Кадры решают всё

 Эта фотография 1915 года, сестра моей бабушки Вера, как и большинство моих родственников работала учительницей.               
 
 В  дореволюционной церковно-приходской школе кадровый состав ограничивался  только учительницей  и дворником. На каждую учительницу приходилось от 40 до 80 учеников. Никаких директоров, завучей, логопедов и т.д. не было.  Не было никаких инспекторов типа Ильи Ульянова.

 Учительницам доверяли всё, ведь они сами сдали множество жёстких экзаменов в своё время.

 На чём же держалась дисциплина в таких классах где 80 учеников, и сидят по четверо за партой?  Шевельнись один ученик в такой тесноте, весь класс отвлечётся от учёбы. Дисциплина в школах держалась на дворниках. Но дворник никогда не вмешивался в учебный процесс. Если ученик не понимает материала, но сидит тихо его отсаживали на "Камчатку" и не спрашивали. Не можешь учиться, не мешай другим. Конечно дворник осаживал расшалившихся хулиганов. Но как говорится на первый раз прощается...          
 
 Но вот чего никогда не прощал дворник даже с первого раза. Деревянные туалеты находились на улице. Все знают что это такое.               

 Если ученик мимо нагадит, дворник конечно почистит, но найдёт кто это сделал и выгонит поганой метлой. С тех пор пошло выражение гнать поганой метлой.  Выгонит,  даже если ученик успешно учился. Дворника не проймёшь никакими притчами об одной заблудшей овце. Учительница-поповна не будет заступаться за ученика. Побоится на что ей укажет дворник.               
 
 До конца не выяснено за что был изгнан из учебного заведения юный Ося Джугашвилли, биографы пишут, что за марксизм, но наверное причина банальнее, дворник выгнал его поганой метлой, за то, что мимо нагадил. В дальнейшем он грабил банки по-крупному. Но на церковников он затаил злобу и уж отомстил.

 А теперь к вопросу, а почему вообще Джугашвилии учился в духовном училище, а потом в семинарии.

 В советское время люди моментально забыли, что до революции детей с одним из родителей называли сиротами, а без обоих круглыми сиротами. Дедушка ленин исправил это. Дети с одним родителем перестали считаться сиротами, а без обоих вождь обозвал вообще беспризорниками.

 До революции РПЦ содержала за свой счёт несколько сотен семинарий, несколько сотен епархиальных училищ, несколько тысяч духовных училищ, около двухсот тысяч церковно-приходских школ. Все здания строились и содержались за счёт духовенства, а царское правительство не давало ни копейки. Источником строительства и содержания громадного количества детских учреждений было совсем не церковные сборы, а личная церковная земля, обрабатываемая многодетными семьями священников, дьяконов, псаломщиков, звонарей, певчих. Каждая церковь имела примерно по 40 гектаров земли, чем дальше от города, тем больше. Русская церковь содержала грузинскую, потому-что там было мало земли. "...И Божья благодать тогда сошла на Грузию. Она цвела..."

 Вот статистическое описание одной из церквей Рязанской губернии за 1912 год.  "Церковь Покровская в селе Старая Дубрава, что раньше была пустошь в 25 верстах от уездного города Пронска. Церковной пашни при ней показано десять четвертей в поле, а в дву потомужъ, сенных покосов на двадцеть копен. В приходе, состоящем из одного только села, было в 17-том веке: "три двора помещиков, а в них живут прикащики, шестьдесят четыре двора крестьянских, семь дворов бобыльскихъ, и всего семьдесят пять дворов. По скаске за рукою тое церкви попа Никифора и по новому окладу доводетца с тое церкви дани рубль двадцеть семь алтынъ пять денег. А прежния дани было двадцеть один алтынъ четыре денги. И перед прежним прибыло рубль шесть алтынъ семь денег."  "Вместо существовавшей в 17 столетии и обветшавшей церкви, построенной помещиком Григорием Космичём Макаровым, построенная с прежним храмонаименованием в 1850 году помещицей Дарьей Николаевной Макаровой, въ иночестве Олимпиадою. Церковь имеет вид корабля, вышиною в 33 аршин, длиною въ 50, а шириною въ 24 аршин. Церковной земли ныне состоит усадебной 2 десятины, пахатной и луговой 33 десятины. И всего в приходе в 1912 году состояло мужского пола - 628, женского пола - 715, не считая детей."

 Село Старая Дубрава, что раньше была пустошь, расширилось и стало примыкать со всех сторон к другим сёлам. В некоторых приходах поселения находились по обе стороны реки Проня. Когда Пасха совпадала с разливом реки, священнику приходилось переплывать на ту сторону Прони на лодке, чтобы освятить куличи. Делал он это чтобы ему одному рисковать, плыть по половодью, а не всем. Река далеко относила его лодку, но дюжие молодцы на той стороне подхватывали, и бегом тащили лодку вверх по течению, чтобы назад, после освящения куличей, ему было удобно причаливать. Но когда река после половодья входила в свои берега, селяне сами спешили в храм. Взрослые молились, а дети уже не вмещались в просторных храмах, тогда они быстренько перекрестившись три разика выбегали и играли внутри церковной ограды. Иногда во время игры они громко шумели, и тогда взрослые возмущались на них:

 - Что вы тут носитесь, как оглашенные!? -

 Детская игра утихала, а потом возобновлялась с новой силой. Домой шли все вместе - большие семьи. В каждой семье была своя лодка, лошадка, а мельники каждую весну налаживали мосты. К 1912 году вдоль реки Проня был нескончаемый порядок сёл, примыкающих друг к другу, в каждом селе была вместительная церковь. Летом целыми днями дети купались в реке, а зимой катались на коньках. Река Проня - это счастливое воспоминание о детстве. Несмотря на громадную плотность населения,  к тому же в каждом дворе были лошади, коровы, овцы, козы, куры, гуси, утки, канки, собаки, кошки, вода в реке была чистейшей, её можно было пить.

 В 1929 году лодки "обобществили", и они рассохлись, лошадей в колхозных конюшнях погубили, мельников, что каждую весну ладили мостки через реки и речки, арестовали. В сталинские времена большинство церквей взорвали, а к 1970 году от сёл ничего не осталось. Теперь там опять пустошь на много десятков километров. Но с 2010 года земли вдоль реки Проня стали заселять китайцами. Река Проня стала грязной.

 

 И так после того как отец Оси Джугашвилли пропал в Тифлисе, он остался один с матерью. Братики и сестрички умерли во младенчестве, это была беднейшая семья, а нищих в Грузии не жалуют. Так их семья не имела никакого авторитета. У Оси рука не гнулась, пальцы на ноге были сросшимися, и РПЦ бросилась спасать бедного сиротинушку, не подозревая, что он потом повзрывает церкви, расстреляет священников. Расстрелы священников в сталинские времена можно приравнять к убийству приёмных родителей, они его растили, а он их перестрелял и оклеветал.

 РПЦ никогда не была кастовой, поэтому больше половины учащихся духовных училищ и семинарий были не дети священников и псаломщиков, но сироты всех сословий, национальностей и вероисповеданий. Священники, дьяконы платили за обучение своих сыновей существенную плату, и собирали ещё деньги с каждой церкви на содержание детских учреждений. А сироты всех сословий, национальностей и вероисповеданий учились совершенно бесплатно. Церковнослужители содержали их, отрывая от своих детей. Вот например Гоголь написал в рассказе "Вий", что Хома Брут был круглым сиротой.  А вот описание Гоголем  главы нечисти Вия, с длинными веками, это и есть прообраз Сталина. Но всё же большинство выращенных сирот, были благодарны церкви, и становясь учителями и священниками, сами потом растили сирот. Но Ося был совсем не таким. Про него можно сказать, вырастили змейку на свою шейку, это был настоящий иудушка. Когда Сталин был у власти, детей церковнослужителей изгоняли из учебных заведений вообще.

 В 1861 году было отменено крепостное право, и русские дворяне довольствовались пенсией, и тем что их детей учат в военных училищах за счёт государства. Уже и в США закончилась война полным истреблением сопротивлявшихся рабовладельцев-южан, а кавказские князья и молдавские господари и не думали отпускать своих рабов, они требовали от царского правительства выплат за своих крепостных и рабов выкупа в сотни раз превышающего того, что получали русские дворяне. Романовы не стали воевать с южными князьями, а пошли другим путём, они обязались им платить громадные деньги целых 49 лет, вплоть до 1917 года. Став данниками южных князей, Романовы подписали приговор своей династии. Дармовых денег всегда бывает мало и недовольство росло. Но самое главное, Романовы залезли в долги к банкирам, а банкиры не прощают долгов ни царям, ни целым народам.

 Деньги везли на подводах и на поездах. Россия для Грузии построила железную дорогу. У повзрослевшего сребролюбца, властолюбца, сластолюбца Джугашвилли мысли об этих деньгах были неотвязны. Тут уж не до изучения молитв. Хотя в семинарии изучали и физику, химию, астрономию. Но какая астрономия, когда рядом едут поезда набитые деньгами. Когда  Джугашвилли отчисляли из семинарии, он по своему обыкновению всё кругом  обгадил.

 Все годы многие люди изумлялись, почему за грабёж банка с многочисленными жертвами так мало осудили изгнанного с позором семинариста.


Рецензии
Ещё в советское время я написал в своём дневнике: "как только перешли ко всеобщему среднему образованию, так сразу же и повалила всеобщая безграмотность". Этим в полной мере мы страдаем и сегодня: с высшим образованием пруд пруди, а такой маразм, что спасу нет!" Фабрика по производству рабов, которые только и умеют, что в рот заглядывать, да задницу лизать.

Валерий Буслов   26.05.2015 17:03     Заявить о нарушении
Простите за вклин, Валерий, но всеобщее среднее и бесплатное высшее образование позволили Советской власти в кратчайшие сроки резко поднять образовательный уровень население. Именно такова и была цель. И разве это плохо?
А уж из среды всеобщей "образовавщины" в каждой сфере науки, культуры и производства находились, выискивались свои таланты.

Сергей Вахрин   26.05.2015 17:57   Заявить о нарушении
Вот, вот эта самая общность "советский народ" при своем распаде познала рабство, которого у славян не было.

Валерий Буслов   26.05.2015 19:02   Заявить о нарушении
Я, вообще, не приемлю термина "славянства". Наши "братушки" болгары, чехи, словаки, поляки являлись нашими противниками в обеих Мировых войнах.
Я понимаю термин "русский мир".
Что касается рабства, то крепостничество существовало недолгий промежуток времени. И то - русские люди не принимали его целиком и полностью, старались жить по-прежнему. Тем более, что крепостничество - это не рабство.
Далее, если три дня в неделю барщины - это рабство, то что тогда - рабочая неделя из пяти рабочих дней?
Так что, не согласен я и с рабством.

Сергей Вахрин   26.05.2015 19:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий за отзыв. Не было бы ничего плохого во всеобщем образовании, если бы двоечники и неряхи не подминали под себя сначала одноклассников, потом выпускников, потом цеха, фабрики, города, страны. Они кругом устраивают уголовные отношения в классах, посёлках, городах. С уважением.

Валентина Газова   27.05.2015 08:26   Заявить о нарушении
Можно как угодно относится к славянству, но против правды не попрёшь: мы все вышли из этого единого корня. И нужно очень глубоко знать подлинную историю России, чтобы устраивать разделительные барьеры.

Валерий Буслов   27.05.2015 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.