Храм во славу Святой Троицы. Часть I

       В центре  города Щигры стоит величественный пятикупольный  собор, освященный в честь Живоначальной Троицы.  Стройные очертания его стен, окрашенных в зелено-белые тона, позолоченные главки, сияющие в свете солнца золоченые кресты придают архитектурному облику города  одухотворенность и  уникальность. Это – не только украшение, жемчужина здешних мест, но и  духовный центр всего Щигровского района.

      К сожалению, бурная российская история не сохранила  документов,  которые позволили бы с уверенностью оперировать историческими фактами. Точно не известно, когда и при каких обстоятельствах была построена  на месте  этого великолепного собора первая церковь. Кто создавал архитектурный проект, кто строил? До наших дней дошли только устные предания старожилов. Вероятно, что первая святыня на этой земле появилась сразу  же после создания поселений служилых людей Щигровской крепости, которая отражала набеги татар и других кочевых народов Дикой степи, то есть около трех веков назад.
 
     Первый  летописец  местной истории И. Г. Тхоренко, автор книги «Очерк 25-летней деятельности щигровского городского самоуправления и историко-географическое  краткое описание  г. Щигров», изданной в 1900 году, на основании свидетельств старожилов пишет, что разбросанные хуторки первопоселенцев, еще не имевшие постоянных названий, входили в приход Троицкой церкви.  И все они носили название Троицких. Долгое время и Пригородная слобода Щигров  называлась Троицкой.
 
    Известно, что до 1732 года в Щигровской крепости  действовал молельный дом, ссылаясь на  несохранившийся церковный архив, историк –краевед Г.И. Тхоренко сообщает, что сюда приезжал некий священник «из  Троицы, отправлять богослужения и оглашать царские указы». Место, где находился этот храм Троицы, не указано.  А в 1732 году вместо молельного дома возвели деревянную церковь, которую освятили также в честь Святой  Троицы. В 1868 году она обветшала, ее разобрали на материал, который купил местный купец Петр Ефимович Куколев. В 1883 году Куколев выстроил  из дерева, достаточно хорошо сохранившегося,  церковь «в таком виде, как и была. Архитектура и внутренние украшения не изменены».

     Новая церковь получила название Кладбищенской и освящена была в честь Казанской иконы Божией  Матери. Она простояла до 1941 года, хотя и была закрыта в годы атеистических гонений и служила зернохранилищем. Во время приближения немецких захватчиков ее сожгли.
 
     В 1801 году в Щиграх была возведена первая каменная церковь. В государственном архиве Курской области сохранилось описание ее внешнего вида и внутреннего убранства, составленное 10 ноября 1802 года. Троицкая церковь была однопрестольной, каменное здание  имело форму креста, снаружи и внутри здание раскрашено красками «с изображениями по благопристойным местам икон». Здание небольшое: восемь  с половиной метров в длину и чуть более 19 метров  в ширину. Алтарь и трапеза вместе с хорами  составляли в длину около пяти метров, в ширину – около восьми. Во всем здании было 16 окон, в алтаре – семь, в трапезе – шесть, на нижних установлены железные решетки. Две деревянные  двери с замками, украшенные нарядными крылечками.

     Глава обита листовым железом, позлащенным червонным золотом, кресты также изготовлены из железа и покрыты тонким слоем золота. Крыша тоже покрыта этим же металлом и выкрашена в зеленый цвет. Иконостас малый резной, с колоннами. Столярные изделия в церкви окрашены в белый цвет. Иконы святых написаны « по греческому изографу чистой живописью». Перед местными образами установлены шесть посеребренных медных лампад. Посередине церкви на железной цепи  подвешено большое медное, посеребренное паникадило.
В алтаре на престоле нижнее одеяние из темного полотна, верхнее – голубого цветы, вышитое шёлком и серебром, покрывало из зеленой тафты. Также установлены два креста, украшенных финифтью. И два Евангелия: одно украшено финифтью с медными посеребренными  застежками, второе – поменьше, обито зеленой тканью. Большая гробница – посеребренная с прибором и дароносица в некоторых местах позлащенная с прибором. Два медных посеребренных подсвечника на престоле и столько же - за ним. Церковные сосуды также были  богато украшены драгоценными металлами. Воздухи и облачения из дорогой ткани и расшиты шелками, серебром и золотом.
 
     Пол алтаря украшен суконным ковром «турецкой работы». В церкви имелся полный набор  богослужебных книг. На клиросе установлены два аналоя столярной работы, ещё один - в алтаре около престола и  один под иконой Господских праздников. Была сооружена колокольня с набором в пять колоколов на столбах. Самый большой (первый) весил более 550, а самый маленький – более 16 килограммов.
 
     Известны имена священников, служивших в церкви и составлявших опись. Все они подписались со словами «руку приложил»: протопоп Иаков Суханов, вероятно, настоятель, священник Иоанн Правильщиков, дьякон Иаков Попов и Константин (фамилия неразборчива), пономари Василий Бессонов и Иван (фамилия неразборчива).
 
     В дальнейшем, как считают историки, храм достраивали, и со временем он приобрел современный вид. О многом рассказывают сохранившиеся церковные ведомости, где записаны приходские доходы и расходы. В 1810 году при настоятеле протоиерее Тихоне Максимове, например, за два месяца продано свечей на 55 рублей. Впоследствии  такого дохода больше не получали, свечей продавали за месяц на 10-11 рублей.
 
    Для обеспечения богослужений покупали вино, воск, муку, свечи и ладан. Платили людям за работу. В июле 1829 года мещанке Ирине Зубченковой выдали  девять рублей за выпечку просфор, а плотнику Прокофию Жердеву - за  шелёвку 20 рублей. В декабре этого года за окраску здания снаружи мещанин Паньков получил 50 рублей. В июне 1835 года заплатили воронежскому купцу за выделанный у него колокол 250 рублей из средств, «собранных от добрых людей».

    В 1836 году поставили новую ограду храма. В январе у однодворца Арсения Кашина из села Большие Щигры купили дубового лесу на сто рублей, а в марте этого же года выплатили Ивану Федотовичу Шумакову сто рублей за изготовление изгороди, мещанину Савве Ефремову - за гвозди для ограды четыре рубля 20 копеек. Тщательно учитывались и все сборы на строительство и ремонт храма. Например, обнаружена запись о том, что помещица Мария Харченкова в 1825 году пожертвовала на строительство храма два рубля.
 
    К сожалению, в архиве  находятся церковные приходно-расходные ведомости  только за несколько отдельных лет, и о том, когда же конкретно производили  достройку храма, узнать не удалось. В этих документах сохранилась запись о том, что здание штукатурили в июле 1839 года.  Тогда  купеческому сыну Тимофею Овсянникову заплатили «за лебастру» 250 рублей, крестьянину Ивану Семёнову за штукатурку – 80 рублей. Всего же на строительные материалы было потрачено более 460 рублей. Эта значительная сумма указывает на серьезные строительные работы. В августе этого же года переделали три двери, что тоже косвенно подтверждает факт перестройки церковного здания, ведь в описи 1802 года упоминаются только две двери.

    В 1848 году краски для ремонта закупают уже на 111 рублей, такое количество необходимо для значительной площади покраски. А ведь церковь, построенная в 1801 году, была невелика.
 
    В 1917 году, перед  революцией, Свято-Троицкий храм, как сообщается в архивных документах, был уже двухэтажным шестипрестольным. С центральным, освященным в честь Живоначальной Троицы, правым – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, левые приделы посвящались Тихвинской иконе  Божией Матери, святителям Митрофанию чудотворцу Воронежскому и  Тихону Задонскому.
 
    Интересный факт описывает историк-краевед Г.И. Тхоренко в настоящем времени, как очевидец и свидетель. «В числе древностей, хранящихся в Троицком соборе, находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Святая икона, залог веры и благочестия, составляет бесценное наследие от предков. Предание говорит, что она обретена 200 лет назад одним из жителей Троицкого поселения в яру, где теперь расположена деревня Пожидаевка, в семи верстах от города. Икона состоит из черепаховой раковины, внутри которой вырезан  образ Пресвятой Богородицы. Раковина имеет круглую форму в диаметре трёх вершков и вложена в доску». Этот образ не дошел до наших дней, и даже свидетельств о нем не сохранилось.
 
    В приходе  храма числилось 2323 православных душ из Щигров и деревень Сниткино, Сергеевки, Ново-Александровки. Причт храма состоял их четырёх священников: настоятеля протоиерея Николая Васильевича Сергеева, протоиерея Иоанна Андреевича Васильева, священника Николая Семёновича Воронина. Священник Порфирий Алексеевич Попов состоял в  должности псаломщика. Также  в храме служил  дьякон Александр Васильевич Черняев и псаломщик Иоанн Алексеевич  Парахин.
 
     Приходу принадлежало по десять квадратных сажен усадебной земли вместе с погостом, пашней и сенокосом. Причем эти участки использовались точно по назначению, не были заняты домами для священников и церковнослужителей. Возле храма размещалась каменная сторожка для церковной прислуги, 15 каменных лавок, из которых одна использовалась для продажи свечей, а остальные отдавали в арендное содержание.

     К Троицкому храму  была приписана Казанская церковь, построенная в 1877 году, которая находилась  в семи верстах. Среди документов находилась опись приходского имущества, заведенная в 1869 году, копии метрических книг с 1802 года, исповедальные росписи с 1811 года. В церковной библиотеке хранились книги – руководства по совершению богослужения, творения святых отцов. В сторожке при храме проходили  занятия церковной школы.

      В клировой ведомости, хранящейся в государственном архиве Курской области, подробно рассказывается о священниках, служивших перед революцией в Троицком храме. Настоятель протоиерей Николай Васильевич Сергеев родился в семье священника в 1880 году. В 1902 году закончил Курскую духовную семинарию. Работал учителем в Липовской школе Щигровского уезда, через два года был рукоположен в сан диакона, затем стал священником и преподавал Закон  Божий. В 1906 году поступил в Киевскую  Духовную Академию, которую закончил со званием кандидата богословия. После чего служил  в Кирилло-Мефодиевской церкви при Курском духовном училище, вел Закон Божий в Курской женской гимназии, в реальном училище.

      В 1914 году отца Николая назначают священником Троицкого собора города Щигры, крое того, он преподавал Закон Божий в старших классах  местной женской гимназии и реальном училище.
 
      Протоиерей  Николай Сергеев имел награды – набедренник, скуфью и камилавку. О его семейном положении известно только то, что он был вдов и собственного дом не имел.
Второй священник Иоанн Андреевич Васильев, 1869 года рождения, тоже сын священника, в 1885 году закончил Курскую Духовную семинарию, служил псаломщиком в Богословской церкви города Курска. Через два года диакон Иоанн Васильев получил назначение в Преображенский храм города Мирополье. С 1890 года служит священником в Троицкой соборной церкви города Щигры. В 1913 году становится законоучителем  церковно - приходской школы. Вдов, воспитывал двух дочерей – Надежду и Елизавету, которые  в то время учились в Москве на Высших женских курсах. Протоиерей  Иоанн Васильев был пострижен в монашеский чин с именем Валериан. Состоял вольнослушателем Казанской Духовной академии, жил в доме собственной усадьбы.


     Третьим священником служил Николай Семенович Воронин. Он родился в семье священника в 1869 году. Выпускник Курской Духовной семинарии, он также преподавал Закон Божий. Был награжден орденом святой Анны третьей степени. Женат на Лидии Андреевой, в их семье росли шестеро детей: Александр, Мария, Нина, Митрофан, Лидия и Милица. В клире состоял также священник Порфирий Алексеевич Попов, 1839 года рождения, служил в должности  псаломщика. Он также происходил из семьи священнослужителя – диакона. Закончил Обоянское духовное училище, жил в собственном доме. Вдовец, он вырастил дочь Марию, 1872 года рождения.
Диаконом служил Александр Васильевич Черняев, сын  Почетного гражданина  слободы Кореневка Корочского уезда. Собственного дома у него было, его доход состоял в части от кружечного сбора. В сан диакона  был рукоположен в 1910 году. Совмещал обязанности  законоучителя соборной церковно - приходской школы. Вместе с женой Анной воспитывал троих детей – Леонида, Лидию, Виталия.

      Псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин был сыном крестьянина, старосты Ямской слободы Старооскольского уезда. В его семье – жена Екатерина и дочь Раиса, учившаяся на Высших женских курсах в Москве. Псаломщик Федор Петрович Чевычелов, 1875 года рождения, служил в Троицком храме  с 1902 года. Женат на Антонине Павловне, воспитывал четверых дочерей: Елену, Марию, Лидию и Веру. Должность церковного старосты занимал Алексей Васильевич Михеев.

     На иждивении приходского попечительского совета находились: вдова протоиерея Миропольского храма Иоанна Апполонского – Параскева Стефановна, дочь умершего священника Владимира Ильинского Варвара, получавшие по 12 рублей. Сироты умершего священника Димитровской церкви села Зиборовки  Белгородского уезда Михаила Васильева – Анна, Мария, Ольга, которым выдавали 16 рублей от попечительского совета.

     Весь приход был строго поделен между священниками, которые занимались окормлением паствы. Клир Троицкого храма отличался примерным поведением и  занимался широкой просветительской деятельностью, о чем свидетельствуют государственные и царские награды. Диакон Александр Черняев участвовал в крестном ходе из города Щигры в  Белгород по случаю открытия  святых мощей святителя  Иоасафа Белгородского.

     При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 54 мальчика и 22 девочки.  Священник Иоанн Васильев был награжден бронзовой медалью в память Всеобщей переписи 1897 года, памятной серебряной медалью – в честь императора Александра III, серебряной медаль за преподавание в церковно- приходской школе и юбилейной бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых. Псаломщик Феодор Чевычелов также был удостоен этой награды.

   Таким был клир соборной церкви Щигров – Свято-Троицкого храма. О том, какая  участь постигла священно- и церковнослужителей главного храма города после революции 1917 года, никаких сведений не сохранилось.


Рецензии