Много слов не всегда истина

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Brahmi.png (не старше 300 ВС)
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_письменности,_хронология
http://www.trilinguis.com/assyrian/abc.htm (ассирийский алфавит)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Руническое_письмо (немало аналогов в надписи) и т.д.
 
Запись арабского библиографа ан-Надима (Эль-Недима) «Фихрист» около  987 г.
(см.: Зайцев, И. В. Неизвестный и более ранний вариант древнерусской докириллической надписи Ибн ан-Надима / И. В. Зайцев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2007. - N 2. - С. 112-115 ; Публикация докириллической древнерусской надписи из рукописи 11 в. "Фихрист" Ибн ан-Надима. И др.)

Из цикла «ясны пеньки» http://www.proza.ru/2011/01/02/541


Много слов – не всегда истина

Исследователи Росомаха и Светлояръ (меня, правда,  всегда настораживают «учёные под псевдонимами») опубликовали любопытные, далековатые от науки,  версии «Cемь слов надписи ан-Надима.Палеолингвистическое исследование» и «Приволжский диск». Палеолингвистическое исследование». Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии Том 3, № 12 2010 декабрь.

Ан-Надим в надписи (см.:выше) сообщал «Русские письмена.
Некто, чьим словам я могу доверять, рассказывал мне, что один из царей
горы Кабк (то есть Кавказа) послал его к царю Русских; и это послужило ему
поводом для замечания, что Русские всё же должны были иметь письмо,
которое, должно быть, вырезалось на дереве. При этом он извлёк
небольшой кусочек белого дерева, который передал мне. На нём были
вырезаны письменные знаки. Я не знаю, представляли ли они слова или
отдельные буквы. Вот их изображение...» (верхние варианты на картинке)»

Здесь бы авторам ухватиться за "небольшой кусочек белого дерева" с русскими письменами. Всё польза для истоков "Велесовой книги". Но они увлеклись игрой в расшифровку нескольких незнакомых знаков, да ещё предполагающих чтение справа налево.

После многостраничных упражнений авторы свели надпись к трактовке с помощью брахми и перевели «(Эти двое) даны (:) тройная упряжь(и ) небольшая повозка (,.) оба (.)» (это слева или справа начинать ?!)
Санкрит, письмо брахми .
Ранее уже известны переводы
1. «Русси луд словен (е)» (Siogren, von. Ueber das Werk Finn Magnusens
Runamo og Runerne. S.-Petersburg, 1848).
2. «Стосвъ» (Гедеонов С. Варяги и Русь. Историческое исследование. СПб.,
1976. С. CIX).
3. «Князь просит разрешения трём своим купцам свободно торговать в
городе» или «Город вследствие просьбы князя купца разрешает трём его
купцам свободную продажу привезённого на ладье товара» (попытка В.И.
Таланкина. Цит. по: Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность.
СПб., 1997. С. 36 (со ссылкой на Древности. М., 1914. Т. XXIII. Вып. 2. С. 447)).
4. «Да и у да ча те ра-тха на бха = Дай удачи те ратный бог» (Серяков М.Л.
Русская дохристианская письменность. С. 35-37).

Любая краткая надпись подобного типа может иметь ещё десятки других вариантов перевода, так как при передаче «русского письма» - к примеру, не исключена вероятность, - ан-Надим в той или иной степени случайно отчасти использовал и арабское. Да и о приведённых нескольких знаках «русского письма» (остальные-то десятки знаков неизвестны)  можно вечно спорить.

Если смотреть слева направо, первый знак надписи тяготеет к арабским обозначениям – г, х, дж. ; три похожих знака - 1 (единицы); пятый знак – х и дж в середине слова; и т.д.
http://www.proza.ru/2011/01/03/607  ; http://ru.wikipedia.org/wiki/Арабица . (и варианты) Это отчасти и оправдывает перевод С. Гедеонова.


По второму сюжету авторы сообщили, что весной 2006 года в Нижегородской области на левом берегу реки Волга неподалеку от села Красное местным жителем был случайно найден диск из свинцово-оловянного сплава. Диск покрыт руническими надписями и включает в себя надпись на арабском языке.
Находка была приобретена специалистами АФН.
Она представляет собой диск – диаметром 47 миллиметров и толщиной
около трёх миллиметров. На лицевой стороне в неправильном овале
изображена пятистрочная арабская надпись в двойном линейном
орнаменте и с круговой «рунической» надписью из двадцати двух руно-
буквенных символов.
Реверс диска разделен на тридцать неправильной формы геометрических
фигур, в центре каждой из которых находится руно-буквенный символ.
Специалистами АФН, впервые вводящими „приволжский диск” в научный
и культурный обиход, артефакт идентифицируется как род «пайцзы» http://ru.wikipedia.org/wiki/Пайцза
или охранной грамоты, выдаваемой лицу, совершающему путешествие с
дипломатическими, торговыми или военными целями.
Аналогий, кроме „фестского диска” и этрусской свинцовой пластины 6 века
до н.э., а также щитка перстня из Мавро-Спелео в Кносе, не выявлено.
Данная находка на территории России является уникальной и нуждается в
длительном и авторитетном научном исследовании.
http://www.organizmica.org/archive/311/pd.shtml
Так как далее АФН исследование не продолжила, авторы решили дать свою версию.
Тем более, 29 августа 2010 года на форуме, посвящённом исламской
нумизматике (http://rasmircoins.ucoz.ru/forum/15-4808-1) пользователем
«HmulKara» были выложены в свободном доступе достаточно качественные
фотографии «Приволжского диска», которые мы ниже и воспроизводим, и
которые положены в основу данного исследования. Поскольку никто из
участников нумизматического форума так и не смог предложить
объяснения ни для одного символа, всё же сделаем попытку узнать, что
представляют собой достаточно сложные надписи на диске. А также нам
предстоит ответить на вопрос: имеют ли надписи на диске отношение к
арабскому языку (письменности) и рунам?

В целом-то авторам бы первоначально овладеть хотя бы
http://www.proza.ru/2009/05/11/436 (бронза) ; http://www.proza.ru/2009/05/13/219 ;
http://www.proza.ru/2009/05/12/722 (истоки ); http://www.proza.ru/2009/05/28/693;
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110025.htm и т.д.


У них же вновь в дело пошло бездоказательное брахми.
При этом постулизирована версия
«основные надписи «Приволжского диска»
выполнены письменными знаками, совпадающими с ранним «брахми»,
который датируется примерно 300 г. до н.э. - 100 г. н.э. (Sharma, 2002). Это
даёт условную верхнюю границу датировки этого артефакта примерно 300
годом до н.э., а также является основанием для предположения, что язык
надписей должен быть либо очень близким классическому Санскриту,
либо, при условии более древней датировки, Ведическому или Эпическому
Санскриту. Помимо письменных знаков раннего ._/_0_на диске имеются
также письменные знаки, восходящие, по нашему мнению, к
финикийскому письму, датируемому примерно 1200-1000 годом до н.э., а
также один письменный знак, встречающийся только в датируемой
примерно 860 годом до н.э. надписи царя Меша на Моавитском камне. Это
даёт нам условную нижнюю границу датировки «Приволжского диска»
примерно 1000 годом до н.э.»

Любая версия ныне в науке возможна. Вопрос, как она доказана.
Археологический комплекс (датировка, набор предметов), из которого «амулет» (?).
Время и месторождение данного металла (сплава ? первые брахми на бронзе http://ru.wikipedia.org/wiki/Брахми ). Здесь без комплекса экспертиз не обойтись.
Да затем и консультаций очень опытных лингвистов.


Для удобства записи авторы использовали письмо,  подобно тому, как  уже делали при дешифровке надписи ан-Надима (Росомаха, Светлояръ, 2010). Вновь очень произвольное допущение.
К сожалению, общего свода слов в смысловые надписи в работе нет. Но есть выводы.
«При условии верности предложенных дешифровок надписи ан-Надима и
«Приволжского диска» наше палео-лингвистическое исследование
позволяет сделать следующие умозаключения:
(1) Общность языка и письменности «Приволжского диска» и надписи ан-
Надима, отстоящих по времени друг от друга на, возможно, тысячу или
даже больше лет (=====никак не доказано: П.З.)  может являться прямым указанием на то, что в дохристианской Руси могла существовать непрерывная традиция,
связывающая русских людей непосредственно с ведическими ариями (===== а если и с другими народами ?! П.З.).
(2) Высокоразвитый язык, а также и высокоразвитая система письма были
несколько тысяч лет назад достоянием всего общества в целом, от мала до
велика, проживавшего на территории современной России и являющегося
непосредственным предком Русского этноса (===== не доказано, где массив доказательных памятников ?! П.З.).
(3) Прото-боахми, давший впоследствии тот ранний брахми, которым
выполнены надписи царя Ашоки (7) в Индии http://ru.wikipedia.org/wiki/Брахми , датируемые примерно 300 годом до н.э., мог быть также одним из видов письма, использующихся на Руси задолго до распространения кириллицы.(==== а мог и не быть. Где доказательства: П.З.)
(4) Присутствие знаков палеосемитского письма непосредственно рядом с
письменными знаками брахми требует объяснения и может удревнить
«Приволжский диск» вплоть до 1000 года до н.э. При этом одним из
последствий будет и соответствующее удревнение датировки самого
письма  брахми (=========== овладейте хотя бы http://liberea.gerodot.ru/books/friedrich.htm : http://ru.wikipedia.org/wiki/Гупта_(письмо) и т.д.)
(5) Содержание «Приволжского диска» позволяет нам предположить, что он
мог бы быть чем-то вроде личного жетона или знака отличия воина (или
военачальника), на котором могло стоять его звание, могло быть
перечислено вооружение, находящееся в его подчинении, могла быть
отмечена и другая соответствующая информация (===== где свод надписей, с учётом слева направо, у вас ?! П.З.).
(6) Учитывая, что датировка событий, описанных в Махабхарате
колеблется, по разным астрологическим и историческим источникам,
примерно между 3000 и 1000 годами до н.э., то, принимая гипотезу о более
древнем происхождении брахми, владелец «Приволжского диска» вполне
мог бы оказаться непосредственным участником трагических событий,
описанных в этом эпосе. (====== это в духе построений ДНК-генеалогии, тысяча лет туда и тысяча лет сюда – в истории не расстояния: П.З.)

Вывод. Перед нами любопытные фантазии «некоторых язычников» (как они себя позиционируют), но «научная» (реально антинаучная)  – фигня, достойная Академии ДНК-генеалогии.

Раннехристианские амулеты Амулеты от времён Сунгири
http://i021.radikal.ru/0809/5f/93fe87ff6481.gif
http://images.yandex.ru/yandsearch?text   t=simage
средневековые монеты и т.д.
Арабские монеты
http://rasmircoins.ucoz.ru/publ/1-1-0-6
http://content.foto.mail.ru/inbox/jocosityland/61/i-203.jpg
http://www.klad.hobby.ru/
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_bulgar_01.htm
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_gulistan_01.htm
http://www.hordecoins.folgat.net/S_galGH_saray_06.5.htm
http://www.museum.com.ua/expo/orda_ru.html


http://www.numizm.ru/html/d/dirhem.html монеты Тохаристана диаметром 38 - 45 мм
http://www.runitsa.ru/userfiles/1932/image/389/5.png
http://www.runitsa.ru/publications/publication_389.php



Кстати, участники форуму (===== жду, хотя бы здесь зацепятся: П.З.), с которого авторы позаимствовали иллюстрацию, высказали немало полезных версий.

"Думаю это магический предмет.

Там просто отдельные знаки, буквы которые на читаются линейно, а расшифровываются посвящённым. Примерно так.

есть ли уверенность, что это изделие не продукт кружка "Умелые руки" 2005/2006 гг. от Р.Х.?  В любом случае вешь к нумизматике Востока отношения не имеет.
Никто не мешает нам сегодня быть умнее, чем мы были вчера
.

Ну, я не karahanvin, но думаю, это не современное творчество. Хотя, о подобных вещах, судить по картинке весьма сложно. Некоторые знаки имитирую арабские буквы, некоторые - больше напомниают руны?
Возможно, сюдя зайдет посвященный высшей степени :-) :-) и разгадает нам тайное значение сего предмета (амулета?)

По предмету топикстатера не буду с Вами, господа,
спорить, но знаю точно - богата земля восточнославянская талантами и ныне, в 21 веке.
Они и руны вам напишут и арабские буквы нарисуют....

Нет. Это не самоделка.
Предмет найден археологами.
Датировка примерно 8 - 10 вв.
Но она может быть и ошибочной, поскольку нет аналогий.
С другой стороны, на мой взгляд, здесь есть некоторые схожести с доарабскими дирхемами.

Статус: Отсутствует Такие вещи не переводятся. Заклинания идентифицируются по аналогии, опираясь на книги колдунов, если таковые есть.
Я могу предвидеть, но не могу предсказать...
То есть есть первое предположение, что "бляха", например, могла быть собственностью колдуна или волхва.
Так? А языки? Руны? Арабские письмена?

Давайте по порядку разберёмся в сути проблемы.
На Ваши вопросы, изложенные в предыдущем посте, здесь никто не ответит, потому что:
1. диск - ? Я бы сказал - "подвеска".
2. найден в приволжском районе - ? Ну откуда ж мы знаем? Это Вы нам скажите, где он найден! Область, район, памятник, комплекс, фамилию автора раскопок (разведок), основания для датировки 8-10 вв.
3. свинцовый сплав - ? Кто же Вам скажет по фотографии, причём такого плохого качества? Кстати, и разрешение слишком маленькое - ничего не видно. Сделайте спектральный анализ, желательно неразрушающий. Возможно, за него придётся заплатить. За 1000 лет свинцовый предмет должен был взяться сильной патиной - она есть? (Это к вопросу о подлинности).
Я бы (если сомнений в подлинности у Вас нет) видел в знаках руническую письменность - если не енисейско-орхонскую, то кубанско-донскую. А её, как известно, не читают (многочисленные заявления "новых историков" не в счёт).
Хотите этим заняться? Труды С.Г. Кляшторного, Л.Р. и И.Л. Кысласовых Вам в помощь!
На этом сайте никто Вам не поможет, т.к. здешние люди просто читают исламские надписи - разных алфавитов и эпох, преимущественно на монетах, но и на предметах (в другой ветке, на что Вам и указывали). А этих букв на предмете, по-моему, нет. Увы.
Ну и напоследок - оскорблять Вас я не собирался. Более того, уважаю Вашу настойчивость и целеустремлённость!

Ссылка на электронную версию книги, из которой взят рисунок Новочеркасской баклаги:
http://www.istorya.ru/book/hazary/index.php

Не берусь что либо однозначно утверждать, но на медальоне арабографические элементы без сомнения присутствуют. Это указывает на то, что арабский язык и мусульманская идеология к моменту изготовления медальона были настолько родными, что перестали удовлетворять и захотелось простой народной магии. Так, что датировка 8-10 вв. по-моему очень и очень маловероятна. Тарелочка для информации века 18 , крымские татары. Встречал подобные вещи с такой же датировкой, вот тут думаю и можно поработать. Таково моё мнение.
Ну и Хмулькара, через недельку поясните плиз о каких доарабских дирхемах Вы упомянули, может это поможет делу.

согласен с karahanvin- не вижу тут никаких рун, а вижу искаженные арабские буквы и цыфры- а вот намеренно они искажены или от незнания арабского- сказать сложно. Четко видно несколько раз слово =хан=
2\\ сомневаюсь в сплаве. Для более ранних периодов скорее можно ожидать какого нибудь оловянистого или чисто бронзового состава, чем свинцового- какой вес и толщина предмета ? Если он действительно свинцовый- то наверное действительно поздний предмет.не раньше 18 -го
3\\ оборотка разбита на сектора с соответствующим распределением элементом, что теоретически могло бы использоваться в магических ритуалах, однако- несколько элементов расположены на линиях, причем создается впечатление, что сначала наносили надпись, а потом уже разбивали на сектора. Вывод- если это и магический предмет, то очень неудачно изготовленный- то есть- народное творчество, или весьма слабого "мага"

на медальоне арабографические элементы без сомнения присутствуют

Согласен. Но их могли и скопировать с какой-нибудь монеты/изделия, пришедших из арабских краёв. Арабская вязь выглядит загадочно...
Могли имитировать надпись с бумажного носителя из-за чего появились искажения.

Монета это маловероятно. Пару-тройку месяцев тому назад на Форуме была подобная разлинованная вещь только подквадратной формы и мы все согласились с тем, что это магический амулет.

Конечно, это не копия текста с монеты.
Я имел в виду то, что автор изделия мог по памяти, видя когда-то ранее какие-либо вещи с арабскими письменами, добавить "странные" завитушки на этот амулет.
Ведь у нас нет единого мнения относительно того, что являются ли все эти буквы арабскими, или же здесь наряду с арабской вязью присутствуют руны?

вижу искаженные арабские буквы и цыфры[/quote]
Не потому ли, что обитатели здешнего сайта изначально ожидают увидеть арабские буквы и цифры? И если не находят их в класическом виде, ищут в искаженном. 
Про свинцовые вещи, а также свинцовисто-оловянистые сплавы - были они в раннем средневековье (говорю про то, что видел в своем родном салтове). Их не очень много находят по причине не всегда хорошей сохранности - хуже бронзы и, конечно, драгметаллов.
Когда я писал о рунах, смотрел на "лесенку" в круговой легенде первой фотки (на 10 часов)... Но это, конечно, ни о чем не свидетельствует. Форма-то предмета, безусловно, монетоподобная. И надписи "монетоподобные".

Когда я писал о рунах, смотрел на "лесенку" в круговой легенде первой фотки (на 10 часов)...

Вот, вот. Я то же обратил внимание на этот символ, что и заставило меня, в первую очередь, поставить под сомнение арабскую природу всех набитых символов. Не могу представить, что же было искажено из арабской вязи, чтобы получить такое.
Но это не единственный пример. Если внимательно присмотреться к другим элементам, то мы найдём ещё много экземпляров, для которых будет весьма затруднительно подобрать арабский оригинал.

Монетоподобные надписи только на первом фото. Да и монетоподобными я бы их то же назвал с трудом. Очевидно, что символы на нижнем фото не имеют к нумизматике никакого отношения.

я тоже в данном случае не вижу прямого копирования . хотя подобное искажение наталкивает на куфический характер оригинала. В то же время я не вижу НИ ОДНОЙ правильно выписанной =руны= это достаточно странно, если надпись руническая. Если же говорить о лесенке и целой группе знаков на оборотке, то там есть прямые совпадения с элементами или целыми символами из китайского, японского и корейского- но я понимаю что это просто случайность и НЕ утверждаю на этой основе, что мы имеем амулет "китайского шамана"

Давайте дружно попросим топикстартера (если он ещё заходит сюда после гостеприимного приёма  ), чтобы он разместил сканы предмета лучшего качества. И написал про материал, сопутствующий находке: была ли какая-нибудь керамика или металл?
Я тоже склоняюсь к куфическому прототипу ("надписи" в поле и по кругу, причём круговые - в один ряд, а не в два). Но я же почти не видел других монет! Так что опять-таки: что ожидаем, то и видим.

Спасибо всем, кто хотя бы постарался разобраться с диском.
Вы правы, нужны подробные фрагментарные фотографии, я их скоро сделаю и выложу дополнительно.
Сейчас немного уточню те скудные данные о находке, которые у меня имеются:
- найдена в Нижегородской области на левом берегу реки Волга неподалеку от села Красное местным жителем,
- диаметр 47 миллиметров и толщина около трёх миллиметров,
- свинцово-оловянный сплав.

На мой взгляд, исламскими выглядят знаки, размещённые на первой (по порядку публикации) стороне.
Возможно, прав Шейх, и мы видим здесь искажённые арабские буквы.
Возможно, прав Нострадамус, и мы видим на диске копии арабских букв. Но в этом случае их можно прочесть?


Прочесть собственно что? Набор букв? Он не будет иметь никакого смысла, так как это не словосочетания и не предложения. Повторюсь ещё раз - что это просто бессмысленный набор букв, а точнее говоря символов, часть из которых ПОХОЖА на арабскую вязь, по крайней мере на нижней фото.


Не представляю каким образом.
Единственное чем тут можно помочь - найти аналог рисунка вашего медальона в какой-нибудь колдовской книге с соответствующими комментариями, для чего это заклинание использовалось.

Прочесть - узнать - идентифицировать - хотя бы отдельные буквы или знаки.
Каждый из них может натолкнуть на новую мысль.

Насчёт подделки: я не знаю. Смысл подделывать такую вещь с таким набором символов?
Просто, как украшение?

Вот у нас есть новая версия: может, это пропуск? С одной стороны руны (Средняя Азия), а с другой ранние арабские или персидские знаки.

Есть такая аксиома - спрос рождает предложение  Спрос на всякие "таинственные" и "магические "штучки, особенно если они старинные и с непонятными надписями, наверняка существует 

PS. Рун в средней азии не существовало. До арабского, были согдийский и хорезмийский алфавиты.

Вторая строчка сверху на нижнем фото: четвёртая секция слева - "Х";
В строчке посередине : вторая секция слева - "Айн" или 4, третья секция слева - "Т"?;
Строчка под ней: вторая секция слева - "Шам", третья секция слева - "аль";
Самая нижняя строчка: третья секция слева - "Халя".

С моей точки зрения, это всё, что можно на этом фото более или менее отнести к вязи. Я не берусь утверждать, что переводимые мною буквы на самом деле вязь, а не похожие символы. А если это всё таки вязь, то опять же не берусь утверждать, что подобрал я им правильные эквиваленты.

Если мне не изменяет память, то "Шам" - одно из названий Сирии, но в данном случае наверняка это просто совпадение.


Это может быть что угодно. Если бы это был пропуск, то там были бы реальные и более читаемые надписи и не было бы магической сетки.

Есть такая аксиома. Но, ка вы понимаете, она родилась на массиве фактов.
В этом случае спрос должен идти на вещь, которую легко идентифицировать, чтобы установить её рыночную цену и возможность сбыта.
Так? Так.
Но если бы с этим диском было всё так, то мы бы без труда нашли бы аналоги.
Но их нет...

Мне стало так, как если бы я был зарыт глубоко под землёй, и наконец-то надо мной послышались голоса.
Это хоть что-то.
Спасибо большое.
Продолжим...

Если это так, и совместить эти данные с данными о магии, то, может, халдеи баловались?
Они же, типа, астрологи и астрономы были.
И жили тут же (близ Сирии).

Поподробнее с этого места, пожалуйста...

Не хотел влезать в эту неоднозначную тему, но, видимо, придется несколько отвлечь автора темы и предоставить ему новое поле деятельности :-)

Издавна известны т.н. Магические квадраты. На ЗЕНО тоже много подобных амулетов, испещренных цифрами и буквами. Им приписывались магические свойства. Как-то ко мне попал подобный амулет и мне удалось заметить некую закономерность в цифрах - если с ними производить незамысловатые арифметические действия, то получается одинаковый результат в разных направлениях сетки (кстати, цифры там были арабские), но это правило нарушалось там в 2 случаях, кажется... я тогда прошелся по ЗЕНО, подобным артефактам, попытался поэкспериментировать, но никаких особенных, свойственных всему предмету в целом, закономерностей не нашел :-(. Потом это дело мне просто надоело :-). Сочетание букв и цифр - еще более сложный код, т.к. буквы тоже могут нести арифметическую нагрузку (как и любую другую), и расшифровка усложняется. А если содержимое букв и цифр является кодом для того, чтобы его применить в магической книге, Коране или еще где-нибудь, то расшифровка становится очень проблематичной. Но теоретически уловить правило возможно, так что... успехов! :-)))
Сделал себе сайт - http://mbu.in.ua/

Уважаемый Vestik дал вам весьма интересную ссылку и комментарии. От себя добавлю, что сетка, изображённая на нижнем фото, очень-очень похожа на магический квадрат, используемый при создании амулетов. Поэтому многие пользователи указывали на магическую природу вашего предмета.

Магический квадрат - это квадрат, разлинованный на сектора, в каждом из которых прописывается число, ставится буква или сочетание букв. Он создаётся в процессе, представляющем собой комплекс различных магических процедур (типа сжечь волос на пламени свечи, воскурить благовония, зарезать курицу и т.п.). Буквы и цифры прописывают на основе определённого принципа, например арифметического, но не обязательно. Поэтому как их не верти, смысла в них никакого не будет. Это не зашифрованные заклинания или какие-либо молитвы.

Квадрат - простой классический вариант. Более сложные амулеты представляют собой целый комплекс геометрических фигур, а также картинок.


Не очень понятно - предмет найден местными жителями и передан археологам? Какая-то информация об обстоятельствах находки есть? Характер местности, глубина залегания (или не в земле?), сопутствующий материал? Датировка 8-10 веком на чем-то определенном основана?

По самому предмету соображения такие:
1) сама техника работы по металлу очень низкая. Если я прав, то скорее всего нет оснований искать место изготовления на Ближнем или Среднем Востоке (Турция, Сирия, Иран и т.д.) - это регионы с тысячелетними традициями ремесла, трудно представить, чтобы такой предмет (независимо от его предназначения) заказали неопытному мастеру.
2) аналогия с медной тарелкой и амулетами типа "магический квадрат" состоит только в том, что и там, и на Вашем предмете есть разлиновка - пересекающиеся линии, между которыми расположены символы. Обратите внимание - на медной тарелке нет сомнений, что это именно арабский алфавит, вполне читаемые слова и цифры. И техника изготовления намного выше. А эта штука выглядит как поддельная купюра в 100 долларов, нарисованная пятилетним ребенком шариковой ручкой на конфетной обертке. Даже подражания восточным монетам (куфическим или ордынским), которые делали в русских землях, обычно сделаны более качественно. По технике действительно напоминает рунические камни из Скандинавии или Карелии или тюркские руны - то, что упоминалось выше.
Я думаю, это действительно что-то вроде магического квадрата, но сделано это примерно там же, где и найдено, то есть в регионе (и в период) с низким уровнем ремесла. Вполне возможно, что это иммитация арабских букв или даже это "срисовано" с нормального, качественного образца.

Производство не обязательно разворачивать в промышленных масштабах. Можно поштучно выплавлять всё что угодно из радиаторных решёток и впаривать заезжим гостям.

Может ли быть так: булгары скопировали, как смогли, магический арабский квадрат, а по периметру пояснили или просто написали что-то рунами?

Но по рунам - они ведь достаточно чётко изображены.

Четко? Можете прочесть и перевести?  Может это и руны, но надо сперва сравнить с уже известными руническими надписями (тюркскими или скандинавскими). Если найдутся аналогии или даже удастся предложить связное чтение - отлично! Если нет - тогда рановато говорить о том, что это читаемая руническая надпись.

Господа! читаю эту пургу, по другому назвать не могу, вторую неделю. обсуждение идет какого-то хлама, к нумизматике не имеющего никакого отношения. и к домонгольским, тем паче булгарским древностям, не имеющим никакого отношения. рукоблудие начала 20-го столетия. а может и совсем недавнее. вопрос выеденного яйца не стоит. Снесите ее к псам в другие разделы. а то заходишь в нумизматику исламскую и натыкаешься в верхней строке на этот бред! арабские буквы, булгарские руны....только утихает дискуссия, как HmulKara вам масла в огонь подливает, просто из пустого в порожнее периливание идет.

Это не древний артефакт! и не нумизматический памятник! а сайт, если мне зрение и память не изменяет, посвящен именно исламской нумизматике. здесь ему не место. Во всяком случае не в разделе Исламской нумизматики".
http://rasmircoins.ucoz.ru/forum/15-4808-3

Авторы за обозначенные на форуме идеи - по сути, - далеко не вышли.
Окромя брахми… (созвучие "брехня" не использую: П.З.)

Некоторые дополнения http://www.proza.ru/2011/01/08/1360


Рецензии