       Моя мама была из простых женщин. Всю жизнь проработала поваром в столовых,дет-садиках,кафе,ресторанах... От неё всегда пахло пирожками и дешёвыми духами. Я родился на третий год после войны и жили мы в общем-то бедно. Игрушек у меня практически не было. Небольшой плюшевый "мишка" да две мамины фронтовые медали. С ними-то я больше всего и играл. Вернее, не играл, а цеплял их на рубашку и бряцая ими выходил во двор. Мигом около меня собиралась ребятня и я начинал им "травить" фронтовые байки, услышанные от взрослых. Многое в этих рассказах привирал,но мальчишкам нравилось. Это были мои первые устные опыты в прозе.Однажды маме довелось их случайно услышать. Она меня не отдёрнула,а просто взяла за руку и сказала:
  - Эй,ты,сочинитель, пошли домой.
    Любить людей меня научила мама.Как бы не тяжело мне было,я всегда стараюсь относиться к ним без раздражения. Уже став взрослым я однажды прочитал небольльшую статейку у Шукшина. В провинциальной газете,незадолго до смерти он писал: "Нам бы про душу не забыть.Нам бы чуточку добрее быть.Не наступает,не должно наступать такое время,когда о человеке можно сказать "здесь уже ничего не поделаешь".Сделать всегда можно.До самого последнего момента.Это как врач к больному,так и литература,и всё искусство в целом обязано и должно относиться к человеческой душе.Борьба за человека никогда не кончается." Тоже самое говорила мне и моя мама. Только другими,более простыми словами и поступками. Потом,после встречи с героями Шукшина,которые не совершали великих подвигов,а наоборот жили самой будничной,непритязательной жизнью,я почувствовал,что и мне захотелось стать лучше,честнее,добрее, потому что саму меру положительности этих героев определяет великая движущая сила души человеческой -Доброта. Эти уроки матери я помню, и до сих пор,хотя уже давно пережил её.
   Моя мама,Евгения Васильевна Мельникова,родилась 5 января 1922 года в селе Казанка Мартукского района Актюбинской области /ныне посёлок городского типа в Казахстане/ в семье украинских крестьян. Отец её,Мельников Василий Ефимович,умер в апреле 1948 года, ровно за месяц до моего рождения.Мама её - Мельникова Марфа Степановна,умерла ещё до войны,19 января 1938 года,в самое Крещение.
   Образование у мамы было не великое.Она закончила семь классов в родном селе.Дальше учиться уже не было возможности. С детских лет работала с отцом в поле - с восхода солнца и до заката. Несмотря на тяжёлый крестьянский труд,по вечерам ходила в клуб и пела песни - то весёлые и озорные,то протяжные и грустные, как сама крестьянская жизнь.Эти песни мама запомнила на всю жизнь и пела их очень хорошо до самой старости.
   До войны вступила в комсомол. Неизвестно,как сложилась бы дальше её жизнь,да я об этом и не хочу гадать,но тут свои коррективы внесла Великая Отечественная война... Когда немцы подошли уже к самой Москве,она добровольцем ушла на фронт.Училась в Саратове на авиационных курсах стрелка-радиста по вооружению. Воевала в авиационном полку,вначале 2-го Украинского,а затем 2-го Прибалтийского фронта. Войну закончила в Латвии,в городе Либава / ныне город Лиепая/.Во время бомбёжки аэродрома была ранена. Награждена медалью "За боевые заслуги" и "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
   С той поры,самыми радостными были для неё минуты,часы когда наступал великий праздник - День Победы,когда приходили поздравительые открытки.Она садилась за стол и с задумчивостью перечитывала их.Перебирала пальцами эти листочки и радовалась,как ребёнок,а у меня комок подбирался к горлу. По вечерам приходили фронтовые друзья, и вот в такие часы можно было смело распрашивать у них о войне. И они рассказывали мне о ней. И я хорошо помню,что их рассказы значительно расходились с тем,что нам читали в школе,писали в учебниках...
   После войны мама вернулась в родную Казанку.Здесь,в 1948 году, родился я. Радоваться бы жизни.Но стечение трагических обстоятельств: умирает её родной отец,а через два года погибает в автокатострофе мой папа, -вынуждают её оставить родной дом и перееехать из села в Актюбинск. Устроилась работать поваром в детский сад, куда пристроила и меня. Полагаю,что такую работу она выбрала из-за меня.
   Уже и не помню,с каких времён и почему я всегда обращался к маме на "вы". Во дворе мальчишки даже смеялись надо мной :"Она что,тебе не родная,что ты обращаешься к ней как к чужой тётке?" Уже став взрослым, я понимал откуда это у меня было. Так обращались к родителям дети в украинских семьях.Но у меня оно откуда? В детстве я не слышал украинского языка.Видимо генетика.Больше ничем объяснить не могу.
   В 1955 году мама вторично вышла замуж за ссыльного литовца. Об этом я подробно описал в своём рассказе "Где-то в Сибири..." Наверное,их сблизило то обстоятельство,что мама воевала в Прибалтике. Муж её,Балюнас Анупрас Петрович,был старше на несколько лет.Хорошо помню,что он родился в 1910 году. А вот в каком местечке -напрочь забыл. В 1956 году мы новой семьёй переехали в Сибирь,в город Ачинск Красноярского края. Мама рассказывала,что это решение она опять же  сделала из-за меня. У меня часто носом шла кровь,и врачи давно рекомендовали сменить место жительства. И вот этот случай представился... Помню,именно по этой дороге Казахстан-Сибирь, я изучил букварь. И когда приехали в Ачинск, я по слогам самостоятельно прочёл название этого города. Здесь,в 1956 году у меня родилась сестрёнка. Назвали её Стасей. Хорошо помню этот день.Я в этот день получил первую свою оценку.И не какую-нибудь,а пятёрку!Жирную такую,словно её специально откармливали для меня. Не терпелось,конечно показать маме,а она лежала в роддоме.Вбегаю в больничный двор и зову её под окном той палаты,где она лежит.Вот и лицо мамы показывается. Я вытаскиваю из ранца свою драгоценную тетрадку,тычу пальцем в красную цифру и во весь голос кричу: "Я пятёрку получил!" Мама понимающе кивает головой,а потом вдруг исчезает и снова появляется в проёме окна. Но это уже не она,а Сикстинская мадонна с младенцем на руках.С восторженным лицом она бережно поднимает над собой запеленатого новорождённого и кричит в форточку:
   - У тебя сестричка родилась!
   Я возвращаюсь домой,и у меня в голове смешиваются два события: первая пятёрка и рождение сестрёнки. И я не могу понять: чему больше радоваться?
   С отчимом мы не ладили. Он много пил и никакого участия в моём воспитании не принимал. В 1964 году он по неизвестным обстоятельствам повесился на дочериной скакалке,не дождавшись окончания ссылки. Странная история...
   Мама осталась с двумя детьми одна. Родственников нет,город чужой... Чтобы как-то облегчить такую жизнь,я оставил школу и поступил учиться в строительное училище.Бесплатное питание,бесплатное обмундирование - надо сказать,что я в те годы очень гордился той форменной одеждой. И даже дрался в кровь,защишая её честь.Мой такой выбор значительно облегчил наше существование.Я так понимаю,что это был мой первый мужской поступок.
   В 1964 году мама закончила двухгодичный техникум совторговли. В 1968 году она в третий раз вышла замуж.Алексей Васильевич Бережнёв был младше мамы на семь лет.Сохранились фотографии.Много фотографий. На них - мама счастливая и радостная.Они очень любили друг друга. В 1968 году мы переехали в город Кумертау,на родину Алексея Васильевича. Вместе они прожили двадцать лет. В 1986 году Алексей Васильевич Бережнёв умер от рака лёгкого.
   Я в то время уже давно жил в Латвии,но каждый год в отпуск приезжал к ней. Первую свою книжку я посвятил памяти мамы. О ней же написал второй свой рассказ "Обида". Её голос до сих пор доносится до меня из той далёкой поры детства. Знакомый до боли. И эта боль вырастает в трагизм,в ощущение немой тишины на материнских устах. Я лишь теперь по-настоящему понимаю,сколько доброты было у моей мамы... Только теперь...
   Помню свои приезды к ней.Почти каждый свой отпуск - туда...  На второй день она брала меня под руку, и мы выходили гулять по городу. Приветствуя на улице своих знакомых,она не забывала представлять меня:
   А это мой сын. Из Риги ко мне приехал...
   И я чувствовал,с какой гордостью она произносила эти слова.
  После войны мама была награждена знаком "Участник Великой Отечественной войны"/1975/ и двумя юбилейными медалями: "60 лет Вооружённых сил СССР" и "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг." В 1985 году награждена орденом Отечественной войны. За долголетний и добросовестный труд в 1977 году она была награждена медалью "Ветеран труда" В этом же году она вышла на заслуженный отдых по старости с назначенной государством пенсией - 57 рублей 15 копеек. Вот так государство оценило её труд.
   Только год прожила мама после смерти мужа. В том же апреле, но только 1987 года, умерла и она.Очень тяжёлой была её смерть. Вышла погулять в город и заблудилась. Нашли её в лесу в день её любимого праздника - в День Победы. Укутавшись в старый платок,она лежала у поваленной сосны - маленькая,худенькая,как подросток.Выносил я её на руках. Кожа на лице матери уже поползла,роем гудели синие мухи,но я не отворачивался. Нёс ровно,бережно,боясь споткнуться. От этой ноши не болели ни руки,ни плечи,только саднило сердце...


Рецензии
Виктор, хорошо пишите! Очень понравилось.

"Нам бы про душу не забыть.Нам бы чуточку добрее быть.Не наступает,не должно наступать такое время,когда о человеке можно сказать "здесь уже ничего не поделаешь".Сделать всегда можно.До самого последнего момента.Это как врач к больному,так и литература,и всё искусство в целом обязано и должно относиться к человеческой душе.Борьба за человека никогда не кончается." Так писал Шукшин,тоже самое говорила вам и ваша мама.
Сочувствую вам, трагично закончился жизненный путь вами любимого человека.Но к сожалению у нас у каждого своя судьба.

С большим уважением. Николай С.

Николай Скороход   04.12.2022 22:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.