Сомнение - уверенность порочна
Картина «Сомнение» вышла в прокат ещё осенью 2008 года. Но это не означает, что работа Джона Патрика Шэнли не достойна нашего внимания. Более того – именно время подтверждает то, что настоящие жемчужины кино с годами только сияют ещё ярче.
История рассказывает нам о суровом директоре приходской католической школы – сестре Элозиус. Эта женщина стоит на страже религиозных догм, весьма скептически относится к техническому прогрессу и вообще консервативна в своем отношении к современным тенденциям культуры и общества. Однажды в школе происходит странное событие, которое вынуждает сестру Элозиус выступить в открытое противоборство с отцом Флинном. Но могла ли сестра предполагать, что такая конфронтация перерастёт в испытание её веры?
Джон Патрик Шэнли, выступивший одновременно режиссёром и сценаристом, практически не известен широкой публике. «Сомнение» - его вторая режиссёрская работа, которая обязательно натолкнёт вас на мысли о том – как всё зыбко в нашем мире и как всё неоднозначно.
На мой взгляд, в картине отчётливо прослеживается тонкий намёк на то, что в церкви служат не боги, а такие же люди – они тоже могут ошибаться, как и каждый из нас. И это видно, прежде всего, по образам персонажей. Героиня Мерил Стрип предстаёт перед нами властной директрисой, склонной к тирании. А власть, как известно, практически всегда действует на человека негативным образом – и священнослужители в этом плане не являются исключением. Герой Филипа Сеймура Хоффмана (отец Флинн) кажется полным антиподом сестры Элозиус – он не боится новых веяний культуры, не одобряет излишнюю строгость и просто склонен относиться к людям как человек, а не как «надзиратель». И вот эти двое сталкиваются в борьбе за правоту. Кто из них прав? Кто из них лжёт? А между ними, разрываемая непониманием ситуации, находится героиня Эми Адамс, которая чувствует нарастающее давление и понимает, что разобраться в происшествии всё сложнее с каждым днём.
Не смотря на то, что «Сомнение» вроде бы и затрагивает одну из социальных проблем нашего общества, фильм повествует всё же о характере человеческом, о внутренних парадоксах души. А как бы вы поступили, если бы «не было свидетелей, не было доказательств», но очень близкий человек пребывает в уверенности того, что случилось непоправимое!
На протяжении всего фильма мы пытаемся расставить акценты и отделить факты от домыслов. Финал картины заключается в последней короткой фразе героини Мерил Стрип. Зритель остаётся в полной власти одних только сомнений.
Каждый из нас понимает то, что видит, по-своему. И, наверное, правильно считать, что все мы правы. У каждого не только своя мораль, но и своя истина. И тут уже не важно – что мы обсуждаем – пороки общества, какие-то дилеммы выбора или очередные сплетни. Главное – на чём мы основываем свои рассуждения. Откуда растут корни наших выводов и почему мы поступаем так или иначе?
Послевкусие «Сомнения» весьма неоднозначно. Как будто какая-то тёмная часть твоей души оказалась перед целой толпой. Или будто цель твоей жизни оказалась бессмысленными метаниями и борьбой с мельницами. Любая истина должна проверяться на прочность сомнением. Но хватит ли у нас мужества жить таким образом? Ведь гораздо проще не замечать того, что нам не по вкусу. Гораздо проще притвориться…
© Яков Золотов
Свидетельство о публикации №210123000140