ЧАЙ

Петрович - настоящий северянин: молчалив, в беседу вступает редко. Если не спрашивают - рта не открывает.
Но тут случай особый. В большой московской квартире, в жаркую июльскую пору, когда от духоты некуда деться, хозяйка хлопочет на кухне с заваркой, а гости спорят, какой чай ароматнее, как лучше заваривать, настаивать, пить - чтобы получить максимум наслаждения. 
«Что они понимают в чае? Разве, сейчас, здесь, в  жару, после стольких опорожненных бутылок, после уничтожения такого количества пищи, можно говорить о чае?»
- Знаете ли Вы, что такое чай?  Нет, Вы не знаете, что такое чай...
Хозяйка обиделась. Свой рецепт заварки она держала в секрете.  Баловала друзей не часто. Один – два раза в год. Готовила на кухне, в гостиную приносила на подносе, в  подстаканниках.  Тонкие высокие стаканы заполнены прозрачным кипятком. В верхней части - слой крепкой, цвета дёгтя, холодной заварки. Несмотря на то, что вода горячая, а заварка холодная, она, вопреки законам физики,  не тонет. Опускается медленно, тоненькими, кучерявыми струйками, образуя затейливые узоры. Любители крепкого холодного чая, отхлёбывают маленькими глоточками. Нагреваясь, чайная заварка опускается, усложняя и украшая узоры внутри стакана.

- Нет, Вы не знаете, что такое чай, - тихо повторил Петрович.

Все смолкли. Уж если Петрович заговорил - поведает что-то
интересное.  Вот, что он поведал.

Было это в одну из самых суровых зим, какие нередко случаются
на континентальной Колыме. На одном из приисков сгорела ДЭСКа. Это
дизель электростанция, обеспечивающая электричеством прииск. Нет
электричества - прекращаются буровые работы, прекращаются ремонтные работы, да и отопление балков тоже прекращается, так как дровами их не натопить, а угля там нет.
В общем, необходимо было срочно доставить на прииск новую ДЭСКу.  Это 35 тонн и 100 километров пути. И поручили это, конечно, Петровичу.
Снарядили пять бульдозеров: по ровной дороге - три тянут, два идут следом. В гору - тянут все пять. Под гору - два тянут, а три сзади держат, чтобы ДЭСКа не утянула бульдозеры в обрыв, или не раздавила их на крутом спуске.
Шли день и ночь без отдыха. Вообще-то, на каждой машине два бульдозериста, они отдыхали по очереди, прямо в бульдозерах.  Ну а Петрович - как придётся.
Но дело не в этом. Большую часть пути преодолели без проблем. При подходе к прииску предстояло преодолеть крутой спуск. Необычно, правда? Спуск - и преодолеть. Но спуск был такой крутой, что даже четыре бульдозера не могли удержать ДЭСКу.
После нескольких неудачных попыток, приняли решение разобрать её на блоки, погрузить в сани, спустить по частям, а уже на месте, собрать. Решить-то решили, но был это февраль месяц, мороз - 46, и ветер на сопках - не дай бог. Ну, северянам к такой работе не привыкать.
Пригнали автокран, пять саней и начали разбирать. Работали по 15 минут,
с такой же длительности обогревом в кабине бульдозера. Продукты еще были, а вот запас чая в сорокалитровом термосе иссяк. Ну, а на Колыме без чая никак нельзя, и Петрович взялся его организовать.
Да, да. Приготовить чай на Колыме, на вершине сопки, в сорокаградусный мороз и пятибалльный ветер (один метр в секунду добавляет 2 градуса мороза) невозможно. Это надо именно организовать!
Отъехав в сторону от дороги, Петрович заарканил тросом сухостой лиственницы и приволок на стан. Затем проехал по бревну бульдозером, траками покрошив его на мелкие кусочки. Железный лом вставил между траками, согнув под углом, так, чтобы на него можно повесить ведро.
Нашлось, кстати, и ведро с соляркой.  Солярку вылили на дрова, тщательно вытерли ведро телогрейкой, которую тоже пустили в костер. Костер разгорелся быстро. В ведро едва успевали подбрасывать снег, он тут же таял и через полчаса вода закипела.
Справедливости ради надо сказать, что первую партию кипятка вылили, сильно отдавала соляркой. Когда закипела вторая - бросили туда пачку чая, две пачки сахару, и с наслаждением выпили по две-три алюминиевые кружки ароматного напитка. Не просто выпили - согрели руки, согрели губы, согрели желудок, да что там желудок - согрели душу! Вот это был чай.
Правда, позже, когда доставили на прииск ДЭСКу и пошли в столовую ужинать, кому-то показалось, что кружка его отдает соляркой.  Но, это только показалось.

- Нет, Вы не знаете, что такое чай, - сказал Петрович, отхлебывая холодную заварку мелкими глотками.  - Не в обиду хозяйке - тот был вкуснее. Будете на Колыме - я Вам приготовлю настоящий чай…
Больше в этот вечер Петрович не проронил ни слова.
(Чтобы холодная заварка сразу не утонула, не перемешалась, кипяток должен быть очень сладкий, настолько сладкий, чтобы его удельный вес был больше удельного веса холодной заварки. Правда, сливать заварку надо осторожно, лучше по плоскости ножа).
Кастрюля          http://www.proza.ru/2010/07/30/234


Рецензии
" - Нет, Вы не знаете, что такое чай, - тихо повторил Петрович."
Наш Петрович знал, что значит в маршруте чай... Чай у нас занимал своё определённое ему время,- это и время передышки, и пора обеда.Подбиралось и место,оно оговаривалось заранее,обычно там, где пресекались наши маршруты.На четверых открывались две банки тушёнки,хлеб и кружка крепкого чая с сахаром.В долине Правого Суксукана наше меню частенько разнообразил сырой свежий хариус, за считанные минуты умело пойманный Петровичем.
Бывали маршруты, когда пить чай нам приходилось на водоразделе. На" хребтике" своя прелесть , - ветерок сдувает надоевших комаров и одновременно любуешься открывшейся панорамой, намечаешь дальнейший путь.
А чай, он всегда чай, как без него в маршруте?!
С благодарностью Надежда.

Надежда Мартынова45   02.11.2016 00:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.