Время. Оно для всех одно

РАЗГОВОР

    - Бабуля, а где ты познакомилась с моим дедушкой?
    - На праздничном вечере, принцесса.
    - А что за вечер?
    - В клубе войсковой части давали концерт силами самодеятельности.
Я и мои подруги принимали в нем участие.
    - Как интересно... А кого ты там представляла?
    - Не представляла. Я пела в хоре, читала стихи и даже танцевала.
    - Бабуль, неужели ты пела и читала стихи? А что пела, что читала?

    Ей хотелось рассказать внучке о тех далеких удивительных днях юности,
но превращать свое далекое и сокровенное, лишь только ей понятное время, в пустой разговор - не хотелось. Ириша куда-то собиралась и очень торопилась.

    - Да, сегодня вы не поете и не читаете то, что пели и читали мы.
А жаль. Мы и к народной песне относились бережно, не коверкали ее.
    - Родная моя, молодежь и сегодня читает. Правда, меньше... Но учеба занимает столько времени! Порой, не успеваешь и поесть... Такое время!
    - Время. Оно для всех одно. А вот отношение к нему - варварское. Да и к жизни... Время нужно беречь как себя, не растрачивая понапрасну. Вот ты, сейчас, куда собираешься?
    - Да мне еще рано. За мной Светка должна забежать. Куда-нибудь сходим.
    - Куда-нибудь... А в каких музеях ты была? В какую ходишь библиотеку?
    - В институтcкую, бабуленька, в институскую, там и рефераты пишу. Ладно,родная, расскажи мне все же, как ты познакомилась с дедушкой? Ведь я на полном серьезе. Вы прожили с ним пятьдесят лет! А я о вас почти ничего не знаю. Мне это просто необходимо знать.
    - А что ты хочешь знать? Обо всем не расскажешь. Ведь это - целая жизнь. А в жизни столько всего было!.. Ты вот платье, туфельки, джинсы покупаешь, как только захочешь. Папа, мне надо! - вот твое желание и решение. Это, конечно, хорошо. "Золотая рыбка" тут как тут. А я выходила замуж не в подвенечном платье и без обручального кольца. И свадьба состоялась за семейным столом. Было всего несколько друзей и мои родители. А я ведь уже работала. Мой суженый - молодой лейтенант.

    - Суженый... Удивительно, ба...
    - Милая моя, суженый, значит предназначенный судьбой.
    - Ой, как интересно!.. Я и не знала.
    - Откуда же тебе знать, если ты никогда и не спрашивала.
    - А что потом?
    - Потом я поехала за своим мужем на пограничную заставу. На том моя трудовая деятельность на несколько лет приостановилась. Ни кино, ни театров... Одни книги. Молодой офицер - на службе, а я в четырех - стенах одна, а потом с дочкой (с твоей мамой).
    - Ой, как скучно. Чем же ты занималась?
    - Мне не было скучно. Я постоянно находила себе занятие: мои дни были наполнены чтением, я даже учила стихи, развивая память.  Я научилась шить себе наряды из ситца. Время было послевоенное и тяжелое. Швейная машина была нашим ценным приобретением. Она - моя спутница по всем гарнизонам. Вот она, до сих пор стоит, и я с ней еще "дружу".

    - А дедушка, твой лейтенант?..
    - Тревоги, наряды, сигналы "в ружье", работа в канцелярии, планирование службы. Он серьезно относился к своему делу: хорошо знал оружие и обучал молодых солдат осваивать все хитрости военной науки. А учения?.. Дома почти не бывал.
    - Бабуля, а кто вас кормил?

И бабушка рассмеялась. Помолчав немного, произнесла несколько слов:
    - Есть женщины в русских селеньях!..
Эти некрасовские слова она произнесла с вдохновением, с любовью, потом сказала:
    - Женщины всегда ждали своих любимых, воинов во всеоружии. Я готовила пищу и кормила. Холодильников не было. Каждый день - свежая пища и три раза  нужно что-то приготовить: борщ, кашу - пищу нашу, пирожки с любой начинкой, блины. Дедушка любил эту неприхотливую еду. Но и к ней нужно было подходить с выдумкой, любовью и терпением.
    - Бабуля, я тебя люблю. Все сама. А я не смогу так.
    - Сможешь. Нужно только захотеть и все в руках заиграет, засветится.
    - Скажи мне, родная, а самые сокровенные слова ты ему говорила?
    - А как же. Я его всегда ждала и жалела. И нынче я к нему отношусь по-прежнему, с уважением... добром и любовью. Иначе какая такая любовь, если без уважения?

    - Ой, бабушка, не скучно тебе было? Вся жизнь - в ожидании...
    - Это кому как: ожидание наполняет душу, бережет самое святое - любовь.
Ведь это, как память человеческая. А память предать невозможно.
    - В этом, родная, я, пожалуй с тобой соглашусь. Спасибо тебе за науку.
Бабуля, а мы с тобой еще поговорим потом?
    - Обязательно, как только найдешь на это время.
Беги-беги, тебя заждались твои подружки.

                М.А.Г.  29.12.2010г.


Рецензии
И все таки Елизавета или Аннушка?
Ай, да какая разница...Вы чудо и в Вас столько света и мудрости...
Мои бабушки умерли, когда я еще была совсем маленькая и у меня не было таких рассказов, о своих бабушках я узнавала только из рассказов своей старшей сестры.
И я улыбаюсь Вам сейчас всем сердцем.
Ведь именно так, наверное, говорила моя бабушка...

Са-Ша   27.05.2011 17:50     Заявить о нарушении
Мою бабушку звали Елизаветой. А рассказы переданымною из уст других.
Память иногда помогает воспроизвести когда-то услышанное, когда-то
увиденное... И все равно - все из жизни.
С теплом и светом,

Анна Малык Маг   27.05.2011 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.