Страсти по Шардену

Константин КЕДРОВ, “Новые Известия” 1998г.
Страсти по Шардену

В Советском Союзе труды монаха-иезуита, палеонтолога, философа, антрополога и богослова Тейяра де Шардена долгое время были под запретом. Но самое смешное, что под таким же запретом были они и в Ватикане. Ватикан запретил монаха за “атеизм”. Москва запретила ученого за религиозность. Следует признать в данном случае правоту Москвы и неправоту Ватикана. Де Шарден никогда не был атеистом и, конечно же, был религиозен. В период хрущевской оттепели книгу все же издали без главы “феномен христианства”, с множественной прополкой имени Бога и с грифом “Для научных библиотек”. Так я ее и прочел в те годы в читальном зале научной библиотеки. Передо мной распахнулся нежданный мир. Оказывается, все эти скучнейшие музейные схемы восхождения природы от амебы до человека имеют свою высшую цель в точке Омега по имени Иисус. Более того, точка Омега уже находится в первоначальной точке Альфа. Эволюция похожа здесь на змею, глотающую свой хвост. Но меня лично вдохновила сама мысль, что эволюция человека как вида не завершена и может быть пунктирно продолжена к точке Омега.

Вообще-то и Ницше (тоже запрещенный) говорил о сверхчеловеке. Но мне этот сверхчеловек активно не нравился. Чем-то он похож на нового русского. Возможно, именно его Ницше и предсказал. Другое дело шарденовская точка Омега. Ведь она все время стремится не только к будущему, но и возвращается к прошлому, к точке Альфа, к человеку такому, каков он есть сегодня, а не планируется в будущем. Эволюция Шардена существенно отличается от вдохновившей его эволюции Дарвина. У этой лестницы-чудесницы восхождения есть вполне определенная и благородная цель. И, что особенно ценно, каждый индивид способен в принципе взойти на вершину Омеги еще при жизни.

Дальше не буду лукавить и честно признаюсь, что в эволюцию по Шардену я не верю, так же, как и в эволюцию по Дарвину. И то, и другое – никем не доказанные научные гипотезы. Гипотеза Дарвина почему-то была возведена в догму. Тейяра де Шардена и ученые, и богословы сочли опасным еретиком. И, по-моему, они правы. Скрестить данные палеонтологии, археологии и антропологии с Евангелием великому мичуринцу-иезуиту так и не удалось. И монах, и антрополог в одном лице занялись явно не своим делом. Монах мешает антропологу, антрополог монаху. Перед нами труд гениальной личности, раздираемый пополам. Не случайно он назвал путь научного исследования крестным. Страсти по Тейяру де Шардену продолжались всю жизнь. Его вызывали в Ватикан из пустыни Гоби и отсылали из Ватикана в ту же пустыню. Его книгу можно назвать Евангелием от апостола Фомы Неверного. Тот уверовал, вложив свои пальцы в раны от гвоздей и копья на теле воскресшего Учителя. Каким образом из раскопок можно извлечь заповедь “Люби ближнего, как самого себя”? Не случайно противники гипотезы эволюции по Дарвину шутят, что все аргументы в пользу этой теории умещаются в один гроб. Уже больше века ученые тревожат кости питекантропов, неандертальцев и многих других человекообразных чудовищ, чтобы лишний раз убедиться – нет, это еще не человек. И это “еще” не кончится никогда. Нет никакой эволюции от Шарикова к Сократу даже внутри одного антропологического вида, названного по недоразумению “человек разумный”. Как вид человек разумным никогда не был. Разумны лишь отдельные индивиды. Поэтому так приятно читать их книги независимо от того, правы они или заблуждаются.

Наслаждение мыслью, вот что увлекает в поисках Шардена. Он, конечно же, неканонизированный святой. Для определения его святости не нужны никакие кости и мощи или чудеса над могилой. Достаточно прочесть эту книгу

Шарден убеждает читателя, что христианская любовь – не редкость, не диковинка, а вполне естественное явление. Для него естественное. Потому что святой. Когда святость и ум сочетаются в одной личности, уместно говорить о доказанной гениальности.

С именем Тейяра де Шардена связан термин “ноосфера”, подсказанный ему единомышленником и другом Леруа. Ноосфера – это сфера распространения божественного разума во Вселенной. Строго говоря, нет ни одной точки Вселенной, где этот разум не присутствует, хотя бы отчасти. Но во всей полноте своей разум Господа выявляется в ходе всей эволюции и всей истории человечества. Думаю, что здесь монах и ученый прав. Присутствие и отпечаток высшего разума видны во всем, начиная от строения атома и клетки и заканчивая наисложнейшей сферой духовной жизни. Правда, здесь уместнее говорить не об эволюции, а, скорее, о все большем выявлении высшего разума в истории мира и человечества. Сегодня за один день человечество узнает больше, чем когда-то за тысячу лет. Верно и то, что отдельные личности могут обгонять все человечество на все времена. Мы никогда не обгоним Платона и его учителя Сократа, Будду, Лао-Цзы и уж тем более Христа. “Я есть Альфа и Омега, начало и конец”, – сказано в Апокалипсисе. Поэтому Бога в равной мере можно обнаружить и в историческом прошлом, и в историческом будущем, и, конечно же, в настоящем.

Впрочем, не менее явственно видны следы дьявола или всемирного безумия. Учение о ноосфере следовало бы восполнить учением о сфере космического безумия, заставляющей римлянина Пилата распять Христа, а жителей Афин приговорить Сократа к чаше с ядом. Внутри любой эволюции всегда идет нарастающая деградация, и сплошь и рядом в конкретном историческом времени деградация побеждает. Иными словами, человек как вид остается во все эпохи безумным, хотя в каждой безумной эпохе появляются разумные и сверхразумные личности. Такие, как Тейяр де Шарден.


Рецензии
Спасибо Вам за Тейяра де Шардена. Что до меня, то я признаю его полную правоту и он, вместе с Вернадским, Честертоном,Мерабом Мамардашвили и несколькими писателями и поэтами сформировали мое мировоззрение и являются основой для железобетонного оптимизма. Какое счастье встретить единомышленника. Удачи!

Татьяна Фетисова   10.09.2011 23:01     Заявить о нарушении