Хлебная дорога

Одиннадцатого мая 1940 года все областное руководство собралось в Павлодаре, чтобы утвердить очередное постановление. Свыше, из Алма-Аты и Москвы, было предписано выполнять новую волю партии и народа – создавать условия для обеспечения «глубинных» восточных районов СССР хлебопродуктами.
Программа, намеченная ЦК ВКП (б), предусматривала расширение посевных площадей под зерновые и крупяные культуры, строительство зерноскладов, элеваторов, мельниц и крупорушек, а также – улучшение действующих путей сообщения и сооружение новых дорог. Главная цель – создание запасов продовольствия на случай войны, катастроф и стихийных бедствий.
Заодно выполнялась и актуальная для тех времен идеологическая задача – стирание грани между городом и деревней, смычка пролетариата и крестьянства. Так или иначе, но 11 мая 1940 года можно считать еще одной знаменательной датой в истории дорожного строительства Павлодарского Прииртышья.
Руководство постановило; организовать и провести ударными темпами, в самые сжатые сроки, с привлечением широких масс горожан и сельчан на основе кратковременной мобилизации, сооружение автомобильной дороги от Павлодара до Осьмерыжска протяженностью 130 километров; предложено было применить скоростные методы и передовой опыт строителей каналов, Южсиба и Турксиба.
Тут же, не откладывая в долгий ящик, рассмотрели вариант, представленный специалистами: участки полотна сооружать четырьмя звеньями. Первое рыхлит землю создает кювет; второе сгребает разрыхленный грунт, грузит на подводы и подвозит к третьему звену, которое формирует насыпь; четвертое ведет окончательную отделку и укладывает покрытие из глины и гравия. Насыпь уплотняется во время подвозки грунта и проезда по нему. На подготовку отвели не больше недели.
В течение 5-6 дней были проведены изыскательские работы и организационные мероприятия. В каждом районе и хозяйстве прошли совещания и собрания, до всех довели цели, задачи, строительства, сроки и объемы работы, условия оплаты и вознаграждения, границы участков и плановые показатели.
Штаб стройки сформировали из специалистов и начальником его был назначен Григорий Северьянович Коток. Еще год-два назад трудолюбивый и деятельный выдвиженец работал в Татьяновке, в колхозе, организатором которого он был. Закончив курсы механизаторов. Коток работал в своем селе комбайнером и трактористом. Летом 1939 года он показал самые высокие достижения на уборке урожая: скосил 2216 гектаров и при этом сэкономил 4,3 тонны горючего.
Награжденный орденом, Коток вместе с другими передовиками был направлен в Москву на открытие Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ), а потом – на курсы совработников в Алма-Ату. (Вместе с ним, кстати, в делегации от Павлодарской области и Казахстана был селекционер-полевод из Михайловки Тит Елисеевич Морозов, получивший малую золотую медаль за созданный им сорт пшеницы, которому директор ВСХВ академик А.Цицин присвоил название «морозовская»).
Штаб разместился около озера Карасу – заливной пойменной низины. На первых же его заседаниях стали заслушивать специалистов, отчеты по участкам и околоткам о подготовке к проведению работ, созданию  приемлемых условий для людей и животных. Был предложен реальный режим и график работы. при которых можно было уложиться в 20 дней, Каждое коллективное хозяйство должно было прислать на строительство дороги бригады с подводами, рабочим скотом для работы по очереди на закрепленных за каждым из восьми районов области участках дороги.
Наметили проложить дорожное полотно по относительно ровным, лишь кое-где слабо пересеченным местам, а кое-где по солонцам и поперек небольших проток. Самым сложным участком было пойменное озерко Карасу, через которое необходимо было перекинуть небольшой мост. Предложенный проектный вариант позволял сократить протяженность дороги на 20 километров при тридцати девяти поворотах.
Объемы работ по тем временам были внушительными, если учесть использование ручного труда, применение гужевого транспорта, обычного инвентаря, простейших механизмов и приспособлений. Предполагалось вынуть и перевезти 568 тысяч кубометров грунта, заготовить, транспортировать и уложить 39 тысяч кубометров гравия и 20 тысяч кубометров песка, возвести 12 мостовых сооружений.
Для этого понадобились одиннадцать тысяч человек, десять тысяч подвод и повозок, десять тысяч голов рабочего скота (лошадей и быков), и 174 автомашины. А к ним потребовалось огромное количество кетменей, заступов, гвоздей, сортового железа, досок, топоров и пил. Предусмотрели доступные по тому времени средства бытового и досугового обслуживания – пекарни и походные кухни, радио и телефон, лекарские пункты, кинопередвижки и культбригады. Для колхозников, ехавших из левобережных хозяйств, устроили две переправы около Павлодара и Иртышска. На все было выделено два с половиной миллиона рублей по курсу 1940 года.
Строить надо было с таким расчетом, чтобы дорога имела прочное покрытие, не заносимое песком и снегом и проезжаемое в любое время года. Каждая  бригада сама  себя обеспечивала тягловым скотом, инструментами, досками, телегами и, прибывая на место, регистрировалась у своего десятника. Из своего состава строители выделяли учетчика; назначался политрук, не освобожденный от работы. Дополнительно строителей вооружили плугами, канавокопалками, скребками и «утюгами»; придали пару грейдеров.
Сельчане только-только провели весенне-летние полевые работы, надо было готовиться к очередной страде. Но так тогда было –«партия сказала «Надо!», и народ ответил «Есть!». Со всех сторон бригады стали прибывать на свои участки. Ехали торжественно – колоннами, с транспарантами и песнями
Двадцать четвертого мая везде состоялись митинги. Людям объяснили порядок работы, нормативные нагрузки, систему учета показателей; поделили бригады на звенья и разъяснили технологические моменты. Коллективы сразу же взяли повышенные обязательства и вызвали друг друга на соревнование.
На следующий день, двадцать пятого мая, строительство дороги началось. По ходу работы корректировались плановые объемы, нормативы, вносились поправки в организацию труда. Особенно много несуразицы было в расчетах производительности – в первый же день сельчане, привыкшие и к более тяжелой работе, легко преодолели рубеж в 200 процентов выработки.
Бригада артели «Уюмшил» обязалась закончить свои четыреста метров за девять дней, но уже к вечеру были готовы двести. Так же спорилась работа у звена из колхоза «Тлектес» во главе с Аккуловым: каждый вынимал по семнадцать кубометров грунта и за три дня обеспечили насыпь длиной четыреста двадцать метров.
Соседи и соперники из артели «Кызыл Жулдыз» не поверили и пришли с инспекцией. Измеряли, проверяли, придирались, – оказалось, что все правильно. Делегация, не скрывая досады и задора, заявила, что их бригада сделает еще больше и еще лучше. С другого края уюмшильцы прислали своего бригадира Закирьянова и с ним передали: «Ночи спать не будем, а вас опередим!» Но тлектесский лидер Жаксылык Егимбаев твердо ответил на притязания соперников: «Красное знамя бригада не уступит никому!»
Учетчик Калиакпаров из колхоза «Талпын Кедей» поначалу очень огорчался: сколько он ни измерял, у него постоянно выходило сто двадцать семь процентов. Зато порадовал в «личном зачете» комсомолец Кусаинов: у него выработка составляла целых двести процентов в день.
На третий день героем стройки стал Петр Курочка – его звено вывело 470 метров дорожного полотна с уширенным кюветом. Работница из артели «Смычка» Мария Сагайдак за один рабочий день сумела вынуть двадцать девять кубометров грунта, что равнялось четыремстам процентам и восемнадцати трудодням.
Колхозники из Иртышского района приехали позже, но быстро обогнали  всех. Помогла нехитрая рационализация. Из широкой доски умельцы изготовили скребок, запрягаемый двумя быками. Трое человек с этой упряжкой выполняли работу десяти землекопов. Вообще же за неделю двенадцать колхозных бригад выполнили всю свою нагрузку.
Второго июня штаб подвел итоги девяти дней. Лучше всех отработали бригады их сорока трех колхозов Лозовского района. Секретаря райкома партии Стрижака отметили за отлично проведенную подготовку, и району было присуждено переходящее красное знамя.
Выразили благодарность многим учреждениям и предприятиям областного центра, которые присылали горожан на помощь сельчанам. Особенной строкой в докладе начальника штаба был выделен закрепленный за колхозом имени Ленина Максимо-Горьковский военно-учебный пункт, откуда постоянно направлялись призывники
Особо отмечен был опыт бригады из  артели «Смычка». Получив свое производственное задание, колхозники сначала посовещались и подсчитали, как им быстрее и лучше соорудить свои триста метров дорожного полотна силами восемнадцати человек, имея девятнадцать лошадей и неделю срока. Если применить плуги и лопаты, то выйдет всего лишь по двадцать три кубометра на одного работника. Бригада проголосовала за использование скребков и более точную расстановку людей. В результате выработка в среднем увеличилась на сорок три процента, и заданный участок насыпи был готов в течение трех дней. На четвертый день смычкинцы стали возить глину для отделки дорожного полотна.
Не меньше, чем колхозники «Смычки», гордились  своими результатами уюмшильцы. Они были первыми, кто применил широкий скребок еще двадцать четвертого мая; работать они начали сразу после митинга, не тратя время на раскачку. Задав себе темп, бригада увеличила свою производительность вдвое, успевала возить глину с гравием и прикатывать полотно. За успешное выполнение задания бригада из «Уюмшила» получила в награду знамя Иртышского района.
Проанализировал штаб и уязвимые места в техническом руководстве, в обеспечении товарами первой необходимости, в проведении культурно-политической работы. За беспечность и нерадивость досталось на орехи многим областным и районным хозяйственникам и торговым организациям. Больше критики выпало на долю Урлютюбского и Максимо-Горьковского районов – на их участках были все характерные недочеты.
Проявилась путаница в разметке и топографии участков дороги. Многие бригады сразу не могли начать работу из-за того, что их гоняли с места на место. Некоторые звенья нарыли вместо кюветов огромные траншеи. Было много претензий к организации питания рабочих, учета выработки, подвоза питьевой воды. Многие колхозы присылали меньше людей, чем требовалось от них.
Инженеры-кураторы проехали по всем участкам, зафиксировали все отклонения и нарушения, и строителям прибавилось работы – пришлось ликвидировать брак. Самый серьезный «прокол» они допустили на сто двадцать пятом километре. Здесь поворот дороги выполнили под резким углом и не придали значения тому, что поверхность грунта понижалась. Машины, идущие по естественному уклону, не «вписывались» бы в вираж и попадали бы в аварийные ситуации
Больше внимания уделили производству на шестом участке и возле озера Карасу. Сюда переслали все наличные инженерные силы, чтобы решить задачу по сооружению моста через разводья и заболоченную глубокую низину. Нашли самое узкое место и определили исходные точки для дамб с обеих сторон, чтобы перебросить балочный мост с пятью пролетами на девятиметровых опорах.
Бригады срезали и заготовили дерн, сложили его в штабеля и потом употребили его для отделки насыпи. Пустили в дело также камыш и плетни из краснотала. Сваи окантовывали так, чтобы пять метров их длины высились над водой, а четыре под нею.
Добросовестно работала бригада из колхоза «Коммунар», но  мало было опыта по забивке свай, не хватало бревен. Когда долго не подвозили гравий, колхозники сами отправились на Иртыш, нашли на мелководном плесе подходящий пласт и смогли вовремя закончить работу по возведению дамб.
Несмотря на массу ляпсусов и на неудобства, сельчане работали с энтузиазмом; заодно интересовались жизнью колхозников из других районов – стройка дала возможность людям увидеться друг с другом и перенять ценный опыт полеводов и животноводов.
За организованность, соревновательный дух, просветительскую работу организацию быта и досуга отвечали замполиты и политруки околотков и участков. Там, где временные комиссары действовали добросовестно и в полную силу, всегда было меньше недочетов, больше порядка. Выпускались стенные газеты, коллективно читали газеты и обсуждали содержание статей и заметок, слушали лекции о международном положении (особенно в Германии).
Бригада сельхозартели имени Тельмана привезла с собой патефон и пластинки, мелкокалиберную винтовку, походную аптечку и обеспечила себе тем самым содержательный и познавательный досуг: сдавали нормативы на значок «Ворошиловский стрелок», учились оказывать первую медицинскую помощь, устраивали танцы. Всем этим заведовал двадцатилетний Андрей Эденаэр, культорг бригады.
Двенадцать молодых мамаш артели «Кызыл Жулдыз» взяли с собой своих маленьких детей, и  для них устроили палаточный детсад, в котором сами же по очереди и дежурили, присматривая за малышами. А Михаил Валов на участке Иртышского района выполнял поручение по ликвидации неграмотности, попутно обеспечив 12 пунктов для обучения письму, чтению и счету карандашами, тетрадями и учебниками для 100 неграмотных. И все назначенные репетиторы в обязательном порядке проводили занятия и уроки.
Так прошло время отпущенное на стройку планами и графиками. Приемку дороги начали пятнадцатого июня. Бригады, уже собравшиеся в путь, рапортовали об окончании работы и тут же отъезжали домой. Почти все ехали обратно по созданному их руками шоссе, и людям приятно было думать, что они смогли одолеть трудности, научились новому для них делу. Но главным было то, что ехали они собирать новый урожай, который в дни страды поедет по новой дороге в новое зернохранилище.


Рецензии