УзССР. Чархин. Штапель. Рита. 1952 г

Глава 40
( Эту главу я начала писать в декабре 2006 г., когда уже родился мой второй правнук Евгений,  (18 декабря 2005 г.) и ему был 1 годик.
   

   На следующий день меня вызвали в Областное Управление. Я сказала об этом заведующему. Он ответил:"Иди, наверно предложат повышение в должности."
   Вызывал меня главный бухгалтер Обл. Управления Бабаян, брат той армянки, что училась на моем курсе. Он прямо с ходу задал мне вопрос:"Не пора ли тебе, Петрякова, в главные бухгалтера податься? А то я вижу ты в рядовых задержалась. А?" "Куда,"- спросила я. "В Чархинский район, совсем рядом, 6 километров от Самарканда," - а сам пожирает меня глазами и щупает мне руки выше локтя. Я отдергиваю, а он хочет обнять меня. Я рассердилась:"Если Вы так будете обращаться со мной, то я работать под Вашим началом не желаю," - огрызнулась я. "Ну, что Вы, шуток не понимаете? Я же Вас буду направлять на ответственную работу, мне же надо серьезных главных бухгалтеров, а не легкого поведения, вот я и проверил. Молодец! Сейчас пошлем за твоими документами в ЦСК, а отдел кадров напишет приказ. Выплатим подъемные на всю семью. Согласна?"- то на "ты", то на "Вы" обращался главбух ко мне. Я согласилась.
   Когда и как мы ехали в Чархин, не помню, а как выгружались из грузовой машины в Чархине, помню. Мама со Славиком на руках вышла из кабины, а я выпрыгнула из кузова около дома нашего Заведующего сберкассой. Нам навстречу вышла его жена и стала помогать выгружать наши узлы с пожитками. Заведующий, обрадованный моим приездом, улыбался нам, приговаривая без умолку:"Ну, наконец-то, я замучился без Главного бухгалтера, дождалась сберкасса Главного. Давайте я вам помогу занести в дом вещи, поживете временно у нас, пока не подыщем частную квартиру, а через год или два отстроят дом, где специалистам дадут квартиры. Рахимов моя фамилия. Жену мою зовут Лида, она у меня татарка, секретарь райисполкома, а это двое наших детей." "Знаю, знаю, в отделе кадров мне о Вас все рассказали," - сказала я. Через три дня, когда я познакомилась со всеми сотрудниками, кассир Абдулла предложил маленькую комнатку в своем дворе за 15 рублей в месяц. Мы расположились, поместились втроем хорошо (мебели не было, две кровати да стол с табуретками). Приезжие все так жили. Тем более, что узбеки все спали на полу. У нашего Абдуллы не было кровати.
   Я устроила Славика в ясли. Мама поступила в аптеку санитаркой, а вечером контролером  в кинотеатре, проверяла билеты и убирала (иногда я ей помогала подметать вечером, чтоб никто не видел). Иногда она также продавала семечки вечером.  Как раз в это время, в 1952 году, впервые появился штапель в магазинах. Мама купила три метра коричневого и три метра синего с белым горошком и заказали мне в ателье два платья, которые мне очень были к лицу. Оба с длинным рукавом, с поясом. Коричневое было с открытым воротником, а синее с закрывающим шею воротником. Советский штапель первого выпуска был очень красивым и прочным. Я эти два платья носила десять лет. Этот штапель после стирки не линял, а еще ярче выделялись полоски и горошек. Помню, как после трехлетней носки многие меня спрашивали:"У вас новое платье?", настолько не изменялся цвет. Позже стали выпускать штапель совсем не такой прочности, уже после одного года носки такой штапель терял свой первоначальный вид. Казалось бы, должно быть наоборот, только "первый блин комом". Но, жизнь и дальше подтверждала, что первое было прочней, красивей, а потом, позже качество продукции падало. По-моему, это случалось в погоне за количеством, авралов в конце месяца и квартала, в борьбе за выполнение плана и получение премий рабочими.
   В повседневной жизни нам стало легче, но не шиковали. Маму все уважали. Раз дочь на ответственной работе, значит матери можно доверять.
   Чархинский район был только что организован. Штат сберкассы был невелик. Заведующий, главбух, контролер, кассир, охранник и уборщица. Все дела мне сдала по акту передачи сама инспектор отдела кадров Обл. Управления. Но каково было мое удивление, когда я открывала журналы синтетического и аналитического учета, а так же папки с месячными, квартальными и годовыми отчетами! Везде были подписи Шамюновой Ритки, с которой я училась и даже временно жила вместе (с ней я отказалась жить время спустя из-за потери к ней доверия). Боже мой! Я спросила Зава,  Рахимова:"Так Вы работали с Ритой? Расскажите, пожалуйста, как она справлялась с работой, ведь она ленилась даже учиться?" Рахимов рассмеялся:"А если Вы знаете, то и рассказывать мне нечего. Район наш новый, никто не хотел сюда ехать на должность Главбуха, а у Риты папа работает Зав. ЦСК в городе Джамбуле. Он на совещании в Обл. Управлении поговорил с начальником и Главбухом, что его дочь Риту нельзя держать контролером в его сберкассе (указ такой был, что нельзя родственникам работать вместе, чтобы не было злоупотреблений). Так он и попросил ее перевести куда-нибудь поближе к Самарканду." Ритыного отца, фронтовика,  уважали и пошли ему навстречу, послав Риту Главбухом в Чархин.
   Ритка возомнила из себя "шишку", и постаралась раздать свою работу то контролеру Лиде Капелько, то кассиру Абдулле, а сама пустилась в любовь. Закрутила с женатым телефонистом, получила от его жены  трепку "по всем статьям" и та даже пожаловалась в Обл. Управление, что Ритка разбивает семью. В Обл. Управлении посочувствовали Риткиному отцу и сказали ей:"Напиши заявление об уходе по собственному желанию, а причину указывай любую, нам все равно. А не то, уйдешь с работы по плохому."  Что ей оставалось делать? Написала заявление и скрылась неизвестно где.
   Ох, и насмеялись мы досыта, когда Лида и Абдулла рассказали, как она работала:"Так, сегодня ты, Лида, разнесешь вот эти документы по этим журналам, а ты, Абдулла, нечего зевать в кассе, клиентов всего 10 человек, за день разнеси по журналам вот эти документы, а я вечером зайду и все подпишу. Если Зав. спросит, где я, скажите что я уехала на ревизию в подотчетную кассу. Хорошо?" и изображала воздушный поцелуй. Однажды Абдулла не вытерпел и все рассказал Заведующему. Рахимов проверил всю Риткину работу, оказалось она не провела в сберкассе ни одной ревизии. Все разноски по счетам были написаны или рукой Лиды или Абдуллы. Рахимов поругал всех, и Лиду и Абдуллу за то, что соглашались выполнять Риткины приказы и не сказали ему об этом сразу, а Ритке досталось на всю катушку:"Как Вы посмели  свою работу взвалить на операционных работников и врать, что Вы уехали на ревизию? За целый квартал Вы не сделали ни одной ревизии, а пока нам не дали инспектора ревизора, мы с вами должны делать ревизии пополам. Я провел ревизии, а Вы нет! Что я буду писать в отчете? Что скажет Обл. Управление?  Вас снимут с работы, а меня лишат премии!  Мне сейчас сообщить в Обл. Управление или пожалеть Вашу молодость? А?" кричал Рахимов, выйдя из себя. Вскоре раскрылась тайна любви с телефонистом. Его жена наложила Ритке синяков, вырвала клочья волос на голове. Ритка написала заявление об уходе с работы.
   Когда я приступила к работе, то Лида по привычке спрашивала меня :"Может Вам помочь, Галина Александровна, ну хотя бы разнести счета по журналам и карточкам?" "Нет, Лидочка, спасибо. Каждый получает зарплату за свою работу, а эксплуатировать работников, это нечестно." был мой ответ.
   
   


Рецензии