Филологический анализ рассказа О странствующих и п

Первые истории Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью их произведений по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики всегда были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники.
Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки в то же время они пишут множество других рассказов и повестей (в том числе и  «О странствующих и путешествующих»), где выставляют одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», приходилось многим пероснажам с 1962 гда они Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира, привносят те самые мысли и философию, которая по сути жива до сих пор.
Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

По сути своей «О странствующих и путешествующих» - часть повести Полдень ХХI век, но часть обособленная в рассказ, поскольку доносит несколько совершенно характерных вещей до сознания читателя. Социально-филосовский оттенок позволяет указать на то, что все эти произведения некоторый ответ на И.Ефремова с романом-эпопеей - Туманность Андромеды. 
Произведение отлично выражает всю проблематику поставленную Стругатскими, основанную на трех столпах:

Научно-технические прогнозы
Авторы отдали дань привычной в то время теме и насытили повесть техническими деталями и эпизодами, которые, будучи развёрнутыми, сами по себе стали бы антологией научно-фантастических рассказов жюль-верновского типа. Специально стоит отметить тему освоения космоса и кибернетизации.
Учительство
Люди, всесторонне образованные, творческие в широком смысле, ответственные за взятое на себя и честные перед собой и другими суть такие же, как лучшие люди настоящего, они «живут уже сейчас». Чтобы нынешние лучшие исключения стали правилом в будущем, нужно, считают авторы, система нового воспитания и обучения. Так в творчестве Стругацких появляется новая тема, тема, которая станет основной до самого конца: тема Учителя и Учительства, потому во всех произведениях при общении встерчаються обычно разновозрастные, или разносоциально-устроенные люди.
Контакт с внеземными цивилизациями
Стругацкие моделируют различные формы инопланетной жизни, экспериментируют, ищут что-то реально новое, в данном случае в очередной раз убеждают читателя, что иной разум может быть повсюду, просто каков он? Да и есть ли он вообще?

Главный герой рассказа «О странствующих и путешествующих» занимался тем, что под водой помечал септоподов радиомаяками, дабы следить за ними. Поставив метку на одном (и единственном за этот день), он вылез на берег отогреваться. На берегу сидела его Машка и некий исследователь, Леонид Андреевич.
Леонид Андреевич развалился на траве и, увидев стрекозу, выдал вслух серию размышлений о том, что есть разум на самом деле и не можем ли мы, люди, быть как септоподы объектом исследования для неведомых нам существ.
Более того, он даже привел живой пример в лице себя, т.к. он сам является носителем неведомой радиоволновой метки, которой, как он считает одарил его иной разум, быть может в тот же момент находившийся рядом с ним.

В произведении присутствуют всего три персонажа, все разного возраста, и соответственно возрасту их мысли воспринимаются читателем. Мы обращаем внимание сначала на главного героя, который старше своей дочери, а после, на то, что астроархеолог Леонид Андреевич, еще старше, чем главный герой и мы доверяем ему, как учителю, не абсолютно соглашаясь, но признавая правоту.

Выдержанное, неспешащее повествование в наставляющем тоне, как учитель-ученику показывает нам проблематику поставленную авторами, так, чтобы каждый читающий смог понять эту мысль. Иной разум это не то, что мы можем представить, это что-то, находящееся вне нашего представления и понимания.
По жанру это Фантастика,  «Твёрдая» НФ, с легким налетом  социальности. На это указывает вся вселенная «Полдня», описанная братьями. Все держится на нескольких философских мыслях, открывая простор для размышления, как обычных людей, так и прочих фантастов.
Время действия - далёкое будущее.
Сюжет тут подается абсолютно линейно, практически все место занимает в нем «преподавательский» диалог, передающий нам философские домыслы авторов.
Довольно красочные, но краткие описания, одного-единственного места в котором происходит все действие, находятся в самом начале, погружая нас туда, и показывая нам все как со сцены.  Как пример можно представить этот отрывок:
"День был жаркий и ясный, над водой висела голубая парная дымка, а
небо было пустым и белым, только из-за леса поднимались, как башни,
неподвижные сизые груды облаков." - довольно краткое описание, но полностю передающее ощущение выныривание из воды. Мы как буто-то самы вырываемся из под толщи воды, где присутствуем в самом начале.

Идейная проблематика состоит в том, что если мы наблюдаем за природой, ищем в ней разум, то и мы сами можем являться объектом наблюдения. Во вселенной нет разума, говорит один из персонажей, есть разные восприятия и способы переработки информации, но быть может разум есть во всем.
А еще о том, что разумы могут быть, и практически наверняка настолько различны, что сосуществую вместе, они между тем абсолютно не замечают друг-друга.

На самом деле этой повестью (частью которой является рассказ) авторы положили начало важнейшей тенденции в фантастике и в литературе — осознанию литературных конструкций, как «миров», обладающих объективной реальностью. «Мир Полудня», в частности, активно осваивается и после того, как литературный автор «братья Стругацкие» перестал существовать.


Рецензии