Самая зимняя птица

САМАЯ  ЗИМНЯЯ  ПТИЦА
               
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так плохо ему…
                Н. Рубцов „Воробей“



                Сколько  обидных прозвищ дал человек этой маленькой пташке, сопровождающей его, как настоящий друг, повсюду.  Вспомните, куда бы вы ни пошли, ни поехали – всюду воробьи. Летом – особенно, но и зимой тоже. А мы его и пронырой, и пройдохой, и жуликом, и воришкой, и забиякой…. Если бы понимал – обиделся бы насмерть. А так живёт рядышком, особенно ничего не просит, растит своё семейство, добывая корм правдами и неправдами, зачастую с риском для жизни.
                Верен своей единственной воробьихе, выбранной однажды в поединке с соперниками. Задорен, весел, неугомонен, дружелюбен к воробьиному сообществу. Просыпается чуть свет и сразу начинает свою незатейливую песенку: чик-чик, чирик-чирик!
                Замечательный рассказ-исследование о жизни воробьёв, их повадках, расселении  написан дальневосточным писателем-биологом,  ныне покойным Сергеем Кучеренко, опубликованный в журнале „ Дальний Восток“ № 3 за 2008 год. Сергеем Петровичем так тепло  и сердечно поведано об этой пичужке, что когда я читала рассказ, меня не оставляло ощущение, что автор всё время улыбается от удовольствия.
                Я тоже люблю воробушков и всегда, начиная с детства, наблюдаю за ними с нескрываемым интересом. Вот он подбирает пшено вместе с курами. Вот сел корове на спину и выклёвывает что-то у неё из шкуры. Вот валяется на дороге в тёплой и мягкой пыли, борясь со своими насекомыми. А зимой летит следом за трусящей  лошадкой, впряжённой в сани, ждёт, когда она набросает на дорогу дымящихся кругляшей. А вот он уже возле магазина, около хлебного фургона подбирает хлебные крошки.
                А как он опекает своих любопытных желторотых птенцов! Они ведь начинают летать уже двух недель от роду. Риск постоянный, всюду хищники: вороны, коршуны, кошки. У Горького в рассказе „Воробьишка“ это описано с точностью неимоверной. Воробьиный народ бережёт своё потомство со всей страстью, на какую только способен!
                У меня над лоджией тоже живёт беспокойное семейство. У Кучеренко написано, что в воробьиной стае всегда есть вожак, который просыпается первым и начинает будить своё воробьиное сообщество. Так вот у меня и живёт такой „руководитель“. Только я называю его бригадиром. Просыпается мой „бригадир“ чуть свет, и пошло-поехало со всё нарастающей экспрессией: „Чик-чик, чирик. Чик-чик-чик-чирик! Чик-чик-чик-чирик-чирик!! Чирик-чирик-чирик!!!“
                Продолжается так довольно долго, с полчаса, а то и больше. Воробьи  с соседних лоджий и балконов начинают переговариваться с „бригадиром“. Он раздаёт всем задания, а сам ложится отдыхать. Часов до восьми утра его  не слышно. Но это бывает летом. Зимой всё немножко по-другому. Подаёт голос мой воробушек, когда совсем рассветёт. И кричит потише, потому как птенчиков зимой нет, все взрослые. Ищут воробьи пропитание, как могут. В основном, крутятся возле продуктовых киосков.
                В этом году у нас зима круто за дело взялась. Морозы пошли, снегу навалило, ветра запели. Жалко мне пичуг. Дай, думаю, устрою своему соседу кормушку. Взяла большую пластиковую бутылку, вырезала ближе к днищу отверстие, привязала за горлышко верёвочку. Насыпала пшена и опустила за окно.
                Проверила на второй день – ничего не тронуто. Добавила я крошек хлебных, подсыпала ещё зёрнышек, опустила снова. На третий день слышу: щебечут, значит, обнаружили столовую. Утром проверяю, подсыпаю корм, снова опускаю вниз кормушку. В один из дней особенно громко расчирикались мои нахлебники. Выглянула через стекло на лоджии.  А их уже целая стая, штук двадцать, а то и больше. Одни расселись на газовой трубе, что идёт вдоль дома, чуть ниже моих окон, а другие на кустике внизу. Нахохлились. Сидят, переговариваются между собой.
                Ну, думаю, видно всё стрескали. Отодвигаю раму, чтоб поднять кормушку, а воробьи вдруг как разгалделись, один громче другого. Но не улетают. Что такое? Тяну кормушку наверх, какая-то она тяжёлая. Поднимаю до уровня лица, а в ней воробей сидит и торопливо клюёт. Фрр!-  вылетел в последний момент.  Товарищи не зря раскричались, предупреждали его об опасности. А пшено-то ещё не всё склёвано. Это каждый из них терпеливо своей очереди дожидался без всякой драки  и ссор!
                А мы говорим: забияки. Никакие они не забияки! Воспитанные, добрые, галантные, заботливые. Интеллигенты. Наши друзья и добрые соседи. Зимари. Здесь у них родина, где они  на свет появились.


Рецензии
Очень тёплая, добрая миниатюра!
Удачи Вам!

Семён Лившиц   20.01.2012 23:47     Заявить о нарушении
Семён, благодарю за добрые слова! Вам - творческих находок!

Татьяна Мирчук   22.01.2012 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.