Мечеть в Мюнхене

Cейчас много говорится о росте радикальных мусульманских групп в Западной Европе. Как они там появились, эти мусульманские радикалы в Западной Европе? Оказывается не случайно. Оказывается их там в свое время выпестовали. Согласно книге лауреата Пулитцеровской премии Яна Джонсона (Ian Johnson), сначала германские нацисты, а потом американское ЦРУ готовило мусульманских радикалов для борьбы с коммунизмом.

Ниже приводится перевод интервью корреспондента американского радио с Яном Джонсоном, автором книги «Мечеть в Мюнхене: Нацисты, ЦРУ и подъем Братьев Мусульман на Западе». (A Mosque in Munich: Nazis, the CIA and the Rise of the Muslim Brotherhood in the West )

Корр. В разгар 2Мировой Войны высокопоставленному германскому чиновнику Герхарду фон Менде (Gerhard von Mende ) удалось рекрутировать тысячи советских пленных на службу в германской армии. Эти солдаты были мусульмане и они ненавидели Советскую власть. Большинство этих солдат после войны остались в Германии и помогали ЦРУ проникать за Железный Занавес.

Этот проект, по словам Яна Джонсона, позволил радикальным организациям, как Братья Мусульмане, обосноваться в Европе. Мечеть в Мюнхене стала как бы центром для Братьев Мусульман не только в Германии, но и в Европе.

Корр. Скажите, Ян, как пришло в голову немцам использовать мусульман на своей стороне?

Джонсон: Они пришли к выводу, что мусульмане потенциальные союзники в войне с СССР. Советы подавляли ислам, закрыли много мечетей и плохо обращались с мусульманами. И когда миллионы советских солдат оказались в плену, нацистское руководство начало понимать, что многие из них могут быть использованы в борьбе с СССР.

Корр.  Вы сейчас говорите  о Герхарде фон Менде, который фактически начал этот проект во время 2Мировой Войны. Что с ним случилось после войны и что случилось с проектом?

Джонсон: После войны в Мюнхене остались более 1000 мусульман, которым правдами и неправдами удалось избежать депортации в Советский Союз. Фон Менде, между тем, всплыл в Дюссельдорфе как глава частной разведывательной организации, которая финансировалась разными министерствами Западной Германии, и он приступил к восстановлению своей команды, чтоб служить целям Западной Германии во время Холодной Войны.

Корр. А как подключилось ЦРУ ?

Джонсон: ЦРУ подключилось потому, что США вели борьбу против коммунизма, но в гораздо большем масштабе. ЦРУ тогда искало, где можно найти мусульман, которых можно забросить в страны третьего мира, чтобы противостоять советской пропаганде и чтоб эти люди вызывали доверие.
И ЦРУ осознало, что как раз в Мюнхене есть такие люди. ЦРУ тайно организовало в Мюнхене большую пропагандистскую компанию и рекрутировало многих мусульман.

Корр. Мы часто слышим, что США начали оказывать тайную поддержку радикальным исламским группам в Афганистане в 1970х - 80х годах в борьбе муджахеддинов против СССР. Но вы пишете, что такая поддержка началась намного раньше, с самого начала Холодной Войны. Там был такой парень, Роберт Дрехер (Robert Dreher), которого ЦРУ послало в Германию. Расскажите о нем. Чем он занимался?

Джонсон. Дрехер был адвокатом возврата к началу. Он хотел не просто сдерживать коммунизм, он хотел его толкать назад. Он появился в Мюнхене в середине 50х годов. В это время уже проводилась операция по засылке мусульман в страны третьего мира, но он полагал, что этого недостаточно. Он полагал, что эти люди не самые образованные и не лучшие агитаторы.
Он начал искать других союзников и обратил внимание на Братьев Мусульман. И он решил сделать ставку на них в Европе и повсюду.

Корр. Я понимаю, что США и Братья Мусульмане разделяют антипатию по отношению к коммунистам-атеистам. Но когда мы стали замечать, что всходы от этого совместного США- Западная Германия проекта начали оборачиваться против тех, кто посеял семена?

Джонсон. Я думаю, что это началось в ранние 1960 годы, когда внимание США бало устремлено на Южную Азию во время Вьетнамской войны. Мое впечатление, что был утерян фокус. И так продолжалось в течение 15-16 лет, пока Советы не вступили в Афганистан.

Корр. Как мечеть в Мюнхене связана с атакой 11 Сентября 2001 г?

Джонсон. Прямой связи нет. Однако, несколько человек, которые были тесно причастны к нескольким атакам, являлись активистами в мечети. Например, в 1998 один из финансистов Эль-Каиды, был арестован во время встречи с завсегдатаями мечети, и он был экспедирован в США.

Корр. Вы пишете, что обе администрации Буша и Обамы поддерживали отношения с Исламскими группами. Как это?

Джонсон. Вскоре после 11 Сентября возникло желание оборвать все связи с Исламскими группами, такими как Братья Мусульмане, и даже судить их. Фундаментальная проблема состояла в том, что эти группы пытались привлечь к ответственности непосредсвенно за терроризм, но это не то, чем занимаются Братья Мусульмане. Они создают мировоззрение, которое может привести к террористическим актам, среду, где терроризм может бродить.
После того, как эти попытки судебного преследования провалились, Братья Мусульмане оправились и уже во время второго срока администрации Буша было абсолютно ясно, что США культивировали эти группы в Европе для своих целей. Реторика, которую вы слышите сегодня сродни той, что мы говорили в 1950: что Ислам - это инструмент, который США может использовать для своей внешней политики. Я думаю, что это фундаментальная проблема, как мы смотрим на эту религию. Те же призраки преследуют нас снова и снова, но мы продолжаем делать те же ошибки. 

Английский текст здесь.



Рецензии