***

Повести Федорыча.

Федорыч прожил долгую и счастливую жизнь. Когда зубы покинули его рот, а ноги настолько ослабели, что с трудом доносили его скрюченное тело до туалета, Федорыч передал мне несколько тетрадей, в которых увековечил самые яркие страницы своей жизни, считая, что его труды помогут следующим поколениям людей разобраться в великом философском вопросе – что есть жизнь.

                В Ы С Т Р Е Л
                Друг мой! Не надо слов.
                Твои поступки скажут все.

 Он нес сверток как то по-особому, старательно прикрывая телом. И взгляд был какой то виноватый и настороженный. И странная кривоватая улыбка блуждала по лицу.
 Мы познакомились с ним случайно. Я шел по городу. Он стал меня обгонять и сказал несколько незначительных слов. Я ответил, и с этого началось наше знакомство. Он мне понравился своей эрудицией, на многие вещи у него была своя особая точка зрения. Мы стали встречаться. Наши взгляды часто совпадали. Он модно одевался и очень много и красиво говорил. Любил критиковать начальство от самых высоких рангов  до низов. Меня настораживало в нем одно - он часто говорил: «Вот если бы я был на этом месте, я многое бы решил!» Чувствовалось, что он отводил себе очень значительную роль. Сам говорил много, слушать других не умел.
 В середине лета он предложил мне поехать на рыбалку. Мы уложили удочки и все необходимое для такого случая. Когда все было уложено, он принес какой-то сверток, и вот этот сверток меня насторожил. Интуиция подсказала: здесь что-то не так.
 Мы поехали на озеро. Какое волнение испытываешь на рыбалке! Озеро поросло по берегам камышом. Ах, как шепчут камыши! Легкий ветер вдруг пробежит, наклонит стебли, и они зашепчут тихо, тихо, задумчиво. А вода покроется рябью. Ветер ушел, а камыши еще не успокоились,  продолжают шептать, но все тише и тише. Потом все стихает. Водная гладь останавливается, и облака отражаются в озере, как в зеркале.
 А душа уходит в заоблачные дали, где нет проблем для нас, живущих миг, на этой красивой и суровой земле, где царит удивительная гармония во всем. Мы наловили рыбы и стали готовить уху. О, эта уха на озере! С дымком! С неторопливыми разговорами, с особым настроем души, когда все так хорошо! Не знаю ничего лучше этих минут. Вот из камышей выплыли несколько выводков диких уток: впереди мамы утки, за ними утята.
 И тут произошло то, что перечеркнуло не только отдых на озере. Вдруг мой напарник  быстро извлек сверток и стал торопливо его разворачивать. Я увидел разобранное ружье. Он суетливо его собрал и как- то странно заулыбался. Зарядил и подошел к кромке воды. Раздался выстрел. Утки заметались по воде. Он снова прицелился. Утка, в которую он намеревался выстрелить, вдруг издала истошный крик. Делая зигзаги, стала уводить утят с чистой воды в камыши. Она поворачивала голову в нашу сторону и кричала, кричала, как бы говоря: « Что ты делаешь, пощади моих детей!». В ее крике билась пронзительная тоска и просьба: пощадите, пощадите.
 Это странно, но в моей памяти всплыл случай. Это было в далекие военные годы. На железнодорожную станцию, где мы тогда жили, привезли свеклу для отправки на сахзавод. Женщина-работница, у которой было пятеро детей, один другого меньше, взяла несколько свекл. Это заметил милиционер и устроил засаду около ее дома. Позвал свидетелей, вытащил из сумки свеклу. Смотреть на эту сцену было тягостно: здоровый, сильный, с красным лицом милиционер и маленькая щупленькая женщина. Вдруг она закрыла лицо руками и стала просить: «Отпусти, ради Бога, отпусти, дети у меня». По лицу текли слезы. По тем военным временам за это полагалось суровое наказание. Услышав голос матери, из дома высыпали все ее дети. Они окружили мать не понимая, что происходит, почему мать в слезах стоит на коленях. Из чистых глазенок, смотревших с недоумением на людей, тоже потекли слезы. А большой дядя, наделенный властью, с ухмылкой смотрел на женщину. Вдруг она встала, выпрямилась и, перебирая концы свисавшего платка, как-то отрешенно сказала: «Ладно, что будет, то и будет». Она повторила эту фразу несколько раз и добавила, обращаясь к милиционеру: «Помни, Николай, отольются тебе мои слезы и слезы моих детей». И полгода не прожил Николай после этого. Шел по зимней улице, поскользнулся и ударился головой, там и умер на дороге, не приходя в сознание. Не знаю, чем бы все кончилось тогда у дома женщины с детьми, если бы не подошел наш фронтовик дядя Ваня. Он подошел к милиционеру и что то тихо ему сказал. Странно, но детина отпустил женщину. И выводок пошел в свою хату: мать впереди, а дети за ней.
 Так же и утка-мать пыталась спасти своих детей от смертельной опасности. Я подбежал, нагнул ствол, прогремел выстрел, на меня смотрели немигающие, суровые глаза: «Ты что, их все равно перестреляют». Я ушел, стал собирать вещи. Домой ехали молча и расстались навсегда. Когда он всплывает в памяти, я слышу крик утки и вижу его глаза. Я не хочу больше видеть эти глаза. А говорил он красиво.
 
Сентябрь 1988г., город Джамбул.                М.Ф. Рыбинцев               




             КРИВИТЬ ДУШОЙ - ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, КОТОРОЙ СТАРАЮСЬ ИЗБЕГАТЬ


     Моя светлая и нежная любовь – тебе талантливая, мудрая, искренняя, красивая, оригинальная Софийка!
   

     Август завалил город Фруктами и Бахчовыми.  Много лет назад я приехала в этот город, и уехать уже не смогла. Вы знаете, что это такое – держать в руках Алма-Атинский апорт? Это огромное краснобокое яблоко не умещается в ладони! А запах! Божественный, волшебный, сказочный аромат  - бесценный подарок от самого Горного Духа. Больше таких яблок нет нигде, потому что нет нигде таких неповторимых климатических условий: высота над уровнем моря, горный воздух, оригинальная почва  отрогов Тянь-Шаня и слегка повышенный радиационный фон от природных залежей урана. Последний момент меня сначала испугал, но мне объяснили компетентные люди, что небольшой уровень радиации полезен для здоровья. Потом я в этом убедилась – в городе много долгожителей. Конечно, климат имеет большое значение, но мне ни разу не довелось видеть взмыленного долгожителя, остервенело лезущего в переполненный автобус с четырьмя сумками в руках.

- Ань, у тебя со здоровьем все в порядке?
- А что?
- Ты сильно сбросила вес и цвет лица у тебя нездоровый.
- Нормально. Лишний вес мне не нужен.
- Может, ты все-таки обследуешься?
- Некогда.
   
     Вскоре Аня появилась у меня с результатами обследования: в животе опухоль размером с футбольный мяч. На УЗИ отдельно не просматривались внутренние органы. Опухоль сплела все в единый комок. Направление в онкологию на срочную операцию! Другого варианта нет.
   
     Две девочки, Анины дочки оставались одни. Старшей  – 12 лет, младшей – 9 лет. Папа работал вахтовым методом и однажды, вместо скомканных грязных вещей, привез в чемодане отбеленное, отутюженное, аккуратно заштопанное и надушенное белье. Простить измену Анна не смогла, и весь перестроечный кошмар совковой жизни лег на ее плечи.
     Сначала сократили на работе. Безработица в городе набирала темпы, но высшее Ленинградское и безупречный стаж помогли ей устроиться на другое предприятие, которое обанкротилось через несколько месяцев. Я тоже была безработной, но у Анны хранились в сбербанке деньги. Она всю жизнь собирала на новый дом. У меня  тоже были кое-какие запасы. Велико было наше изумление, когда мы узнали о крахе Государственного банка СССР. Так не бывает! Такого просто не может быть! Нет войны. Нет врага. Кто сломал наши жизни? Кто виноват? Где наши деньги? Как дальше жить, если нет денег и нет работы? Кто будет кормить наших детей?
    По ночам не спалось. Как быть? Как жить? Голодная смерть?  Самой свирепой и мучительной была мысль – как дети? Как спасти детей?
    Однажды мне случилось быть в аэропорту и я увидела несколько киосков с детскими игрушками. Бушевала инфляция. Цены на товары повседневного спроса выросли в несколько раз. Цены на ведерки, кубики, совки  в аэропорту были прежние. На последние деньги я купила игрушек и продала их на базаре с небольшим наваром. Заработала на хлеб! Спасение!
    На следующий день мы поехали в аэропорт вдвоем с подругой Аней. Всю зиму мы торговали игрушками, благополучно прокормились и собрали денег на поездку в Бишкек за китайским товаром. Потом были поездки в Алма-Ату, в Ташкент, в Россию… Торговля помогла выжить. У Анны появился собственный магазинчик и вдруг – РАК!
   
    От операции Аня отказалась.
 - Поздно. Отдам за операцию деньги, а хоронить меня потом на что? – спокойно сказала она мне.
    Я обзвонила всех друзей и знакомых . Сотрудница по работе предложила рецепт украинского врача, который уверял, что водка с растительным маслом убивает раковые клетки. Купили водку с маслом. Начали леченье. Я продолжала обзванивать оставшихся друзей и обнаружился еще один вариант:
 - Мы в прошлом году четверых отправили в онкологию. Троих вскоре схоронили. Ждали приглашения на похороны от родственников четвертого, но он – очень худой и бледный, вышел на работу. Говорит, что вылечил себя сам. Я пришлю его к вам. Разбирайтесь сами, сообщила мне подруга, работающая на станции скорой помощи.
    На следующий день действительно очень худой и бледный человек - врач скорой помощи сидел у Аниной постели и прощупывал ее живот.
 - У Вас есть шанс. Любая болезнь – это процесс. Любой процесс можно толкнуть в обратную сторону.Неизлечимых болезней нет. Есть неизлечимые больные - это люди, которые не могут определить причину болезни и изменить свою жизнь так, чтобы причина устранилась. Но Вам от обезбаливающих придется отказаться. Водка с маслом поможет хохлам, вычистит из организма шлаки от сала – они много сала едят. Нам не поможет. У нас причина возникновения опухоли другая и лечиться надо по-другому. У меня своя методика. Она включает поступенчатую чистку организма, настройку работы внутренних органов с помощью травяных настоев и еще кое что из китайской народной медицины. Мой дед жил в Китае, был лекарем.
 
   Прошло полтора года. Аня пришла на прием к врачу, который отправил ее в онкологию на срочную операцию. Врач ощупал живот без следов шрамов от швов, изумленно поправил очки, еще раз осмотрел живот:
   - Я глазам своим не верю! Я рукам своим не верю! Где Ваша опухоль?               
               


Рецензии
Галина, потрясающий мини-рассказ. В нем есть все: и смысл глубокий, человечный, и чувства, и эстетика. Удачная параллель между утиной и человеческой семьями. И стрелявший в уток "герой", красиво рассуждающий, на самом деле бездушный и жестокий, очень даже типичен для нашего времени.
ЖДу дальнейших ВАших публикаций! ВКлючаю Вас в список "Избранные".
С сердечностью,
Светлана Демченко

Светлана Демченко   03.04.2011 13:19     Заявить о нарушении
Благодарю! Всех благ Вам, Светлана!

Галина Дель   03.04.2011 18:38   Заявить о нарушении