Как Филон Зимний брал

               
  Рязанская область не принимала участия в подготовке к революции и не участвовала в гражданской войне. Но по архивным данным в 1919 году по области разыскивалось 120 тысяч дезертиров из красной армии. Рязанцы не хотели воевать со своим народом. А в 1941 году дезертиров не было.
 
 Но мой рассказ о 1918 годе. В 1918 году в Ижеславль Михайловского района Рязанской области приехал комиссар, и все местные хулиганы прильнули к нему. Раньше-то хулиганов никуда не пускали дальше своего околотка. А теперь почёт, иди учиняй погромы в домах священников и помещиков. Отвечать никто не будет.

 В Ижеславле никогда не было помещиков, жители относились к Михайловскому женскому монастырю, и потому считали себя абсолютно свободными. В Михайловском монастыре на Чёрной горе проживали 300 насельниц.
 
 Как попадали застарелые девы в монастырь?  Как царевен, так и крестьянок чаще всего в монастырь спроваживали их родные братья после смерти родителей. Жена требовала от мужа избавиться от своей сестры, которая мешалась на каждом шагу в тесной избе. Мнила себя хозяйкой в отчем доме. Если брат платил за сестру, то ей предоставляли отдельную келью. Но чаще всего всего жена требовала от мужа не платить никакому монастырю ни гроша. Но и тогда монастырь не отказывался от новой насельницы, и предоставлял ей койко-место. Каков мир, таков и монастырь.
 
 Ижеславльские считали себя выше окружающих крестьян в соседних сёлах. Верховские до реформы 1861 года относились к князьям Барятинским. Помещица "брила лбы", избавляясь прежде всего от хулиганов. Так что в Верхах народ был посмирнее.               
 
  Но в 1918 году ижеславльские дали отпор своим хулиганам, не дали разорять церковь. Тогда хулиганы вместе с комиссаром пошли в Липовку. Они хотели арестовать молодого священника Смирнова Леонида. Пришли к нему в дом, никого из дома не выпускали. У Смирнова была семья - жена и две маленькие дочки. Также они приютили женщину от которой отказались родные, потому-что женщина была не в себе. Погромщики не обратили на неё внимания и она побежала в церковь. Там собрался народ, а священника нет. Женщина обо всём рассказала. Пришёл верховский народ и отбил  священника от погромщиков. Старушки кричали на них:

 -  Антихристы. -   

 Хулиганы не могли никак успокоиться, отнимали у старушек их клюшки, махали ими перед носом старушек, передразнивали:

 -  Ан-чи-хрис-ты.- 

 Комиссару очень всё не понравилось, он увёл хулиганов. Потом он провёл с ними политинформацию:

  -  Мы никакие не антихристы, мы атеисты. - 
 
 Хулиганы усекли политический момент и больше не прокалывались. Но комиссары отомстили верховским. В 1920 году все колодцы были заражены тифом. Священник отпевал умерших. Когда приходилось отпевать детей, он плакал во время службы. А потом сам заболел тифом и умер в возрасте 25 лет.               
 
 Среди местных Ижеславльских хулиганов был Василий Сарычев. Он вступил в партию большевиков уже в 1917 году, когда ему было 18 лет. В 1929 году нагрянул колхозный строй. Всех гоняли на бесплатные  работы. Но семью Василия Сарычева никто на колхозных работах не видел. Зато он к дню 7-го ноября приходил в школу и рассказывал каждый год ученикам, как он брал Зимний. Во время войны в 1941 году ему было 42 года. Всех мужчин до 45 лет брали сразу на фронт, но его не взяли. Тогда дали ему прозвище - Филон.
 
 А 300 монахинь из Михайловского монастыря Рязанской области арестовали в 1930 году, и сослали по разным лагерям на погибель. В монастыре сделали свинарник. А после войны монастырь разрушили до основания.


Рецензии
Таких Филонов, увы, было много: и после революции, и после Великой Отечественной войны.

Петр Панасейко   19.08.2015 17:24     Заявить о нарушении
Умеют нажиться на трудностях. С уважением.

Валентина Газова   27.08.2015 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.