Нам сны пророчат...

      Сны могут отражать прошлое и настоящее. Сны могут отражать уже сложившееся клише будущего. Но кроме этих земных отражений могут быть отражения Тонкого и Огненного Мира. Конечно, часто люди не могут запечатлеть именно эти два последних вида, ибо они мимолетны и, будучи иной природы, мало укладываются в меры земные. Только пламенное сердце может удержать в сознании эти искры дальних миров. То же самое происходит и с видениями. Можно видеть звезды в иных созвездиях, нежели видимые в телескоп. Для этого тело огненное должно быть уже достаточно образовано. Конечно, оно всегда существует, но может быть хаотичным и несознательным. Но путь устремления через все тела, и тогда триада засияет.
   Учение Живой Этики: Сердце, 258

                Ты, сердце,  –  странник
                по  дорогам  сна.  Малек Хадад


                НАМ СНЫ ПРОРОЧАТ… (1)*

      Загадочна у снов страна, хотя мы в ней – треть жизни пребываем, уносимся в далёкие края, и горести, и радости встречаем.

Мы живём, как во сне неразгаданном,
На одной из знакомых планет.
Много есть - то чего и не надо нам,
А того, что нам надо бы - нет.    Вельмир Хлебников

      Только что виденный сон указывает на работу, которую можно вести в Тонком Мире. Когда там вокруг человека видны искры или звездочки, состояние его духа становится светлым. Эти световые явления можно вызывать волей и волей же перемагничивать отемненное временно состояние сознания в светлое. Работа эта очень разнообразна и разностороння и позволяет творить много добра и вносить много света в потемки Тонкого Мира. Много можно помогать людям, трансмутируя состояние их духа. Конечно, и полеты в Мире Незримом тоже не без значения. Нужное знание и нужные силы для сознательной там работы приобретаются на Земле. Неустанное стремление к познаванию и открытость приемника позволяют накапливать опыт. Огорчения плотного мира к чаше опыта тоже добавим, ибо учат и они. Учит человека все, что его окружает, если только познавание и расширение опыта признать целью жизни земной. Так и при жизни на Земле плоды опыта можно собирать не только из плотного, но также и из Невидимого Мира, для чего и дается сон. Общение с тем миром прежде всего восстанавливает психические силы, но также и дает человеку возможность сознательно работать на других планах. Каждый опыт, принесенный оттуда, ценен, если осознан. Таким образом, будучи на Земле, можно начать приобщаться к жизни Тонкого Мира. Тунеядцев и праздношатающихся много и здесь, и там, но работники Света легко и быстро находят возможности приложить и там свои силы и знания. Если в бодрствующем состоянии сделана твердая установка на труд, то перед погружением в сон напоминание самому себе об этом поможет и в Тонком Мире найти своим силам лучшее применение. Надо жить, используя всякий опыт и учась постоянно. Проходит явление, принесшее опыт и знание, но плоды опытного знания остаются. Потому о явлениях горьких и тяжких, знание приносящих, можно забыть, бережно охранив полученное знание. А так же и с людьми. Право, за познание человека можно заплатить опытом горьким. Горечь пройдет, знание останется. Пройдет все, и в этом великое утешение, пройдет, оставив нетленные накопления в Чаше. Осознание этого поможет примириться и с жизнью, и ее теневой стороною, ибо мало счастья отпущено на Земле человеку, и особенно тому, кто вступил на Путь. Но счастье земное заменяется счастьем духовным и радостью духа. Много радости приносит сознанию огненная работа в Надземном Мире. Пусть будет лишь сердце открыто новым возможностям, радостно воспринимая их в духе. Тонкую работу можно углубить и расширить, относясь к ней сознательно и приветствуя ее радостью. Радость не о земных делах обывательских, но выше. Это и будет истинной радостью духа.

Не в словах, а в безмолвьи общения –
получаем ответ: "быть – не быть".
Принимаем своё назначение,
неизбежность в Пути продвижения,
неоглядность Красот в измерениях,
что измерить во всём не дано…    B.C.

      Таинственный мир сновидений издавна привлекает всеобщее внимание. Можно сказать, что сон – чудо, ибо к нему и в прошлом, и в настоящем обращаются как к проявлению чудесного, как к рационально труднообъяснимому феномену.

Цветы голубые.
Весенние сны
И вздохи ночные
Лесной тишины.

Мне в сердце, оттуда,
С лазурной звезды, -
Лазурного чуда
Упали лады.

Звездою падучей
Скатилась стрела
И тайной певучей
Мне душу зажгла...

И в звёздах сгораю,
И сыплю цветы,
И песни бросаю
Во мрак с высота...    Пимен Карпов

    Сон можно назвать и тайной, как проявление скрытого, сокровенного, где обнаруживается причудливое сочетание образов, событий, времён.

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю её за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времён.    И.Бунин

      Как тень следует за человеком, так следуют за ним его дела, хорошие или плохие. Хорошие – для утверждения, плохие – для изживания и освобождения от них. Все хорошее можно спокойно взять в будущее, но плохое будет гирями на ногах. Изживание заключается в полном, исчерпывающем отказе от нежелательного свойства, и притом таком, когда в глубине сознания не остается никакого к нему тяготения, даже подсознательного. Это достигается нелегко. Но, когда горит микрокосм человеческий всеми огнями, отпадает ненужная шелуха и даже мысли о ней не приходят на ум. Хорошей проверкой могут быть сны. Контроль над снами может служить показателем освобождения или, по крайней мере, искренности желания освободиться. Свободным от цепей прошлого вступает победитель в сужденное будущее.
       Нам сны пророчат, сны ведут. Они кружат нас по Мирам... И возвращаясь ото сна – немногое дают запомнить, и малое дают понять.

В тумане утреннем неверными шагами
Я шёл к таинственным и чудным берегам.
Ещё летали сны – и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.    В.Соловьёв

      Во сне идёт постоянная работа духа, борьба, учёба… Сказано в Учении Жизни: «Да! Да! Ночью Учим. Используем сон, для того чтобы запечатлевать на экране сознания нужные отпечатки мыслей. Сон – явление знаменательное и очень глубокое. Дух проводит время в своей сфере. Это настолько важно и нужно, что без сна и возможности этого контакта с источником жизненных сил и энергии человек существовать не может. Сон может быть глубоким и живительным или беспокойным и тревожным. Такой сон мало восстанавливает силы. Погружаясь в сон, человек проникает в океан невидимого, и кто знает, куда занесет его прихоть случайной волны. Но у человека есть верный и надежный помощник – это Иерархия Света. Устремление к Ней перед сном даст правильное направление. Так мысль последняя перед погружением в сон пусть будет об Учителе. Необузданно сознание человека. Ему свободы давать нельзя. Оно, как конь без узды, занесет не туда, куда нужно. Оно нуждается в руководстве воли. Потому пусть воля заботится о том, чтобы сознанию давать направление. Руль должен быть в ее руках. У сумасшедших он отсутствует совершенно или поставлен намертво и сознание носится по воле волн или по направлениям, случайно принятым раньше, как, например, в случае, если человек вообразит себя какой-либо другой личностью. Курс корабля сознания и во сне может быть тверд и определенен, если к тому дан непреложный приказ воли. Но колебания бодрствующего сознания могут отразиться и отражаются и во сне. Во сне действует человек по принятому днем направлению, если только воля перед засыпанием не вносит своего корректива. Состояние сна требует заботы и внимания. Можно погружаться в сон с совершенно точным и определенным заданием, с тем чтобы проснувшись, пожать плоды ночных трудов тонкого сознания. Так может расти знание. Но надо к этому усилия приложить, и притом, систематические. Спазматические попытки результатов не дадут. Лишь мудрец с вечера может положить мысль на сердце с тем, чтобы на утро дать решение, или ученик, ритмически работающий над этим. Учитель Поможет, но надо прежде свое усилие приложить. Много возможностей у человека, только желания мало применить их на деле. Но принцип остается неизменным: хотящий получает и достигает желаемого. Умейте хотеть твердо и пламенно, и достижение не замедлит» Грани Агни Йоги, 1955 г. 401. Новосибирск, «Алгим», 2010 г.

      Как далеко и верно проникаем мы в суть событий? Часто очевидное скрывает достоверное. Это выражается в индивидуальности ощущений, восприятий, в ложно понятом, истолкованном. Очевидность не согласуется с действительностью – как во сне. так я наяву. Всем известно, что иногда мы обманываться рады – в чувстве, слове, на разных уровнях социальной жизни, личных и общественных интересах.

Всегда чего-нибудь нет, -
Чего-нибудь слишком много...
На всё как бы есть ответ.
Но без последнего слога.

Свершится ли что – не так.
Некстати, непрочно, зыбко;
И каждый неверен знак,
В решении каждом – ошибка.    З.Гиппиус

   Не есть ли  в мире снов – отражение наших грёз бодрствования?

Умчаться б вдогонку свету!
Но я не в силах порвать
Мою зловещую эту
Ночных видений тетрадь.    Н.Гумилёв

Где мы ближе я сути – в мире реальном или ирреальном? Сон и сновидения – это значительная и значимая часть навей жизни: доля и содержание их меняется в разных возрастных периодах и состояниях. Ставится при этом и вопрос: – что есть реальность? В истории племён были случаи, когда требовали возвращения долга, если давали в долг во сне. Китайский поэт Чжуан-цзы тая выразил мысль о реальности: – прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли я бабочка, которой снится, что она человек. К.Кедров видит за подобными размышлениями присутствие дирижёра:

Дирижёр бабочка
Тянет ввысь нити,
Он то отражается.
То пылает.

Бабочка зеркальна,
И он зеркален;
Кто кого поймает,
Никто не знает.

      Н.Гумилёв подмечает в процессах настоящего времени – действия прапамяти:

Когда же наконец, восставши
Ото сна, я буду снова я –
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?    "Прапамять*

      Английский и русский поэты также выразили своё отношение к реальному и ирреальному, к жизни из снов, и к снам жизни, обнаруживая единство:

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны.
И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.    Беньян

             * * *

Как океан объемлет шар земной,
Так наша жизнь кругом объята снами:
Настанет ночь, – и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.

То глас её; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.    Ф.Тютчев

      Осознание сновидений, как и – сознания, с его обширной памятью и подсознательным, Чашей чувствознания, издавна стремились постичь и, не найдя строгой логики, отступали, предавая их осмеянию, презрению, говоря: – "разум от дьявола», «сны от бесов" и т.п. Были и противоположные точки зрения. Сознание – является средством и мерой в процессе становления духовной культуры человека. Обнаружилась общность сновидений у разных эпох, народов. Свами Вивекананда призывал: – глядите на океан, а не на "волну"! Даже теперь мы в состоянии дать нашему сознанию известный "толчёк", и оно переходит в сверхсознание и работает в мире потустороннего.

Сознанье, как море, не может молчать.
Стремится сдержаться, не может сдержаться,
Все рвётся на всё и всему отвечать,
Всему удивляться, на всё раздражаться.     Г.Иванов

             * * *

Всё строже мыслю я, вникая
В бег дней с их гордой суетой.
Не праздный колос мысль людская,
Людские сны не цвет пустой.    Ю.Балтрушайтис

             * * *

О Вышний Свет, над мыслию земною
Столь вознесённый, памяти моей
Верни хоть малость виденного мною
И даруй мне такую мощь речей.
Чтобы хоть искру славы заповедной
Я сохранил для будущих ладей.    Данте

      А.Шопенгауэр утверждал, что – равномерность течения времени в сознании всех людей доказывает об их погружённости в один и тот же сон; более того – что видящие этот сон являются единым существом. Это своеобразно выраженная мысль об единстве человечества, – что все люди имеют непреходящую общность, и эта общность прослеживается во множестве объединений, в братстве. Поэзия – к тому же нас приводит:

Но потому, что взор во мне крепчал,
Единый облик, так как я при этом
Менялся сам, себя во мне менял.
Я увидал, объят Высоким Светом
И в ясную глубинность погружён,
Три равномерных круга, разных цветом.    Данте

            * * *

Самих себя мы измеряем снами,
На дно души спускаемся во сне,
И некий дух себя измерил нами
В первоначальном дыме и огне.    Б.Лившиц

      В языке снов, его образах, символах выражается – простое и загадочное, повседневное и фантастическое, земное и небесное. Мы ищем смысла в сновиденьях, единства жизней – бодрствованья, сна, надеясь найти ответ на дня задачи и загадки, свести разъединенное, разрозненное в чувствах, мыслях:

Морфей, до утра дай отраду
Моей измученной любви.
Приди, задуй мою лампаду,
Мечты мои благослови!
Сокрой от памяти унылой
Разлуки страшной приговор!
Пускай увижу голос милый.
Когда умчится ночи мгла
И ты мои покинешь очи,
О, если бы душа могла
Забыть любовь до новой ночи!    А.Пушкин

          * * *

И мир был беспределен,
Пронзенный блеском льдин.
Я был свободен, целен.
Я спал. Я был один.    К.Бальмонт

          * * *

Весна наводит сон. Уснем.
Хоть врозь, а всё ж сдается: все
Разрозненности сводит сон.
Авось увидимся во сне.
Всевидящий, он знает, чью
Ладонь – и в чью, кого – и с кем.
Кому печаль мою вручу,
Кому печаль мою повем.     М.Цветаева

      Сон – это и боль, печаль, чёрные тучи, пустая пляска и удивительные
сочетания трепета жизни:

О эти сны! О эти пробужденья!
               Опять не то ль.
Что было в дни позорного плененья,
               Не та ли боль?    З.Гиппиус

             * * *

Колоколов средневековый
Певучий зов, печаль времен,
И счастье жизни вечно новой,
И о былом счастливый сон.    И.Бунин

             * * *


Эти сны словно черные тучи нависли
И плывут над беспечной землёй.    А.Кондратьев

            * * *

Ты знаешь: мир судеб развязка,
Теченье быстрое годин
Лишь снов твоих пустая пляска;
Но в мире – ты, и ты – один.

Всё озарявший, не согретый,
Возникнувший в своём же сне.
Текут года, летят планеты
В твоей несчастной глубине.    А.Белый

      Во сне мы умираем, возрождаемся, меняемся в обличиях, странствуем по миру, ищем забвенья, тишины:

Возлюбленная тишина,
вечернее очарованье,
виденьями какого сна
овеяно твое молчанье?    С. Маковский

      Сон присущ всей природе, в нём пульсирует Космос в ритме времён.

Чутко спят тополя. Онемели поля…
Раскрывается ночь бесконечная…
Звёзд исполнен простор, в их лучистый убор
Наряжается бездна предвечная...

Пробуждается ум для таинственных дум...
Взор стремится в пространства безбрежные...
В тайный час тишины раскрываются сны
И смиряется сердце мятежное...

Чуток бдительный слух, и уносится дух
На бесшумных волнах Бесконечности...
В звёздном вихре миров упадет покров
С молчаливого образа Вечности...    Ю.Балтрушайтис

      Мир  отвечаем на призыва природы своими чувствами, помыслами:

  И убегая вдаль, как волны золотые
Давали мне приют в задумчивой тени.
   Под кущей верб, поля мои родные,
        Склонив колосья наливные.
              Шептали мне они:
                "Усни, усни!"    Д.Мережковский

      Мир  оберегает человека или – стережёт тайны свои, скрывает путь судеб, и сновидения оказывающее нашим камнем преткновения: "Скрыли Великие Боги жизнь смертных густой пеленою" (Гесиод).

      У.Шекспир убеждает в возможности предсказаний:

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых лет природу раскрывает.
Приняв его, предсказывать возможно
События, ещё не родились что,
Но в недрах настоящего таятся,
Как семена, зародыши ветвей,
Их высидит и вырастит их время.

      Хотя память сердца "сильней рассудка памяти печальной"(К.Батюшков), но во сне приходят и рациональные счастливые идеи. Периодическая система элементов, например, "сложилась» у Д.И.Менделеева во сне.

И днём и ночью смежаю я вежды
И как то странно порой прозреваю...    А.Фет

        * * *

Мы – роковые глубины,
Глухонемые ураганы,
Упали в хлынувшие сны,
В тысячелетние туманы.

И было бешенство огнём
В водоворотах белой пены.
И – возникали беги дней,
Существований перемены.

Мы были – сумеречной мглой,
Мы будем – пламенные духи.
Миров испепелённый слой
Живёт в моём проросшем слухе.    А.Белый

      З.Гиппиус, обращаясь к определённым предначертаниям любого человека, говорила:

У каждого, кто встретился случайно
Хотя бы раз – и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо.
Его, наверно, любит кто-нибудь.
И он не брошен с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.

         * * *

Там было важное наверно,
полети в Дальние Миры,
возможно - битвы были где-то,
учения и помощь на пути...

Всё  тише, тише отголосок,
как серебристый ручеёк,
что за тумана пеленою
уже не виден, вот - и смолк.    B.C.

      В поэзии известного исследователя – А.Л.Чижевского, основателя космобиологии, в произведении "Космос» сказано:

Всевластный лик, глядящий с вышины!
Настанет ночь – и взор летит из бездны,
И наши сны, взлелеянные сны
Пронизывают знанием надзвездным...
Лишь на листе, где численные тайны,
Пылает смысл огнём необычайным.

      Созвучная тема в стихах "Среди звезд» у А.А.Фета:

Пусть мчитесь вы., как я, покорны мигу.
Рабы, как я, мне прирождённых числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл…

Нам нет числа.. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился безоткатный день.

      К смыслу сновидений, их соотношений с прошлым, настоящим и будущим, подступались с математическими, символическими, поэтическими, психофизиологическими средствами. Гомер говорил, что сны входят в ворота из слоновой кости, которая непрозрачна,  - ворота обмана и заблуждения; - в ворота из рога, который прозрачен, заходят как в правду, истину. Это явствует из ответа Пенелопы Одиссею:

Мудрая так Пенелопа на это ему отвечала:
"Странник, бывают, однако, и тёмные сны, из которых
Смысла нельзя нам извлечь,. Не всякий сбывается сон.
Двое разных ворот для безжизненных снов существует:
Все из рога одни, другие из кости  слоновой....
Истину лишь заслоняют и сердце людское морочат;
Те, что из гладких ворот роговых – вылетают наружу,
Те роковыми бывают, и всё в них свершается точно.

      Сократ хотел, как пишет Платон в "Федоне», определить значение некоторых посещавших его сновидений. Одно и то же видение в разное время и в разных видах обращалось к нему с одинаковой речью: "Сократ, - говорило оно, - посвяти себя искусству муз и упражняйся в нем". Платон рассматривал сны как выражение единства рационального и иррационального в человеке. Аристотель – в природе сновидений обращал внимание на их рациональность, как причины событий или их знаки, либо – как совпадения; либо – как все или некоторое из этих трех, либо как одно из них. Тит Лукреций Кар утверждает, что сюжет в сновидениях определяется стремлением к удовлетворению потребностей:


Мысли людей, погрузившихся а сон, увлекают обманно,
Если подряд много дней с увлечением играми занят
Был кто-нибудь непрерывно, мы видим, что большею частью,
Даже когда прекратилось воздействие зрелищ на чувства,
Всё же в уме у него остаются пути, по которым
Призраки тех же вещей туда проникают свободно...
Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно,
Иль отдаётся чему-нибудь долгое время,
И увлекает наш ум постоянно занятие это,
То и во сне представляется нам, что мы делаем то же.

____________
* Вторая часть - размещена в Стихи.ру 1.1.2011
   Переход в Стихи.ру - предусмотрен с авторской станицы


Рецензии