Странные исторические артефакты

С чисто научной точки зрения эти факты выглядят мягко говоря как-то малоправдоподобно, но, записал их потому что они мне показались интересными для написания какой-нибудь захватывающей истории в жанре фэнтези. Однако руки не дошли, написать рассказ или историю. Так и остались записанными на клочках бумаги. Вот сейчас чистил комп от старых файлов перед форматированием, и нашел разрозненные файлы с выписками для диссертации, по разным проектам за последние 10 лет.    

Еще в начале 90-х годов прошлого века, в ходе поиска и исследований наскальных рисунков в горах нашего региона, не раз натыкался на странные петроглифы, которые в специальной литературе именовались «планами». То есть, рисунки трудно поддающиеся интерпретации. Это были и геометрические фигуры, и непонятные линии, круги, конусы. При изучении петроглифов, как пишут известные ученные по этому направлению Окладников, Виноградов, Шер, Шацкий – как увидел наскальный рисунок, первое что пришло в голову – ассоциация – так и надо называть находку. Вероятно, чтобы после не было большой путаницы. Датировки петроглифов проводят по методике предложенной проф. Бернштамом в 50-х годах прошлого столетия.

Несколько позже в районе невысоких гор, или даже скорее холмов Каратюбе, что в 40-55 км от Самарканда, при работе над дипломным проектом по изучению палеоэкологических смен в Голоцене, при изучение террас, обнаружил мимоходом, вообще странный наскальный рисунок. Он напоминал «гриб с рогами и хвостом», хотя другие кто видел этот рисунок говорили сразу не без тени легкой иронии, что это «НЛО». Что интересно, вверху в сантиметрах 20 располагался другой петроглиф, который можно было расшифровать как горного барана «архара». Время датировки петроглифов приблизительно около 3500 лет. Занятно, то что в районе Нуратау что примерно в 400-500 км от места странной находки, обнаружил идентичный по стилю, технике исполнения и размерам, вплоть до 1 мм, такой же рисунок горного барана. Хотя, впрочем это не удивительно в период позднего Голоцена на этой территории как раз и обитали представители данного вида животных класса mammalia.

Также в районе Нуратау и трансграничных территориях особенно в регионе останцовых кызылкумских гор Букантау – были найдены и описаны в археологической литературе другими авторами множество странных наскальных рисунков, трудно поддающихся расшифровки. Их возраст примерно датируется порядка 4500-3000 лет.

Не менее загадочны и топонимические названия тех или иных географических объектов на горных территориях Центральной Азии. Там встречаются и древне согдийские, тюркские, арабские, монгольские названия, переводящиеся как «свет», «святой», «небо», «каменная голова», «святой свет» и т.д.

Не говоря уже о множестве древних легенд и сказаний, о том что в горах Нуратау якобы может храниться в какой-то тайной пещере или горном ущелье – пропавшая библиотека Мирзо Улугбека. Даже один из популяризаторов исследований древних легенд – приводил в местной газете в начале 90-х годов прошлого столетия (запамятовал его имя, но если поискать то наверное найти можно, но откровенно говоря лень. Эээ, все же поискал, и нашел, это Евгений Березиков, он еще в 1992 году написал книжку «Святые лики Туркестана – жизнеописания и легенды») даже приводил свой отчет. Что он якобы обнаружил следы утерянной библиотеки Улугбека, где-то в каком-то горном селении.      

Вообще в горах всегда ходит много различных легенд, о всякого рода древних исторических артефактах, типа «Ноевого Ковчега», «Трона Сима сына пророка Ноя», «святой могилы Сима», «святого дерева посаженного Александром Македонским» и т.д.

Также немало интересно о загадочных исторических артефактах встречается в работах Б.Х. Кармышевой и Е.М. Пещеревой, одной из которых является заметка «Материалы этнографического обследования таджиков Нуратинского хребта» в журнале «Советская Этнография» №1 1964 (1954?). Москва. Наука.

Когда работал над проектом по реконструкции направлений Шелкового Пути и других коммерческих караванных дорог Центральной Азии иногда в литературе встречал интересные и вместе с тем загадочные сведения о древних артефактах.

Так например, в интернете нашел выписки из книги «Местности Туркестана – интересные в археологическом отношении» издание 1896 года, осталась лишь обрывок ксерокса. В этой книге приводились весьма любопытные сведения о древних исторических артефактах:

- В небольшом, лишенной растительности цепи гор Моголтау, которые лежат против Ходжекента, по правую сторону р. Сырдарьи, до сих пор еще сохранились остатки каменных жилищ, известные … под названием «хана- и мугъ» (жилища магов) [вероятнее всего это обнаруженные в 30-х годах 20 века храмы огнепоклонников] (Там же, с. 6);

- В верстах в 20-25 к востоку отъ Ходжекента, неподалеку отъ горъ, находится селение Самгаръ, что буквально означает, пещера Сама, так называют…старшего сына Ноева – Сима. Происхождение этого названия объясняет существование вблизи кишлака пещеры (гаръ). …нашли в пещере 2-3 человеческих черепа и немного мелких вещиц. Возможно также предположить существование другой пещеры в этой местности, так как упомянутая мной пещера находиться сравнительно далеко от селения, а название селения, указывает, что существовала когда-то пещера на самом месте селения или близи него (там же, с. 10);

- В горах Кокандского уезда верстах в 20-25 от селения Чарку (?) есть замечательно интересная пещера, называется… «Кон – и - Гутъ» (глубокий рудник) (с.11), наверху пещеры выбита руническая вязь, длинный коридор, подземная река, через которую переброшен древний деревянный мост, в 100 шагах далее каменный пол обрывается и уходит в пропасть, вниз которой уходит длинная веревочная лестница, которая обрывается через 10 аршинов…;

- «Макшеватская пещера», находится в верхней части Зарафшанской долины, близь озера Искандер-куль. В ней имеются мощи Идрис-пророка – мумия человека, зарытого в землю по пояс с полуобнаженным черепом (Там же, с. 13).

Как говорил известный археолог Владимир Карасев «Горы у нас в археологическом смысле – белое пятно» [БВВ, 2001 год ?].

При проведении других исследований по изучению района Нуратау, когда бывал в горах и степях видел там странные каменные пирамиды, высотой 1,5-2 метра. Они как правило располагались в степи у колодцев, руин крепостей или узловых точек развязок, а в горах на перевалах и у горных озер.

Потом из научной литературы выяснил что эти пирамиды называются – «знаками», они есть и в пустыни Кызылкум, и в Армении близ озера Ван.

Затем в работах Адама Меца. «Мусульманский Ренессанс» 2-е издание, Москва. Наука. 1973 год, нашел весьма любопытные сведения о «знаках»:

- «Насир – и Хусрау нашел дорогу, обозначенную забитыми в землю деревянными шестами служащими для ориентировки во время снежных буранов и тумана» (с. 391);
- В солончаковых болотах Северной Африки дорога также была отмечена вехами. Сегодня так называемая «дорога» из Йезда в Тебес через персидскую солончаковую пустыню отмечена пятью пирамидами из камней, сооруженными по признанию парсов из Йезда. Каменные дорожные знаки стоят в этой местности также и на перекрестках главных дорог (с. 391).

То есть, можно предположить что каменные пирамиды в районе Нуратау, есть ни что иное как ориентир для навигации по определению тех или иных коммерческих дорог, в том числе и Великого Шелкового Пути. Вероятно, используя, опосредованно эти данные можно также проводить очень осторожно реконструкцию древних караванных путей.

На плато Устюрт обнаружено много огромных фигур, стрел глубиной до 1,5-2 метров. А также на чинках Устюрта, имеются много пещер, в которых есть и наскальные рисунки (приблизительный возраст 3500 лет), есть и кельи, поднятые археологические слои позволяют датировать их 8-9 веками, 12-13 веками. Пещеры находятся на высоте 100 метров, попасть в них сложно, нужно спускать с чинка на веревке. Многие пещеры уже находятся в полуразрушенном состоянии.

В горах Нуратау, Мальгузарского хребта, а также Туркестанского и Зарафшанского, можно встретить глубокие пещерные храмовые комплексы – суффистов.

В 13-16 веках на территории района Нуратау существовало поселение христьянское Боган-ота, где жили христьяне – носторианцы (христьянская секта, пришедшая вместе с монгольским нашествием).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.