Сорвалось с губ

Новая властная архитектура Медведева
Глава государства в поиске альтернативной системы управления
2010-08-13


На днях, выступая на совещании в Дагестане, президент Дмитрий Медведев явно дал понять, что недоволен сложившейся системой управления на уровне регионов. «Надо заниматься реальной борьбой с коррупцией, а не торговлей должностями», – посетовал глава государства. Иначе результата не будет, предупредил он.

Ключевая фраза Медведева – «Торговать должностями». Судя по всему, она вырвалась у него неожиданно, в отрыве от основного контекста. И в ней, очевидно, отражена исторически сложившаяся мотивационная основа российской власти. В частности, нынешних губернаторов едва ли можно считать профессиональными управленцами. Они скорее исполняют роль смотрящих, авторитетных лидеров, укрощающих людей и устраняющих конкретные проблемы. Проще говоря, руководители регионов осуществляют управление посредством индивидуальной воли. При этом им приходится манипулировать подконтрольным человеческим ресурсом, опираясь на два основных стимула – страх и алчность. Для этого, естественно, требуются внушительные ресурсы. Один из таких мощнейших рычагов – контролируемые губернаторами финансовые потоки. Альтернативой в сложившихся общественных отношениях могли бы быть, пожалуй, лишь репрессии сталинского типа.

Также в разделе:
Рациональное и справедливое

Дело Ходорковского как фокус общественных противоречий

Пресс-конференция вместо политического ритуала

Формат публичной коммуникации власти нуждается в реформировании

Стратегия баланса

Ратификация Пражского договора уравняет безопасность России и США

В России заработал крабовый крематорий

Уничтожение продовольствия – тревожный диагноз для отечественной власти
Стиль управления посредством распределения финансов наиболее ярко демонстрируют губернаторы-тяжеловесы. При этом, несмотря на то что глава государства активно занимается их заменой, сложно представить ситуацию, когда региональный начальник управляет местными влиятельными группировками за скромную губернаторскую зарплату. Понятно, что главу региона, который не использует в процессе управления серьезные финансовые ресурсы, довольно быстро заживо съедят политические оппоненты, используя прикормленные СМИ и карманные общественные организации.

Поэтому-то региональным главам так важно поддерживать сильные местные экономические группировки. Задача проста. Приближенные к руководству региона агенты влияния должны обеспечивать стабильность и устойчивость власти. Однако как можно влиять на них, не распределяя ресурсы? Не раздавая земли, заводы, предприятия?

Коррупция в классическом смысле определяется как склонность к воровству. Однако в России она традиционно является одним из инструментов управления теми же регионами.

Президент Медведев все отчетливее демонстрирует неприятие такого положения вещей. Он заинтересован в том, чтобы противопоставить сложившейся системе новую, современную. Она должна быть основана на законе и совести. В частности, если губернатор декларирует необходимость, к примеру, платить налоги, все просто принимают это требование как данность. И принуждать их к этому не надо, и преференции для стимула раздавать.

Однако ответа на вопрос, как заставить такую схему работать, похоже, нет и у самого Медведева. Россия по большому счету тысячу лет живет при системе, основанной либо на страхе, либо на регулируемых ресурсных потоках или «кормлении».

На самом деле сложившихся идеальных способов управления нет нигде в мире. Даже если обратиться к опыту США, можно заметить, что власть там держится на системе узаконенного лоббизма. Существуют корпорации, допущенные к «пирогу». За это они вынуждены «содержать» политиков – финансировать, в частности, их избирательные кампании. Однако насколько эффективно можно перенести такую модель на российскую почву и возможно ли что-то подобное в нашей стране – остается под большим вопросом.

Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме (8)
Разместить в LiveJournal
В Мой Мир
Пока же президент демонстрирует решимость совладать с порочной исторической традицией, а растерянные губернаторы лавируют между его ужесточающимися требованиями и реальностью местной политической жизни.


Рецензии