ОРЁЛ

                ОРЁЛ

Однажды, на Чемпионате России по дельтапланерному спорту, который проходил в республике Тува, стартовали мы с каменистой горы, на которой располагался локатор дальнего привода аэропорта. Гора имела короткое название “Бом”, и была высотой всего четыреста метров. Чтобы лететь по заданному маршруту, нужно было обязательно набрать не менее восьмисот метров выше горы. Не всем и не всегда это удавалось сделать, но желание и спортивный азарт часто помогали накрутить требуемые метры. Первая группа дельтапланеристов уже набрала высоту и, рассредоточившись под облаками, двинулась по маршруту. Мне же не везло, – стартовал я при неустойчивом ветре и, летая чуть ниже уровня горы, надеялся найти свой восходящий поток. Ну, думаю, попадись ты мне на пути, я уж из тебя всё выжму. И только подумал об этом, как прибор дал долгожданный сигнал – подъём пошёл!
– Господи, спасибо тебе, что услышал меня, – произнёс я вслух и завалил дельтаплан на правое крыло. Вращаясь в восходящем потоке, я быстро набирал высоту. Прибор продолжал устойчиво сигналить. От появившейся надежды на дальний полёт, моей радости не было предела. Что такое  восходящий поток? Это огромная масса тёплого воздуха, которая поднимается вверх от нагретой поверхности земли. Но в горах, где много препятствий для ветра, образуются роторные зоны, то есть воздух там вращается. Это очень опасные зоны. Вот в этой воздушной каше дельтапланеристы иногда «варятся» – то, поднимаясь вверх, то – стремительно падая вниз.
Гора медленно уменьшалась в размерах, а необъятная для взора жёлтого цвета степь с зелёными полями сочной травы  кружилась у меня в глазах. Райская благодать этих мест приносила моей душе огромное наслаждение. Уверенность в том, что я уже не потеряю восходящий поток, росла с каждой минутой подъёма. Я внимательно разглядывал  сверху старт и всё, что на нём было, как вдруг рядом объявился гость, вернее, хозяин этих мест – старый большой орёл. Птица эта серьёзная, просто так, без боя, свой поток никому ещё не отдавала: то на крыло садилась и заваливала дельтаплан, то угрожающе проносилась рядом, мешая набирать высоту…
Набираю я высоту, а в голове вопрос: что же он для меня приготовил? Конечно, орлу летать в потоке хорошо и не работать крыльями можно почти целый день, а, заодно, высмотреть добычу не раз. А тут я ему помешал. Чувствую, что это всё добром не кончится, но уходить с потока без боя, – нет уж. Как никак у меня  позывной – “Ангел”, значит, пара запасных крыльев имеется. Огляделся я – орла не вижу. Только успокоился, а он тут как тут, мне в лоб с высоты заходит, крылья прижал и целится в меня. У меня холодок по спине пробежал, на лбу пот выступил. Думать было некогда, на всё про всё – несколько секунд: или он, или я, или вместе поток потеряем. Хорошо, что я в потоке летал с повышенной скоростью и мой дельтаплан великолепно управлялся. Я быстро набрал скорость,  вижу, что орёл свои действия тоже скорректировал – умная птица! Вот уже пятьдесят метров, тридцать, десять, и он, перевернувшись на спину, выпускает когти…
Если бы я резко не изменил высоту полета, чтобы избежать столкновения, то он бы точно распорол мне подвесную систему или выпустил мой спасательный парашют. Вращаю я головой, как гусь, всё пытаюсь отыскать взглядом орла; чувствую – стал снижаться, а сам думаю: стоит мне прозевать эту «крылатую ракету», и тогда для меня соревнования закончены. Сделал я ещё один вираж и, потеряв поток, полетел в сторону степи. Вижу, орёл появился, летит рядом, довольный, нагло в глаза заглядывает. Такое ощущение, будто он мне какой-то знак когтями показывает: то выпустит свои когти, то уберёт. Потом, убедившись, что я улетел из его жизненно важного пространства, резко развернулся и исчез из поля зрения. 
Спустя некоторое время я нашёл другой поток, но он был не такой сильный. Вращаясь в нём, медленно набирая высоту, я увидел старого орла, который, гордо расправив свои огромные крылья, тоже набирал высоту в отвоеванном потоке.   
На второй день стою я на старте, покрытом мелкими камнями, и смотрю, как в воздухе около двадцати разноцветных дельтапланов в разных местах набирают высоту. Середина мая, на часах полдень, температура – градусов под тридцать, трава в степи наполовину выгорела, в небе  белые грозди облаков, а по земле пылевые смерчи разгуливают.
Примерно, в том же месте, вижу – опять орёл появился. На старте, среди спортсменов наблюдавших за очередной воздушной дуэлью, спор возник, – на тему: кто – кого. А орёл покружился над дельтапланом, покружился и сел ему на крыло. Бедный пилот вынужден был покинуть поток.
Пришло время моего старта. Разбежался я с дельтапланом и взлетел. Лечу и думаю: вот паразит, в лучший поток никого не пускает, и  улетать не собирается. Направил я тогда свой дельтаплан на орла и решил ещё раз счастье попытать, а он –  всё выше и выше. С первой попытки отцентровать воздушный поток не удалось – он был неровный: то вниз бросало, то вверх. Какое-то время мне было не до орла. Но, когда я набрал немного высоты и определил, каким курсом мне дальше лететь, тут-то и объявился хозяин потока. Покосился он на меня своими чёрными немигающими глазами и занял позицию напротив дельтаплана, в одной плоскости. Так мы набирали высоту минуты три, разглядывая друг друга. Никаких агрессивных мер он не предпринимал, может, узнал меня. Частично сложив крылья, орёл перешёл на более низкую высоту, не мешая мне подниматься выше.  В знак благодарности я помахал ему рукой и, уже совсем расслабившись, продолжал набирать высоту над прекрасной тувинской землёй.               
Что ни говорите, а орлы – бесстрашные и гордые птицы. Они, обладая отличной реакцией и высоким инстинктом самосохранения, никогда не сомневаются в правильности своих действий. Свое место под солнцем они тоже умеют защищать. А в дальнейшем, наблюдая за пилотами-дельтапланеристами, которые, стартуя, выкрикивали свои фамилии и стартовые номера, я сделал поразительное для себя открытие – у многих пилотов были птичьи фамилии.
       


Рецензии
Классный рассказ, Владимир Владимирович! Жду ссылок - публикации в альманахе.
С теплом,
Северина

Любовь Царькова   13.11.2014 21:39     Заявить о нарушении
Спасибо Любовь Викторовна за теплые слова, полистаю альманахи и загляну к вам, прекрасного настроения вам. С уважением Владимир

Владимир Орлов 4   15.11.2014 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.