Самарканд. Выпускной. Речь. Вальс. 1951 г

Мемуары моей мамы Петряковой Галины Александровны.

Глава 33

   Сперва выступила завуч. Она сказала, что этот год отличается от прошлых лет. Если до сих пор техникум выпускал специалистов Госбанка и финансовых отделов, то впервые в этом году мы выпустили 20 человек специалистов сберегательного дела. Она назвала отличников по всем курсам. Их было тринадцать человек. Она говорила около часа. Кто-то еще выступал, а Федор Иванович без конца задавал мне вопросы: "А вот тот высокий кто? А директор у вас узбек? А блондинка, что тебе шептала, она учительница или тоже выпускница?" Я едва успевала отвечать. Вдруг слышу:"С ответным словом выступит выпускница курса "В" " Сберегательное дело в СССР" Петрякова Галя." Я поднялась и пошла к трибуне. Я любила выступать, наверное, это передалось от моего отчима Медведева Ивана Яковлевича, который пропал на фронте. Я знала, что народ не любит, когда выступают очень долго. Поэтому я всегда собирала свои мысли и искала слова, западающие в сердце слушающего и кратко излагала основное. Помню, когда на 8-е Марта собирались на митинг в клубе, я забежала в туалет поправить косу на голове и невольно услышала через стенку разговор девочек (по голосам их было не менее десяти). Девочки были с других курсов. Одна спрашивает у другой:"А ты не знаешь, кто будет выступать?" -"Да наверно ж Петрякова. А что?" -"Хотя бы она, а то эти учителя как затянут, то про Клару Цеткин, то про Розу Люксембург, про Надежду Константиновну, так надоело, буд то мы не знаем..." Это лишний раз подтвердило мое мнение о выступлениях. И в тот день, 8-го марта, я начала просто, ясно, чтобы никому не надоесть:"Дорогие товарищи! В день 8 Марта весь Советский Союз отмечает Женский День, который появился в результате победы великой Октябрьской Социалистической Революции, которой руководил великий вождь всемирного пролетариата Владимир Ильич Ленин. (здесь, естественно, раздавалась овация.) Великий вождь всегда уделял большое внимание советским женщинам. Недаром в его тезисах о женщине есть такие слова :"У нас каждая кухарка должна уметь управлять государством," и это стало лозунгом нашей Коммунистической партии. И теперь тысячи женщин работают врачами, учителями, летчиками и на партийной работе. (Я еще добавила участие женщин на фронте). Слава Советским Женщинам! Да здравствуют женщины всего мира!" Я знала, что никто не хочет слушать такие обязательные выступления на праздниках, и когда раздавались громкие аплодисменты, это были аплодисменты радости, что наконец-то будем поднимать тосты за столом и танцевать. Вот о чем думала молодежь и точно так же думали они сейчас на выпускном вечере.
   Но я то знала, что разница большая: если на советских праздниках нужен был пафос, восторг людьми, которых я никогда не видела (как и Бога), но верила в них, то на выпускном вечере я должна благодарить живых людей, которые три года были рядом, отдали для нас не только свои знания, но и свои силы, свое умение вовремя помочь слабому учащемуся, не дать оступиться, внушить твердую веру в его силу и поддерживать, поощряя, способных и старательных. Закончила я такими словами:"Дорогие наши учителя, наши наставники, наши воспитатели, я твердо уверена, что не ошибусь, выражая от имени всех выпускников вам искреннюю, сердечную, заслуженную вами благодарность за вашу заботу о нас, за то, что выпустили нас подготовленными к труду, настоящими финансовыми работниками. И где бы мы ни оказались, в другой области или республике, везде мы будем стараться работать, применяя знания приобретенные от вас и трудиться так, что вам не прийдется за нас краснеть. Наш труд принесет пользу всему Государству и всему нашему Советскому народу, поэтому мы вас никогда не забудем!"
   Прежде чем спуститься с трибуны, я заметила слезы на глазах Раисы Григорьевны. Она улыбалась и вытирала слезы, не стесняясь. Девочки в это время быстро обошли всех учителей, вручая им по три розочки. Откуда-то взялась музыка. Девочки и я пошли к столу усаживаться. Федор Иванович пожал мне руку и вполголоса удивленно спросил :"Как ты могла столько говорить безо всякой записки?" "У меня записано в сердце, в голове и на языке, Федор Иванович,"- скромно ответила я.
  Поднимая тост кружкой пива, директор сказал:"В добрый путь, дорогие дети, мы вас тоже никогда не забудем. Наши двери всегда для вас открыты. Приходите, приезжайте, прилетайте."
   Не помню, что мы ели, но помню, что пили только пиво. Даже не помню, откуда взялась музыка, то ли приемник вынесли во двор? Но как меня вел Федор Иванович и как мы с ним кружились в вальсе, это я никогда не забуду. Я закрывала глаза и видела, что танцую с Сашей Крольман, а когда чуть-чуть приоткрывала, то военная гимнастерка напоминала Федю Опрышко приехавшего на побывку из Болгарии. А в мыслях, во время передышки чудился Рафик и я вдруг вслух ляпнула:"Трус. Как бы мы с тобой станцевали. Где ты сейчас, несчастный?" на что Федор Иванович испуганно спросил :"Что ты сказала, Галя, я трус?" "Да нет... это я вспомнила свой стих," - спохватилась и увернулась я.
   Потом мы стали расходиться. У двери стоял сам директор и прощался со всеми за руку. Но каково было мое удивление, когда очередь дошла до нас, он крепко пожал мне руку и поцеловал, именно эту же руку. Я, наверное, покраснела, потому что жар вступил в голову, уши горели, а он ласково обратился к Федору Ивановичу:"Какая у Вас милая жена, какая умница, а Вы, видать, фронтовик?" -"Да, я воевал, перед самым концом войны получил ранение и отправили домой." Они несколько минут поговорили о воинских частях, где служили и местах сражений. Потом он посоветовал беречь свою жену, а Федор Иванович улыбался и не признался, что я ему соседка.
   


Рецензии