Блюз уходящей натуры
Сэма Пекинпа после смерти стали называть «недооцененным классиком», «одним из создателей подлинного авторского кино», «гениальным анфан-терриблем Голливуда» и так далее и тому подобное. При жизни этот мрачный истеричный алкоголик был действительно грозой для съемочной группы и угрозой для любого продюсера, соглашавшегося с ним работать. Потомок индейцев-шайенов и шерифов Дикого Запада с легкостью необычайной ломал любые съемочные графики, уходя в совершенно русские двухнедельные запои и отстреливаясь от беспокоящих его коллег из дедовского винчестера. С той же легкостью Пекинпа снимал и монтировал виртуозные сцены перестрелок и всевозможного насилия, которые и принесли ему посмертную славу «пропущенного» гения.
«Дикая банда» - его первый «совершенно авторский» фильм, снятый в жанре, который я назвал бы «пост-вестерном» (сюда же можно включить спагетти-вестерны Серджо Леоне, «Непрощенного» Клинта Иствуда, «Быстрого и мертвого» Сэма Рэйми и т.д.). До «Банды» Пекинпа снимал сначала для телевидения, а потом и для Голливуда вполне традиционные и невыразительные жанровые поделки.
Действие картины происходит не в эпоху завоевания Дикого Запада, как это было положено в каноне, а в начале ХХ века, во времена мексиканской революции. Банда стареющих грабителей решает провернуть последнее дело перед тем, как уйти на покой «доживать» награбленное где-нибудь на мексиканском побережье Тихого океана. Но при ограблении банка в маленьком техасском городке бандиты попадают в засаду, которой руководит бывший член их сообщества, арестованный властями и поставленный перед выбором: петля или сдача подельников. После ураганной перестрелки большинству «диких» удается уйти. Теперь у них единственный шанс осуществить задуманное и прорваться в Мексику – ограбить поезд с оружием и продать его одному из мятежных революционных генералов. Своей цели банда добивается, но в ходе торговли с мексиканскими «революционерами» в плен к мятежникам попадает самый молодой головорез, Анхель, чья невеста стала придворной шлюхой карликового диктатора-генерала.
Пытаясь спасти собрата последние «благородные» разбойники Дикого Запада устраивают такую феерическую перестрелку с армией мексиканцев, какой мировой кинематограф не видел ни до, ни после финальной 15-минутной сцены фильма Сэма Пекинпа. Даже лучшие «балеты пуль» из гонконгских боевиков Джона Ву проигрывают «Дикой банде» по интенсивности стрельбы и выразительности монтажа. Через сорок лет после создания фильм смотрится неподдельно свежо, несмотря на полное отсутствие спецэффектов и даже комбинированных съемок. Пересказать словами то, что происходит на экране просто невозможно. А это, по утверждению другого классика, Рене Клера и есть главный признак настоящего киноИСКУССТВА. По эмоциональному накалу и «фантазийности» с шедевром Пекинпа может сравниться только сцена самурайского побоища Черной Мамбы из первого тома «Убить Билла» Квентина Тарантино.
Печальный блюз и ностальгический реквием по исчезнувшей породе бандитов, живущих «по понятиям», на смену которым придут мелкие беспредельщики, не стоящие никакого интереса. Вплоть до эпохи Аль Капоне и Дона Корлеоне. Но это будет уже другая эпоха и другие «понятия». И другие их певцы. Для Сэма Пекинпа Дикий Запад кончился «Дикой бандой». Правда, потом будут ещё циничный «Пэт Гаррет и Билли Кид» и современная вариация на тему «Соломенных псов». Но, так же, как и снятая тогда же трилогия Человека-без-имени Серджо Леоне, «Дикая банда» поставила огромную жирную точку в истории классического вестерна.
Фильм, который нельзя не посмотреть.
Свидетельство о публикации №211010300296