De rerum barbarorum scithicum

De rerum barbarorum scithicum

Благословенному логофету особой палаты северных дел Халкидию тайно сообщают о делах варваров, живущих в северных скифских землях, диаконос Алексей Ставролит и особый писец Анастасий. Писано по донесениям соглядатаев, по опросу купцов и миссионеров.

Первое. Описания скифских земель.
От развалин Ольвии далеко на север простирается долина реки Борисфен. Притоки Борисфена простираются вдаль от нее и служат удобными путями для торговли. Скифские вожди используют их для переброски войска во время своих усобиц.
Из Борисфена или его притоков есть удобные диолкосы в иные реки, протекающие в разные стороны по землям дальних скифов. Наиболее важен для нашей торговли диолкос в Рубон, позволяющий далее напрямую выйти к северным берегам на подступе к Гиперборейскому морю.
Земли скифские наполовину покрыты лесами, в то же время плотно заселены и застроены городками. В тучных степях многочисленны стада и обитает дикая живность.
Первостепенное значение для Империи имеет торговый путь в северные моря. Однако же и сами эти земли богаты, могут обеспечить стабильный приток рабов высокого качества и ряда других товаров, будучи в свое время достаточно емким рынком для константинопольских товаров.
Однако же следует учитывать, что к западу и востоку от этих земель в данный момент существуют и иные государства, каковые также являются покупателями скифских рабов, и в силу этого цены на указанный товар неоправданно растут.

Второе. Описание царств, народов и верований.
Населены данные земли народами разного корня, нередко находящимися во вражде между собой. Основным поводом к раздорам служит право взимания пошлин за провоз товаров по рекам. Также вызывают противоречия среди скифов города на указанном пути, в которых скифские стратеги и архонты собирают рабов для продажи в Империю и в другие страны. Вожди лесных варварских племен часто отказываются давать и продавать рабов. В силу этого утратой власти над варварскими племенами обеспечение империи рабами может быть поставлено под угрозу.
Среди горожан, в первую очередь стратегов, архонтов и воинов в городах, ведущую роль играет особое сообщество или сословие, занятое в торговле либо контролирующее ее и взимающее пошлину, именуемое русью. Члены руси находят полное взаимопонимание между собой в необходимости торговли, в ее свободе и защите. Тем самым мы можем опереться на русь как в транзите товаров, так и в приобретении рабов.
Особую часть руси составляют варяги, точно такие же, как служащие в охране Светлейшего Базилевса. Из их числа в большинстве случаев набираются воины и стратеги, знатный варяжский род ныне полностью контролирует вышеописанные пути и торговлю рабами. Из этого рода избирается и верховный скифский вождь, имеющий резиденцию в среднем течении Борисфена. Архонты же скифские не только варяги. Русь не является отдельным племенем, в нее входят жители городов, торгующие и воюющие, и их предводители.
Руси и варягам подчинены многочисленные племена, родственные тем, что живут на северном берегу Истра, о названии коих суждение двоякое. По словам миссионеров и филологов, сами они себя, подобно всем варварам, называют словом, которое на греческий переводится как "знающие речь", "говорящие", однако слово это созвучно нашему слову "рабы". И поскольку русь поставляет в Империю рабов в основном именно из этих племен, то будет оправданным и далее именовать их рабскими.
Помимо рабских племен, обитают там и племена совершенно других корней, потомки меланхленов, киммерийцев и сарматов, а также племена, чей язык не похож более ни на чей. Нравом они нередко дики, и, будучи пленены, зачастую предпочитают умереть, однако ж не работать, потому рабы и рабыни из них плохие. Однако же русь в этом отношении партнер надежный, и товар у ее членов обычно высококачественный.
Следует указать, что многие члены руси суть христиане, и для варваров вполне цивилизованные и утонченные люди, давно не мыслящие своей жизни без товаров из Константинополя. Однако нельзя не отметить и значительные успехи римских прозелитов, вторгающихся на эти территории. Указанные прозелиты уже организовали проримские общины среди членов руси, включая и членов ведущего в руси варяжского рода, давно подобрали по старому испанскому примеру под себя остатки арианских еретиков и в дальнейшем, очевидно, планируют создать здесь свои епархии. В силу этого вызывает недоумение политика патриархии по воцерковлению руси, варягов, рабских и иных племен. Данных усилий совершенно недостаточно, считанные православные церкви работают в основном на нужды торговцев из империи и не обращают внимания на местное население. Следовало бы большее внимание уделять этой работе.
Большинство скифов, все рабские и иные варварские племена поклоняются идолам и не приобщены до сих пор к церкви христовой. Лишь в городах есть христианские церкви и общины, равно как и иудейские. Лесные и степные варвары куда более ценят товары, нежели свет истинной веры.
Помимо богатой резиденции на Борисфене, варяжский род, возглавляющий русь, имеет старую родовую резиденцию на севере, почти на границе с гипербореями. Архонты и торговое сословие этих двух мест соперничают друг с другом и лишь власть верховного вождя примиряет их.
Следует сказать о том, что скифы в целом не имеют никакой общей традиции, среди членов руси встречаются грамотные, умеющие писать и читать варяжскими, латинскими, кирилловскими и греческими буквами, однако ж ни письменного законодательства, ни летописания, ни школ ни у руси, ни у варягов, ни тем более у рабских племен, нет. Русь объединена единственно торговой выгодой, варяги, их стратеги, рабские архонты и эвпатриды диких племен, вошедшие в русь, держатся отдельно друг от друга.

Третье. Внутренние и внешние отношения.
Как уже было сказано, владеет скифскими землями и держит первенство торговое и военное сообщество под названием русь. Его уже более столетия возглавляет знатный варяжский род, из которого назначаются наместники и военные вожди в торговые города. В данный момент русь и этот род пытаются наладить более дружественные отношения с предводителями, эвпатридами и архонтами варварских племен, платящих им дань, отойдя от политики устрашения и грабежа.
Большинство скифов, включая все рабские племена, платят дань верховному вождю руси. Ранее часть из них платила дань хазарским каганам, и какое-то время даже сама русь им платила, однако ныне хазары довольствуются добычей от набегов. Вражда между хазарами и русью ныне непреодолима.
Верховный вождь руси, нередко именуемый каганом, или, варяжским наречием, конунгом, посылает военные экспедиции для обложения данью диких племен и приведения их к покорности, дабы они не пытались грабить торговые пути. Дань взимается раз в год, зимой, в оговоренных размерах. Поскольку же золота и иных денег у лесных скифов почти нет, то дань платится мехами, девицами, пленниками и тем, что родит их земля - зерном, рыбой, шерстью, медью и железом, кожами, скотом. Поэтому у руси скапливаются большие богатства, которые можно выгодно и недорого купить.
Верховный скифский вождь постоянно стремится увеличить число данников, присоединяя все новые и новые земли. Русь ведет большую торговлю на реке Ра, и уже полностью присоединила земли и племена в ее верховьях. Булгарский каганат не препятствует торговле руси по этой реке, взимая лишь пошлину. Правящая семья, варяги и русь поддерживают постоянные связи с северными варягами, посланными Господом нашим в наказание римским раскольникам.
В настоящее время внутри правящей семьи намечается раскол, возможно восстание и отложение платящих дань дикарей. Также существует возможность полного крещения правящего рода, руси в целом, рабских и прочих варварских племен римскими священниками, образования римской епархии и мелких враждующих государств, что ставит под угрозу постоянное снабжение Империи рабами и хлебом, транзит и сбыт наших товаров.

Четвертое. Наши цели и возможные действия.
Нашей основной целью является обеспечение бесперебойной торговли. Важна как транзитная торговля, так и торговля непосредственно со скифами через посредство руси. Для этого важно обспечить устойчивость власти руси над скифскими землями и ее контроля над торговыми путями. Русь давний и надежный партнер, и теперь они получают от торговли куда больше, нежели от набегов. Также необходимо обеспечить безопасность от набегов руси и иных варваров с севера. Русь, властвующая на скифских землях, может стать щитом империи на севере.
Для этого считаем совершенно необходимым ускоренно приобщить к православной вере вначале правящую семью. Необходимо убедить их в ценности статуса христианских государей, в истинности нашей веры, а равно в иных политических выгодах крещения их самих и подданных племен.
Следует не откладывать данные действия, иначе римская церковь опередит нас, и всякий контроль над скифскими землями уйдет. Соответственно, и собранная среди христиан десятина и иные доходы церквей достанутся Риму, а не вселенской патриархии. Уже сейчас проримские общины уверенно функционируют в торговых городах, и число их приверженцев растет.
В данный момент существует удобный момент для таких действий, а в правящем роду сложилась благорасполагающая ситуация. Законные сыновья покойного верховного вождя не пользуются достаточным авторитетом и поддержкой среди архонтов как племен, так и городов под властью руси. В то же время существует еще один сын, ныне являющийся наместником старых северных родовых земель. Данный вождь обладает большими амбициями и уже завоевал любовь туземных горожан, членов руси и варягов. Помимо всего прочего, по женской линии он происходит из рода исконных племенных вождей крупного рабского племени, живущего лесами недалеко от главной резиденции предводителей руси. На этих землях сейчас назначен наместником один из братьев, однако сидит он, судя по донесениям, весьма нетвердо, как и его старший брат в главном городе. Младший же сын кагана, будучи наследником одновременно и существующей варяжской, и одной из местных правящих семей, вызывает намного меньше неприятия в племенах, прежде всего рабских, нежели чистокровные варяги. Этот молодой скиф алчен, самолюбив и честолюбив, как и большинство варварских вождей, живет жизнью блудной, однако, по отзывам, весьма договороспособен и открыт для предложений. В то же время он, по словам купцов, как большмнство варяжских предводителей, всегда видит свою выгоду и ни в коем случае не наивен.
Далее, его опекуном, советником и первым помощником является дядя по матери, законный сын последнего племенного вождя, казненного русью за неповиновение, обладающий большим влиянием на архонтов руси и скифских племен и имеющий среди них большую известность. Оба они уже сейчас считают, что права руси нужно предоставить всем подданным племенам, и рабским в первую очередь, однако само по себе, без сильной власти верховного вождя и приобщения их к христианству, это ничего для Империи не даст, кроме роста цен на рабов и ухудшения их качества. Однако святое крещение может сделать русью всех скифов, по крайней мере, воинов, купцов, эвпатридов, архонтов и вождей, поможет им оставить племенные раздоры и слиться в единое открытое для торговли сообщество под уверенным правлением христианских государей, дружественных Империи. Кроме того, приобщение к православной вере поможет отвратить русь от набегов на земли Империи.
Оказав младшему сыну покойного князя помощь в приходе к власти в руси и в обретении власти над всеми скифскими землями, а равно соединив эти земли в единое государство и крестив их, показав им мощь и блеск империи и свет истинной православной веры, мы обретем верных, сильных и богатых союзников на севере. Тем самым мы вырвем эти земли у римских раскольников, стабилизируем торговые потоки, обеспечим постоянное поступление рабов и хлеба в Империю, безопасность транзитных путей и наших северных рубежей.
Считаем необходимым также добиться сокрушения хазарского каганата силами скифов, а равно постоянства нападений степных номадов на скифские города и земли. Скифские силы, борющиеся с хазарами и степными дикарями, не нападают на Империю. Дикари и номады, атакующие скифов, также оставляют Империю в покое. Дальние степные походы перемешавают войсковые контингенты разных племен и тем самым способствуют формированию единства среди воинов и стратегов. Помимо этого, вражда вынуждает русь сбывать товары в первую очередь в Империю, и мешает им торговать с восточными странами.

Алексей Ставролит
Анастас

К сему прилагается:
проект отношения в патриархию об активизации миссионерской деятельности на скифских землях.
проект отношения великому логофету с предложениями о новой политике в отношении скифских вождей и иных северных земель.
чертеж предполагаемого нового скифского государства с указаниями торговых путей, мест нынешнего обитания племен и главнейших городов.


Рецензии