Когда сугробы были большими..

Часто ли мы вспоминаем свое дошкольное детство? Эти долгие каникулы? Конечно нет. Иногда возникнет ощущение , что вот сейчас, повторится то , что уже было, нахлынут такие чувства!.. ан нет, все другое..
Лето, каким долгим оно было! Сколько в нем солнца! Какие грибные дожди шли тогда!

Просыпались мы с сестрой, когда дома уже никого не было. Родители на работе,  нянек у нас отродясь не водилось. Разве что кошаки да собаки - вечные наши друзья-товарищи..

Завтракать? Да ну, ерунда какая. На улицу, на солнышко. Столько надо всего успеть. Пошли на поляну! Поляна- действительно, огромная поляна в центре села. Вокруг нее школа, клуб,рядом колодец, дорога, проходящая через все село , уходящая далеко в поля, а затем и в тайгу, на Суйгу. В Сибири в каждой деревне была своя дорога на таинственную Суйгу. В той же стороне, недалеко от деревни стояла пожарная вышка, каланча. В мою бытность она никогда не использовалась по назначению, но сказок мы про нее сочинили достаточно, в силу своего богатого воображения.

Бредем по дороге, в ситцевых платьицах, лохматые,босые. Пыль на дороге настолько пушистая и мягкая, что клубится и вздымается на каждый детский шажок, а  ступни утопают в ней. 
Так, не успели смыться! Из клуба выходит мама и машет- подойдите. Почему неумытые из дому? Нечесаные? Марш к колодцу. Да , не поспоришь. Набирает пригоршню воды, и начинает умывать сестрицу. Ух, визжит же она, лучше уж я сама. Возвращемся в клуб. Вот и коски заплетены и закреплены черными резиночками от велосипедных камер. Красота! Получив еще кучу наставлений: по людям не шлятся, в магазине не торчать, на пруд не ходить, по бревнам не лазать..Во! С этого мы и начнем.

За огородами складировали бревна, на дрова. Завозили зимой, волоком многометровые хлысты, бульдозером рядами сдвигали их общую кучу. На субботниках пилилили, кололи и развозили в школу, клуб и т.п. Таких толстых и длинных деревьев я никогда больше не видела. В рядах этих бревен образовывались целые ходы и пещеры, куда пролезть мог только ребенок. Взрослые не зря запрещали нам ходить к бревнам, любое движение бревна- и завал. Но все обходилось.  А тонкие вершины лежащих деревьев- какие замечательные качели!

Пришел Серега, доложил у Коммисарихи  малина поспела. Надо сказать, что в палисаднике росла малина только у Коммисарихи.  Все остальные жители по малину ходили на покосы. Вереницей идем к Сереге, Комиссариха- его соседка.
Из огорода серегиных родителей проделываем лазейку  к малиннику. Страшно и стыдно. Воровать нельзя.Но малина поспела!

По одному, осторожно залазим в малинник, набираем по карману  красной ягоды, с жутко колотящимся сердцем,улепетываем домой. В  летней досчатой кухне выкладываем помятые трофеи  и дружно поедаем. Вкуса той ягоды не помню. Помню лишь ошущение стыда.. 
Вечером получаем выговор от мамы, пару хлопков полотенцем по заднице. Это мне. Я же большая. И откуда она только узнала про эту малину. Но становится легче, может в милицию уже не заберут.. 
Решили сходить на лощининский пруд. Здесь  нас и перехватил хромой дядька Михаил. Посадил на телегу, запряженную черной лошадью, и поехали! В итоге выгрузил нас у своего дома. Вышла тетка Устя. Голодные? Нет.
Подождите! Отрезает по куску хлеба, намазывает маслом, присаливает. Серега кривится, лучше бы сахаром. Но нам вкусно!

У Устиньи и Михаила пятеро взрослых детей. С ней живут Райка и Нинка. Райка, ну очень красивая, приезжает только на выходные, у нее скоро свадьба. Нинка- дурочка, после перенесенного менингита, ума у нее столько же сколько у нас, мелких. Лешка в соседнем селе милиционером работает. У него две дочери , наши ровесники. Самые таинственные это Таська, живет в Одессе, и Колька, служит в ГДР. Что это за ГДР мы тогда не представляли.
Скоро Колька приедет с женой. У нее смешное имя-Донарка.  И привезет Колька подарки, гдэровские переводки и сладкую жевательную резинку, все что мог тогда солдатик привезти со службы в ГДР.

Можно еще завернуть на ферму или сбегать на кузню, но резко пошел дождь. Смешно. Светит солнце и идет дождь. Пыль на дороге скоро стала грязью, мягкой и теплой, которая выдавливается между пальцами ног смешными червячками.
А потом- радуга во все небо. Говорят, что дождь грибной. Грибы от него растут, что ли?
Это было летом.

А зимой было холодно и снежно. Снега наметало в ровень с забором, и на огроде мы строили в снегу тоннели. Домой приходили с трудом- конечности просто не гнулись. Раздевались. Штаны стаскивались вместе с валенками, потому что обледенели и смерзлись, и по отдельности не снимались. Варежки, шерстяные, да еще обшитые сверху фланелькой для сохранности и тепла, были настолько обледеневшие, что сжать пальцы в кулак в них было невозможно. Шубейка, потертая и короткая стояла колом. Стащишь все это с себя и бегом на печь русскую! Сопли- ручьем, мордахи красные, и на руках браслеты: место, где варежка не достает до рукава.
Потом пьем чай с медом, Серега с нами. Серега, ты сопли-то убери, скоро в стакан свесятся. “А чо, сопли тоже чаю хочут” глубокомысленно изрекает Серега.

Через много лет, на одной из школьных встреч встретились мы и с Серегой, с веселой грустью вспоминали то время, когда лето было долгим, когда втроем еще мы помещались   на печи, когда в любом доме нас могли накормить, и когда не только деревья, но и сугробы ЕЩЕ были большими.


Рецензии
Уважаемая Оксана, просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Может потому, что это во многом и мое детство! Доброго здоровья Вам и благополучия! С уважением,..

Николай Бичехвост   30.11.2011 15:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.