США - Кристально-чистое дело

      Офис «Garrison & Associates» располагался десятью этажами выше моего – на тридцать третьем этаже небоскреба Westin Building в Сиэтле.

      Дэвид Гаррисон был одним из ведущих адвокатов США, занимавшихся патентами, торговыми марками и товарными знаками, а потому появление его в моем офисе удивило. Я тогда – а было это в середине 90-х - не занимался, как юрист, делами, связанными с интеллектуальной собственностью.

      Мы расположились за столом переговоров.

      - Чем обязан? – спросил с интересом я Гаррисона после обычных приветствий и вопросов «как дела?", "как бизнес?», «как Вам погода?»…

      Тот открыл кожаную папку, достал из нее какие-то документы и положил перед собой, после чего начал рассказ.

      - Адвокатская фирма «Karr Tuttle Campbell» вместе с моей фирмой взялась защищать в Федеральном суде Сиэтла интересы Московского ликероводочного завода «Кристалл».

      - А с кем судится «Кристалл» в США? – удивился я. 

      - С «ПепсиКо», - ответил Гариссон и улыбнулся, показывая, что процесс ожидается необычным. 

      Это действительно было интересно: не каждый день российские компании судились в Штатах с крупнейшими фирмами страны. Не понятным было лишь, что не поделили компании.

      - Так "ПепсиКо" не выпускает, насколько знаю, спиртные напитки, - удивился я. - Как и «Кристалл» не выпускает прохладительные! О чем спор?    

      Старик тихо засмеялся, достал из футляра очки и принялся протирать их носовым платком. 

      - О, «ПепсиКо» - это империя, коллега! И если ей захочется чего-то произвести, она произведет все, что угодно! Хе-хе… Но дело в другом… - он бросил взгляд на лежавшие перед ним бумаги. - В 1973 году «ПепсиКо» получила от Правительства СССР эксклюзивное право продажи в США водки «Столичной», - он посмотрел на меня. - Речь не о производстве такой водки в Штатах, а лишь о ее продаже здесь на агентских условиях.

      Он сделал паузу.

      – Все было хорошо... До тех пор, пока "ПепсиКо" не стала продавать тут кроме «Столичной» еще и «Столичную-Кристалл». Это заводу "Кристалл" не понравилось и он нанял нас защитить его право на свою торговую марку…

      Я был озадачен.

      - Но если «ПепсиКо» и только "ПепсиКо" обладает эксклюзивным правом продажи в Штатах всех марок «Столичной», то почему корпорация не вправе продавать здесь «Столичную-Кристалл»?

      Гаррисон поднял руку, останавливая меня. 

      - А потому что «Столичная» и «Кристалл» - разные марки! Они вправе продавать тут первую, но не вправе продавать вторую водку!

      Я уже стал запутываться в тонкостях его дела, но решил не перебивать.

      - Тут двойная ошибка, - продолжил Гаррисон.

      Я вывел в своем блокноте цифру «1».

      - «Кристалл» необдуманно ввернул в название своей водки слово «столичная». Назови он водку «Столичный Кристалл», и мы б легко поставили «ПепсиКо» на место. Но «Кристалл» хотел, чтобы водка была похожа на «Столичную» и быстро раскупалась за счет этого, уже   раскрученного, бренда…

      Я улыбнулся.

      - Схитрил заводишка?

      - Да, - ответил Гаррисон. - Но это не лишило его прав на свою торговую марку. Он и только он мог продавать произведенную и запатентованную им водку, где бы то ни было. Единственное, что грозило ему - опротестование производителями «Столичной» своего брендового слова «столичная» в названии его новой водки… 

      Я вывел в блокноте цифру «2».

      - А вторая?

      - Вторая ошибка – «ПепсиКо». Она необдуманно стала продавать на американском рынке водку «Столичная-Кристалл», полагая, что слово «столичная» дает ей такое право…

      Он развел руками.

      - Вот так вот… Вольное именование продукта создало трудности с его реализацией как одной, так и другой компании! И вызвало спор, кто может реализовывать такую водку в США. Этим мы и заняты. Хотим доказать, что «Столичная-Кристалл» никакого отношения к марке «Столичной» не имеет, а является одной из собственных марок «Кристалла»…

      - Ясно, - ответил я. – Но не ясно, чем могу помочь Вам?

      - Русскими законами, - ответил он. – Мы приглашаем Вас в свою группу как специалиста по этим законам. Нам нужна полная выборка их по торговым маркам, товарным знакам. И нам нужны Ваши, российского юриста, консультации. Но главное – просим Вас, как эксперта по русским законам, дать официальное заключение суду о незаконности продаж «ПепсиКо» этой водки на американском рынке… 

      Я задумался.

      - Дать заключение не трудно. Но ведь его, колега, придется защищать в суде! Как видите Вы мое выступление в процессе?

      Он пожал плечами.

      - А что Вас беспокоит?

      Теперь уже развел руками я. 

      - То, что адвокаты «ПепсиКо» живого места на мне не оставят! Постараются «забить» меня в суде вопросами по теме торговых марок! А я не силен в них! Только испорчу все Вам…

      Гаррисон засмеялся. 

      - Не беспокойтесь. Мы все продумали с коллегами из «Karr Tuttle Campbell». Вы будете основывать свое заключение на текстах русских законов и только на них! Ни словом больше! - он поднял палец, призывая меня к вниманию. - Вас будут спрашивать в суде только по тому, что Вы напишите в заключении! «Сэр, почему Вы считаете так?». А Вы: «Потому что есть закон такой-то, статья такая-то, пункт такой-то! Читайте!», - и передадите судье и присяжным текст такого закона! И так по каждому вопросу!

      Он откинулся в кресле, показывая мне, что выступать в Федеральном суде – дело плевое…

      Я улыбнулся.

      - Ну, а если они будут выходить за пределы Вашего заключения, - закончил свой спич Гаррисон, - мы поставим их на место!

      - Как? – продолжал улыбаться я.

      Он удивленно уставился на меня.

      - Будем требовать у суда отвода вопросов! Да и потом, процесс не завтра ведь! У Вас будет время основательно подготовиться по теме торговых марок… 

      - О-кей… - согласился я неожиданно для самого себя я, – попробуем! Сколько до суда?

      Дэвид Гаррисон махнул рукой.

      - Подготовка к нему - долгая история… У нас она может длиться месяцами…

      На том мы и расстались…



      Работа моя над анализом дела «КРИСТАЛЛ» ПРОТИВ «ПЕПСИКО» затянулась надолго.

      Но все это время я занимался изучением российских законов об интеллектуальной собственности и спустя месяц-другой мог легко ориентировался в тонкостях правовых норм о торговых марках и товарных знаках. Основательно изучил все и по «ПепсиКо» и «Кристаллу». Подними меня среди ночи, и я с добросовестностью сдающего экзамен студента объяснил бы любому все, что касалось этих компаний, их истории, бизнеса, оборотов, продукции...

      Мы не раз встречались с Дэвидом Гаррисоном и его коллегами-адвокатами из «Karr Tuttle Campbell», обсуждая установленное и написанное мною в ходе этих работ.

      Наконец, они были завершены, и я, передав им свое заключение и увесистый пакет документов, принялся ждать суда.

      Тут и произошло то, ради чего я сел за рассказ.

      Однажды у меня появился Гаррисон.

      - Все, - весело объявил он. – Закончили! Сегодня отправляем ходатайство суду о привлечении Вас в качестве эксперта. С приложением к нему вашего заключения.

      Он радостно потер руки.

      Его настроение передалось и мне.

      - Чего счастливый такой, Дэвид? – к тому времени мы уже были накоротке.   

      Он принялся шагать из конца в конец моего кабинета, наконец, остановился и бросил на меня хитрый взгляд. 

      - Сюрприз подготовил!

      - Какой? – спросил я.

      - А вот! Сегодня – последний день, когда мы и «ПепсиКо» можем заявить суду своих участников процесса и направить ему последние доказательства…

      - Ну и… - поторопил его я, - Что необычного в этом?

      - А то, что суд будет в Сиэтле, где находимся мы! А «ПепсиКо» и его адвокаты находятся в Нью-Йорке!

      - И… - не унимался я, пытался уловить его мысль.

      Он опять заходил по кабинету, потом остановился.

      - И мы, и они можем заявить все ходатайства лишь до конца сегодняшнего дня! А день этот в Нью-Йорке закончится на три часа раньше, чем у нас, в Сиэтле! Так вот - я в 22 часа отправлю спецпочтой ходатайство суду по Вам и Вашему заключению! А в Нью-Йорке в этот момент будет уже час ночи следующего дня! И «ПепсиКо» не сможет отреагировать на наш ход с «русским экспертом»!

      До меня начал доходить смысл задумки.

      - Это значит, Дэвид…

      Гаррисон вплеснул руками.

      - Боже мой! Это значит, что «ПепсиКо» не сможет сделать контр-ход и заявить со своей стороны такого же как Вы эксперта по делу, из числа русских! А они, уверен, у него есть…

      Он захохотал, выпучив глаза поверх сползших вниз очков.

      - Как мы их?!

      Я покачал головой.

      - Вы - молодцы…

      Что и говорить, действительно, молодцы!

      Надо было намотать себе на ус это все, чтобы когда-нибудь иметь в виду и в России! Такая протяженность страны! Столько часовых поясов!

      Впрочем, в России не американские суды… И не такие ходы там оказывались  безрезультатными…



      Наконец, дата суда была назначена.

      Я стал ждать его приближения. И как бы отлично ни знал уже материал, а страх перед первым в жизни выступлением в американском суде навис надо мною…

      И вот день суда настал…

      Спустя полтора десятилетия я не помню уже многого из того, что было на нем. Но несколько ярких воспоминаний осталось.

      Запомнилось, как бригады адвокатов с обеих сторон «просеивали» состав  присяжных. Со стороны «ПепсиКо», если не изменяет память, было пять или шесть адвокатов. Со стороны «Кристалла» - три-четыре плюс я. Обе бригады скрупулезно знакомились с кандидатами в присяжные. То один, то другой из них исключался из списка, пока тот не был окончательно утрясен...

      Запомнилось, как адвокат «Karr Tuttle Campbell» выступал с обоснованием иска. Это было нечто удивительное, не похожее на то, к чему я привык в российских судах. В короткой речи он ничего не обосновывал, не перечислял нарушения "ПепсиКо" и не называл доказательства этого. Он просто клеймил «ПепсиКо» фразами типа «Мы покажем в процессе, как нечестно ведет бизнес «ПепсиКо»!», «Мы раскроем истинное лицо этой компании!», «Это компания, где правит бессовестность!». Я не вел протокол того выступления, но говорилось близко к этому…

      А главное – запомнилось, как ходатайствовали в суде адвокаты «Кристалла» о допросе меня в качестве эксперта и как вокруг этого развернулась не просто дискуссия, а целая битва! Несколько раз бригада адвокатов «Кристалла» ходатайствовала об этом! И столько же раз адвокаты «ПепсиКо» добивались того, что суд отклонял эти просьбы! В деле и так, мол, достаточно материалов для вынесения вердикта…

      После этого суд объявил перерыв.

      Мы вышли в фойе…

      Сказать, что я был расстроен, значит, ничего не сказать…

      На «мой козырь» делалась такая ставка, а он сгорел…

      Я подошел к сияющему почему-то Гаррисону.

      - Дэвид! Мне не дали выступить... Это - фиаско!

      Старик зашелся в смехе и похлопал меня по плечу.

      - Никак нет! Они столько времени отводили Вас на глазах присяжных! Это победа, Анатолий!

      Я ничего не понял. 

      - Какая победа?! Главное - результат! Отвели же меня!   

      Он обнял меня за плечи, и мы отошли в сторону.

      - Отвели Вас?! Но больше часа показывали суду и присяжным, что боятся Вашего выступления! Это сильнее подействовало на них, чем, если бы Вы выступили в суде! – он, смеясь, сложил в розетку свои пальцы и поцеловал их. – Супер, Анатолий! Мы и мечтать о таком не могли! Теперь каждый присяжный знает, что у «ПепсиКо» не все так красиво, как она пытается тут подать…

      Хм…

      В его рассуждениях была логика…

      Я улыбнулся.

      - То есть… мы не зря все это затевали? 

      Он отпустил меня из своих объятий.

      - Не то слово! И пусть мы не выиграли еще процесс, но «ПесиКо» в нокдауне… Присяжные – простые люди! Они не любят богачей… Не любят и тех, кто хитрит, врет, боится правды…

      Гаррисон засмеялся.

      - Поверьте, сэр, мне! А я имею опыт. Могу сказать со всей определенностью, что «ПепсиКо» показало, как боится Вас, русского эксперта! И потому присяжные отнесутся к Вам как к себе самим… Вы стали сродни им: такой же простой парень, которого побоялся гигант «ПепсиКо»… Эдакий Микки Маус Вы... Хе-хе-хе…

      Он подмигнул мне.

      - Присяжным нравится такое… Они будут сегодня тихо обсуждать это, а через месяц весь Сиэтл будет знать, как «ПепсиКо» сдрейфило против какого-то русса…

      Он поправил галстук и посмотрел на часы. 

      - А теперь очередь за нами! Осталось лишь побить их чуть документами!

      И вновь засмеялся.

      - Мы победим! Я вижу это! Или я не Дэвид Гаррисон!

      И поднял в который раз, призывая к вниманию, указательный палец.

      – Они глупы, Анатолий, хотя и берут за час работы своей сотни долларов! Я о наших противниках... Мы все равно ведь покажем суду ваши документы! Просто зачитаете их не Вы, а мы, под другим соусом! Зачем тогда было сражаться?! На глазах присяжных! Присяжные все равно услышат все! Хе-хе-хе… Мы уже сыграли вашим козырем! А сыграем еще раз, цитируя – уже в другом контексте – ваши документы!

      Он, улыбаясь, задумался, потом спохватился.

      - Как глупо они поступили! 

      Перерыв закончился, и мы вернулись в зал заседания.



      И в тот день, и во все последующие – а суд длился долго – я с интересом наблюдал, как идет процесс, как схлестываются на нем стороны, как контролирует процедуру судья, как задают вопросы и отвечают на них…

      Это был процесс, не похожий на российский, суд. И по процедуре, и по внутренней напряженности, и по оценке доказательств.

      В России – система, идущая от римского права, права цезаря («Я повелеваю!», «В законе написано так!»). И ты должен делать все так, потому что есть закон, где записано, что надо делать. Суд должен руководствоваться этим и только этим... 

      А в Штатах - британская, прецедентная, система права («Тогда-то в таком-то суде такого-то человека судили так вот! Давайте и мы его осудим так же!»).

      Я получил огромное удовольствие и бесценный опыт в том процессе. Одно дело читать, слышать обо всем этом, другое дело – видеть воочию это все, в тонкостях, а не сжатое как в американских фильмах…    



      «ПепсиКо» проиграла процесс. Заплатила, если память не изменяет, более полутора  миллиона долларов. Половину или больше получил «Кристалл», остальное – адвокаты «Karr Tuttle Campbell» и «Garrison & Associates».


Рецензии