Глава 11 Дворянская свадьба

Глава 11     Дворянская свадьба

Береги меня, береги!
В трудный час ты мне помоги.
Ты -  опора моя и стена.
Я  прожить без тебя  не смогла.
Сколько ждет нас в жизни дорог,
Мы не пустим  беду на порог.
Будет  всё: и холод, и зной.
Сохраним  любовь мы с тобой!


Праздник по случаю открытия восстановленной усадьбы графа Левашова должен был состояться через неделю. Андрей решил сам проверить,  все ли так хорошо подготовлено, как ему докладывали организаторы. Реставрация  основного дома была завершена. Там планировалось разместить картинную галерею, в основу которой легли картины, написанные  самим  графом, а также картины из коллекции, собранной Натальей Николаевной.  Парк был также восстановлен. Кроме того на территории усадьбы были построены двухэтажная гостиница в стиле деревянного зодчества и дом, в котором собирался жить наездами сам Андрей. Недалеко от усадьбы были  построены домики для туристов, которые пожелают провести здесь свой отпуск.
Андрей сознательно избегал встречи с Викторией, но в день приезда  вызвал к себе Дмитрия.
Это насторожило Викторию. Вернулся Дмитрий в подавленном состоянии, но ничего толком не рассказал молодой женщине. Она терялась в догадках, но расспрашивать не хотела.
По желанию графини Левашовой - Шанкло, планируемый ранее обряд крестьянской свадьбы был заменен сценарием дворянской свадьбы XIX века.
Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век.  При всех различиях обряда его общая структура остаётся неизменной. Она  включает  следующие основные составляющие: сватовство, смотрины, рукобитие,  девичник и мальчишник, выкуп, венчание, гуляние,
В XVIII веке в русском дворянском быту еще доминировали традиционные формы вступления в брак: жених добивался согласия родителей, после чего уже следовало объяснение с невестой. Предварительное объяснение в любви, да и вообще романтические отношения между молодыми людьми  по нормам приличия считались необязательными или даже нежелательными. В XIX веке дворянская свадьба строилась как смешение «русского» и «европейского» обычаев. Причем до 20-х годов XIX века преобладало стремление справлять свадьбы «по-европейски», то есть -  более простую  в ритуальном отношении. В дальнейшем же в дворянской среде намечается  стремление придавать обряду национальный характер. Традиционная русская свадьба, как правило, длилась три дня, но могла продолжаться и дольше.
Большинство свадебных обрядов  - это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук... Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде,  и меда.
Почти все предметы свадебного ритуала имели скрытое магическое значение. Все свадебные обряды сопровождали различного рода предосторожностями от лихого глаза.
 На дворянских свадьбах вместо традиционного осыпания зерном или хмелем в молодых горожан бросали монеты. Как и в деревне, негласно царил культ нечетного числа: свадебный поезд должен был состоять из нечетного числа количества лошадей и людей, на свадебный стол подавали нечетное количество праздничных кушаний, свадебные букеты составлялись из нечетного числа цветов. С самим обрядом венчания связано немало различных примет, направленных на прогнозирование будущей семейной жизни молодых. Дождь или снег в день венчания предвещал молодым хорошую, богатую жизнь, ясная погода – счастливую, но небогатую, слякоть – беспутную.
 Ряд примет направлен на выяснение, кто из молодых будет главой семьи: тот, кто первый ступит на коврик для венчания, кто будет держать свою венчальную свечку выше. Примечали, долго ли горят у молодых свечи: считалось, тот, у кого свеча погаснет раньше, проживет меньше своей второй половины. Чтобы жить, душа в душу, молодым следовало креститься и задувать свечи одновременно. Плохой приметой считалось, если у кого-то из супругов кольцо падало на пол.
Безусловно, на предстоящем празднике открытия усадьбы Благое, все атрибуты свадебного обряда не планировались. Основным действием здесь должна была быть сама свадьба, т.е. венчание и гуляние.
    Накануне дня открытия усадьбы стали собираться гости, приглашенные по списку, согласованному с  хозяином усадьбы. Им было предложено придумать костюмы XIX века самим или… арендовать наряды. Если же ни тот ни другой вариант не получается воплотить в жизнь, гостям было предложено явиться, облаченными в классические наряды, но с деталями костюмов позапрошлого века. Для дам это могли  быть элементарные шляпки с вуалью или без, перчатки. Для мужчин все гораздо проще – галстук-полоска или бабочка и длинный сюртук.
Как и положено, получив подарок от жениха: фату, обручальные кольца, венчальные свечи, духи  и т.д.,  так называемая,  «снарядиха» начала одевать молодую к венцу.
Прилетевшая накануне,  Наталья Николаевна привезла ей свое венчальное платье, которое было бесподобным. Виктория очень волновалась. Она боялась встречи с Андреем, когда узнала от матери, что он знает о сыне и о том, что планируемая, как спектакль, свадьба будет настоящей для неё и Димы. Мучили сомнения, - правильно ли она поступает, пренебрегая любовью любимого человека, который является, ко всему прочему, отцом её сына.
В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали  из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Амулет, обязательно должен находиться при невесте в  момент венчания. Таким амулетом стало кольцо графини, которое она надела на палец Виктории со словами: «Пусть все свершится, по воле божьей и  … по-моему». Это кольцо Виктория вернула Андрею, когда покинула его дом.
На дворянской свадьбе для большей торжественности было двое  свадебных отроков. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.
Венчание должно было происходить во вновь построенной церкви в деревне Благое, которая была восстановлена полностью после пожара.
На венчание молодые должны были ехать  порознь – разными «поездами». Лошадей красиво нарядили, заплели гривы в косички, украсили бубенцами лентами. В церковь ехали со звоном, песнями.
Дорогу свадебному поезду несколько раз перегораживали жители деревни, требуя у жениха выкуп за проезд. Жених одаривал ребятишек и девушек конфетами, орехами и пряниками, мужчинам давал денег на водку или угощал вином.
На пути свадебные поезда  осыпались  зерном и мелкими деньгами. Путь новобрачных был усыпан цветами. От поезда до церкви была  расстелена ковровая дорожка.
Когда  Виктория и сопровождающие вошли в церковь, то она сначала не поняла, что происходит. Степаныч  подвел её не к Дмитрию, а к Андрею, который стоял рядом. Он взял её за руку и повел к алтарю. Молодая женщина потеряла дар речи от неожиданного поворота событий, но не сопротивлялась.  Все присутствующие поняли, что увиденное ими – не игра, а что-то серьезное.
Священник вынес  уборы, «похожие на венцы». Затем надел два кольца на безымянные пальцы жениха и невесты. Она боялась даже взглянуть на Андрея, не веря в происходящее.
Потом зажгли  восковые свечи и раздали их всем четверым (жениху с невестой и тем, кто держит над их головами венцы). Тому, кто держал венец над Андреем, пришлось встать на скамеечку.  Это вызвало улыбки присутствующих.
 Настоятель храма подошел к невесте и спросил: «По сердцу ли тебе жених?».  Виктория почувствовала, как Андрей  сжимает её руку. И, поймав его  взгляд, ответила: «По сердцу». Затем священник  подошел к  жениху и спросил: «По сердцу ли тебе невеста?». Он, улыбаясь, ответил: «По сердцу». Так повторяется три раза. Если бы жених или невеста дали  отрицательный ответ, то венчание тотчас же прекратилось бы. Но этого никто из них не хотел. 
По окончании вопросов и ответов настоятель намазал красным порошком ладони новобрачных, затем  взял в правую руку свечу и со священной книгой в левой руке вышел  вперед.  Невеста  держалась  за его рукав, а жених за рукав невесты... Они так обошли  семь раз вокруг алтаря. На этом обряд венчания был завершен. Когда молодожены выходили из церкви, их осыпали  зерном и хмелем, деньгами,  конфетами, -  что означало пожелание счастья, богатства, сладкой жизни.  Жених взял  невесту за руку, и они сели  в одну карету. Андрей почувствовал, как дрожит рука Вики. Он наклонился к ней и тихо сказал: «Неужели ты думала, что я отдам тебя кому-то другому?!»
 Из церкви молодые ехали уже вместе, причем свадебный поезд возвращался другой дорогой, а не той, которой ехали на венчание.
Новобрачных встречали с иконой, и с хлебом с солью. Считалось, что тот, кто откусит от каравая больший кусок, будет в доме хозяином.
В помещении их трижды обвели  вокруг стола. Особое значение в свадьбе всегда занимал обычай поздравления новобрачных. Молодожены по очереди угощали всех присутствующих игристым вином и кусочком медового пряника. Гости в свою очередь целовали новобрачных, поздравляли их с законным браком и затем дарили подарки.
Начиная с конца 19 века, свадебный пир у дворян именовался «балом». Дворянство устраивало свадебные балы в городских особняках или загородных имениях. На свадебном столе были блюда, достойные барского стола: жареный молочный поросенок, птица, целиком приготовленная в печи,  икра красная  и черная. Из напитков  -  вино, коньяк. Изюминкой  был  вкусный русский квас  вместо минералки и покупных дорогих соков.  Был приготовлен  старорусский напиток на основе меда и водки.  Его подавали   теплым к закуске.
Пробовать блюда   молодым  полагалось из одной тарелки, а пить – из одной рюмки, чтобы в семье не было разлада. Андрея это все забавляло. Виктория, как историк, относилась ко всему происходящему  серьезно. Время от времени кто-нибудь из гостей выкрикивал: «Горько вино, подсластить надо!» - и молодые поднимались со своих мест поцеловаться. Наши новобрачные целовались от души под аплодисменты гостей. Каждый раз Андрей говорил тихо на ухо жене: «Я люблю тебя! ... Я очень люблю тебя!»
Многие воспринимали происходящее, как очередную забаву богатого бизнесмена. Даже Марина не могла поверить в происходящее. Лишь Валентина и Наталья Николаевна знали, что все это всерьез и …  надолго.
Песни и танцы никогда не исполнялись за свадебным столом: для этого отводилось особое место. В парке были накрыты столы и был устроен  танцпол. Играл приглашенный из областного центра оркестр.  В свадебном  концерте  участвовали известные  певцы и фольклорные ансамбли.
Традиционно свадебный бал начинался «вальсом молодых». Пара явно не соответствовала по росту. Андрей вальсировал хорошо и так быстро, что часто  ноги Виктории отрывались от земли. У неё было ощущение полета, кружилась голова. Она все еще не осознавала суть происходящего, - была ли это все игра, или она теперь повенчана с любимым человеком?!
Не дожидаясь окончания бала, молодые удалились в покои. Чтобы обмануть домового и заставить его принять невесту как нового члена семьи, жених переносил возлюбленную через порог дома на руках. Для Андрея это не представило труда. Он улыбнулся, вспоминая, как нес Викторию на острове. Она тогда яростно  сопротивлялась. Сейчас была тиха, как мышонок.
Вечером  осуществлялось «укладывание молодых» —  готовили брачную постель, которую жених должен был выкупить.  Молодая должна была разуть  мужа и подать  ему плеть, показывая свою покорность. Муж заранее прятал в сапогах монеты, что означало, что он будет содержать жену, и трижды слегка ударял жену плетью, чтобы в семейной жизни ее не бить. 
Молодожены, смеясь, выполняли эти обряды. Несмотря на то, что эта ночь не была для них первой, они впервые почувствовали ответственность друг за друга. Их ласки  были нежными и пронзительными. Пир в это время продолжался.  В парке долго раздавались застольные  песни.
На следующее утро молодых  разбудили с обрядовыми песнями и отправили  в настоящую русскую баню. Это было для них сюрпризом. Но все происходило естественно и очень сближало.
Где есть любовь — там нет греха, где грех — там не бывает любви.
На следующий   день после брачной ночи продолжалось застолье и веселье, а для молодых наступила пора испытаний. Гости давали новоиспеченным супругам различные серьезные и шуточные задания и всячески мешали их выполнять.  Было весело. Гости были в восторге от происходящего.
Днем был совершен обычный ритуал – это регистрация молодых по законам гражданского брака. До этого момента  Виктория не видела Диму. Сейчас он  выступил в роли свидетеля при регистрации. Только сейчас она осознала, что предала его. Поздравляя её, Дима сказал:
 - Все, что делается, - к лучшему. Я знаю, что с Андреем ты будешь счастлива. Ты же любишь его! А он любит тебя! У вас есть сын. Он должен знать своего отца!
Виктория поцеловала его. Да, Дима прав, - она не может  жить без Андрея. Любовь — единственная болезнь, от которой не хочется избавляться.
Уезжая , Наталья Николаевна, еще раз посмотрела на восстановленный дом,  и заплакала, уткнувшись в грудь Андрея.
 - Ну, вот я и выполнила свой долг. Надеюсь, что вы будете счастливее нас.
Здесь так прекрасно. Такая природа, такое энергетическое поле! Похороните меня здесь, когда пробьет мой час. Любите друг друга и  любите Россию – матушку! Чужбина – всегда чужбина, как бы хорошо там не жилось!
Она перекрестила  молодоженов. Ну, с Богом!
Ольга Сергеевна последовала за ней. Она не могла оставить полюбившуюся ей старую женщину, которая так много сделала для Виктории. Уезжая, Наталья Николаевна оглянулась. На пороге дома стоял племянник с сыном на руках, а рядом милая молодая жена, которую давно уж графиня приняла, как свою родную дочь.
Молодожены решили провести медовый месяц в усадьбе. И они не ошиблись. Разве есть еще на земле такие просторы?! Именно они определяют широту души русского человека!
Марина уехала в Москву сразу после венчания, сославшись на срочные дела. Андрей не задерживал её, понимая, что сестре будет трудно смириться с его поступком, который она считала опрометчивым. Валентина осталась с молодыми, приняв с восторгом Мишеньку. Все как- будто встало на свои места.
В романах все кончается свадьбой. А ведь на самом деле именно сейчас все начиналось. Как говорят: «Вместе жить прожить – не поле перейти». Им  придется доказывать, что они не ошиблись, выбрав друг друга. Сколько их ждет еще счастливых дней и разочарований, - одному Богу известно!


Рецензии
Замечательно, очень интересно написано.
Спасибо, Мила! Успехов Вам!

Эльвира Гусева   26.02.2014 20:17     Заявить о нарушении