Сын меня найдет. Дом умалишенных. Выпускной, 1951

Глава 32.

   С сентября я приступила к учебе на 3-м курсе, последнем. Я так же носила Славика в ясли, платила я очень мало со стипендии. Кормили в яслях хорошо, он помимо грудного молока кушал и манную кашу, творог, кисель, соки и др.. Врач сказала, что Славик развивается хорошо и к году можно будет не ходить в ясли в 12 часов на кормление; покормить в 9 утра и в 3 часа, а в яслях он получит все необходимое для роста. Мне стало легче. Утром  мамa уходит часов в 5-6, я встаю в 7 часов, одеваюсь, бужу Славика, иногда сонного одеваю, умываю, а он на руках спит, так сонного и несу. В яслях он просыпается и я его кормлю. Тетя Паша его уносит. В 13 или 14 часов мы кончаем занятия и я иду домой. Мама уже дома. Поедим и я делаю уроки. А к Славику надо в 3 часа, я не успеваю уроки сделать, но доделаю, когда он вечером спит.
   В Новом, 1951 году 26 февраля попало уже не на воскресенье, а на понедельник. Мама была озабочена, после работы, в обед, сходила на базар, купила продукты и предупредила, чтобы я раньше взяла Славика из яслей, так как прийдет его отец (так и подчеркнула "его отец"). -"Мама, и ты смогла его увидеть, даже поговорить?" "А что мне его видеть. Он спрятался за деревом и следил, как ты несла Славика в ясли. А я из окна института его увидела, оделась и подошла к нему. Он удивился. А я ему сказала, если ты хочешь их видеть, то приходи к нам сегодня часам к 5-ти, 6-ти, мы отметим 1 год Славику. Он сказал, что он знает о дне рождения, ему рассказала одна из твоих подруг, и он обязательно прийдет посмотреть сына. Вот и все."
   Действительно, он пришел, поздоровался, оглядел комнату и, увидев вешалку, разделся. Потом подошел к кроватке, где Славик стоял во весь рост, вытащил из кармана брюк игрушку и отдал ему. Славик заулыбался, увидев игрушку, а Рафик в это время поцеловал его прямо в лобик. "Первый раз вижу ребенка, который не плачет при виде посторонних людей,"  -удивился Рафик. "Наверное, его кровь ему подсказывает, что это родной человек, поэтому он улыбается," - сказала мама.
   У мамы был готов плов. Компот охлаждался на окне. Квашеная капуста и резаные огурцы с вареными овощами и фасолью для винегрета лежали в разных мисках. Мама быстро все соединила, полила подсолнечным маслом, подсолила и поставила на стол:"Ну, мойте руки и садитесь, все готово." Рафик достал из кармана пальто пол-литровую бутылку портвейна и поставил на стол. Мама сразу поставила и компот в бутылках. Рафик потрогал бутылку и сказал :"Теплый, а компот пьют холодным." "Буд-то мы не знаем, ты рано пришел, а компот не успел остыть," - огрызнулась я. Рафик замолчал. Он разлил три стакана портвейна по пол-стакана и сказал:"Пусть растет джигит крепким и здоровым." Он выпил и мама тоже. А я отставила стакан подальше. А мама:"Ты что же, не выпьешь, ведь ты можешь его грудью не кормить больше." "Нет, я его еще покормлю, больше года, жалко пока отлучать."
   Не помню, что мы еще говорили, но никогда не могу забыть, как уходя он посмотрел мне в глаза и сказал, как клятву :"А сын меня всегда найдет!" С одной стороны вроде бы хорошо, что он надеется хотя бы в будущем быть вместе с сыном, а с другой стороны, насколько радостней было бы услышать:"Я буду всегда рядом с ним, как бы тебе этого и не хотелось."
   Но мне со Слоенком везло. Даже в экстремальных ситуациях. Однажды был скользкий снег. Утром я несла его завернутым в одеяло, поскользнулась и упала, но так удачно, что Славик даже не проснулся. Я, лежа, подняла подзорник с его лица, а он сладко спит, чуть-чуть почмокав гуками. Мне не удобно встать вместе с ребенком, я думаю, как мне встать на ноги, чтобы не разбудить. Глядь, передо мной стоит молодой летчик и улыбается:"Ну что же ты, девочка, хотела маме помочь, а обулась в ботинки с резиновой подошвой. Нельзя, снег скользкий. Я вот тоже чуть-чуть не упал, еле удержался. Я сейчас возьму, подожди, давай руку." Одной рукой он держал Славика, а другой поднял меня. -"Спасибо Вам. Нокого на улице не было, откуда Вы взялись на мое счастье?" "А я прямо с самолета, чтоб тебя спасти," - пошутил он. Он удобно взял спящего Славика в одеяле и не возвращая, понес его сам. Напрасно я протягивала руки, но он спросил, куда идти и я сказала в ясли. Уже на пороге яслей он спросил:"Так кого я нес, сестренку или братика?" Я:"Моего сына." Он рассмеялся, да так громко, что на порог вышла раздетая тетя Паша:"Это твой супруг, Галя?" -"Нет, это мой спаситель, тетя Паша, он помог мне донести сына." "А я то думал, что познакомлюсь с девочкой, а она замужем," - не стесняясь, громко сказал летчик, - "Но еще посмотрим, а то мы можем и отбить."
    Когда я кормила Славика, я рассказала как я упала. Тетя Паша ахнула :"Первый раз в жизни слышу, чтобы мама упала, а ребенок на руках не проснулся, вас обоих Бог бережет." " Наверное, он нас пожалел," - отозвалась я.
   Девочки, узнав, что я живу теперь на Янгиюльской улице, шутили :"Ну и везет же тебе, Галя, то ты жила рядом с гробницей Тамерлана, а теперь живешь и проходишь мимо дома сумасшедших. Расскажи хоть что-нибудь о нем, что там можно увидеть?" Я рассказывала:"В щелку в заборе можно видеть душевнобольных людей. Вчера один "ученый" выступал во дворе, обращаясь к пустым бочкам (вместо студентов), что земная кора таит в себе много опасного. Он говорил без умолку. И в каждом предложении он вставлял слова "земная кора". От этих слов он, наверное, и сошел с ума. А сам такой красавец! Вы бы видели и влюбились бы. Он залезал на высокую бочку и говорил. Да что мне вам рассказывать. Не так далеко. В воскресенье выберите время после обеда, постойте у забора и такие концерты послушаете и увидите, что надолго запомнятся."
   Так незаметно пришла весна, подготовка к госэкзаменам. Весной отопительный сезон кончился и истопников Университета уволили. Мама боялась, что не найдет работу, но одна женщина посоветовала ей брать в стирку белье:"Настя, ты будешь работать у себя дома, постираешь, погладишь, прийдет хозяин белья, цена за каждую вещь 30 копеек, потому старайся брать мелкие вещи, как платки, полотенца, занавески, потому что меньше мыла пойдет и стирать легче. Если сильно грязное, соглашайся за 60 копеек. За 20 вещей получишь 6 рублей, это питание на два дня. На второй день с 6 рублей купишь мыло и щелочь, на это 2-х рублей хватит. И так проживете, пока Галя станет работать. Тяжело будет, но потерпишь месяца  два-три."
   Так мама начала стирать. Кое-как обходились. В конце этого учебного года у нас стало 5 отличниц вместо одной. Директор радовался. Итак, в июле предстоял выпускной бал. Все ждали. Кто заказывал платье, кто искал себе пару для бала. Мой Рафик последний раз при встрече сказал, что не может пойти со мной на бал, только из-за директора. А я ему сказала, что я с таким трусом не только на вечере, но и вообще не желаю быть.
   Мимо нашего домика всегда проходил фронтовик, работавший воспитателем в больнице, он тоже жил на квартире у узбечки по соседству. Он всегда любезно здоровался с нами. Узнав, что он живет один, ни от кого не зависим, я осмелилась попросить его пойти со мной на выпускной вечер. Я даже не ожидала, что он так обрадуется. И вот я одела черное платье с белым кружевным воротничком, с красивым поясом, почистила до блеска черные туфельки, выше подняла на голове косу, как корону, и стала ждать Федора Ивановича. Он постучался в окно и громко сказал:"Я готов, Галя." Я вышла и застеснялась. Он был в новой военной гимнастерке  с орденами и медалями, наглаженный, надушенный духами. Мы пошли. Техникум был недалеко и мы молча, незаметно вошли во двор, где стояли соединенные столы в один ряд, от одного конца двора до другого. Мы увидели полный двор выпускников, они рассаживались по курсам "А", "Б" и наш "В". Учителя руководили всем этим. Александра Ильинична с удивлением посмотрела на нас и шепнула мне :"Галя, далеко не усаживайся, ты же выступишь?" "Куда же я денусь, конечно выступлю," - и пропустила Федора Ивановича за стол, а сама села с краю.
   
   


Рецензии