Одиночество ч. 1

Странно, ведь никогда и не думал, что одиночество помогает понять самого себя. В частности, я размышлял и приходил к одному лишь мнению: понять себя можно, лишь с чужой помощью, тогда, когда тебе кто-то разжуёт тот, или иной поступок, происшествие, событие… Мир в обществе, кажется таким идеальным, ведь ты всегда знаешь, что кто-то на тебя смотрит, с кем-то можно поговорить, чему-то научиться. Так было и со мной, всегда пытаясь найти то самое, общество, только моё, где я действительно нужен и ценен. А что, в конце концов, получилось?
С самых древних времен, проблема одиночества весьма сильно волновала выдающихся мыслителей человечества, а так же играла огромную роль в развитии и становлении философской мысли. Философы разных эпох и народов пытались дать определение этому явлению,  разобраться в его особенностях, найти пути и способы его преодоления либо обосновать его необходимость. Писатели и поэты,  чье творчество было пронизано мотивами одиночества, а так же чувственностью и страданием,  пытались отыскать истоки этого явления,  осмыслить его,  но герои их произведений чаще всего становились «жертвами» одиночества, не сумев его побороть.
В западной философии имеется устойчивая традиция, интерпретационная модель одиночества, которая своими конями уходит еще в античность. Однако философия Востока, хотя и не столь явно,  внесла не менее значительный вклад в осмысление данного феномена.  Интерес европейских философов к восточному мировоззрению возник достаточно давно, однако, в течение столетий Европа не столько стремилась «понять» Восток в его своеобразии и «принять» его в его уникальности,  сколько желала обнаружить в нем подтверждение своим собственных открытий. Вместе с тем, восточная философия всегда имела, и в настоящий момент имеет, собственный взгляд на мир –  в том числе и на проблемы одиночества, –  которые далеко не всегда и не во всем совпадает с аналогичным западным мировоззрением и осмыслением.  Таким образом, исторический ретроспективный анализ одиночества только с позиций западной философии –  как это происходит в подавляющем большинстве современных философских работ,  посвященных данному феномену, –  на мой взгляд, является недостаточным для формирования целостного представления о столь сложном полисемантическом явлении.  В современном мире,  когда происходит взаимодействие и взаимопроникновение таких разных по своей природе философских мировосприятий,  как западное и восточное,  невозможно составить объективное, точнее правильное представление об одиночестве без восточного взгляда,  который оказался незаслуженно обделен вниманием в современной научной и критической литературе.


Рецензии