Два мира

МИР № 1


- Я вижу, вы сегодня задержались, мсье Бижар, - сказал Себастьян, увидев одиноко сидящего за столом перед кипой каких-то бумаг профессора.

Мсье Бижар от неожиданности вздрогнул. Завидев уборщика, бросил:

- А, это ты, Себастьян. Занимайся своими делами. Я еще задержусь на часок другой. Тут дел невпроворот.

Себастьян закатил свою тележку в кабинет и принялся за уборку.

Мсье Бижар тем временем продолжал копаться в своих бумагах, бормоча себе под нос:

- Та-а-ак. Если мои расчеты верны, установка должна заработать на 50 процентов. То есть, есть вероятность, что никто не придет. И что же тогда делать? Вся работа – насмарку?..

Дальше Себастьян его не слушал. Он незаметно вышел из помещения, таща перед собой тележку, и направился к следующему кабинету.

Он только коснулся ручки двери, как та сама опустилась, дверь открылась и появился мсье Бижар.

- Привет, Себастьян, - рассеяно сказал он.
Себастьян хотел ответить, но застыл на месте, уставившись вслед удаляющемуся профессору.

Разве мсье Бижар был не в соседней комнате? Как он здесь очутился? Может, там есть проход, о котором он не знал?

Должно быть, я не выспался, подумал он, и принялся за свою работу, стараясь больше не думать об этом.

Он хотел быстрее закончить и уйти домой. Лишние проблемы ему не нужны. И все, что тут происходит – не его дело. Обычно он начинает работать только после того, как все уйдут.
Никто не мешал, и он мог спокойно заниматься своим делом, а после – отправиться домой.

В такие моменты, когда он оставался в здании Исследовательского Института один, он чувствовал себя как бы хозяином этого здания, неким маркизом со своим дворцом, где он был главным. У него бывали ключи от всех дверей. И никто не смотрел на него свысока, как на простого уборщика….

В кабинет вошел Бижар. Заметив Себастьяна, произнес:

- Салют, Себастьян! Как работа?

- А-а-а… ну…

- Ты не видел… э-э-э…, - он замялся. – Никого больше не видел?

- Ну, кроме вас…

- Ладно, не важно.

И он скрылся за дверью.

Себастьян постоял с минуту, пытаясь понять, что только что произошло, потом неуверенно взялся за свою швабру и стал медленно мыть пол. Остановился, отложил швабру и выглянул в коридор.

Мсье Бижар вышел из одного кабинета и скрылся за углом. Затем, он же, мсье Бижар, вышел из совсем другого кабинета и зашел в соседний.

- Я что, с ума схожу? – спросил он сам себя. К счастью, никакой посторонний голос в его голове ему не ответил. Но это мало его утешило.

Себастьян медленно поковылял по коридору. Откуда-то появился мсье Бижар. Выглядел он возбужденным, и совсем не замечал уборщика.

- Мсье Бижар, - неуверенно произнес он, - разве вы только что не зашли вон в тот кабинет?
И он показал пальцем туда, куда скрылся в последний раз (или последний Бижар?) профессор.

- Что? – рассеяно спросил тот. – Ты, должно быть, устал, Себастьян. Почему бы тебе не отправиться домой и не отдохнуть? Я скажу, что отпустил тебя домой. У меня еще много работы.

- Но, я должен убраться…

- Не беспокойся, - профессор похлопал его по плечу, - я все улажу.

После этих слов он спешно ретировался.

Такое впечатление, что мсье Бижар просто хочет от него избавиться. Что же он скрывает? В любом случае – это не его проблема. Раз профессор сказал – надо идти домой. Один Бог знает, чем тут занимаются эти профессора. Может, экспериментируют с психотропными препаратами, или еще какой-нибудь дрянью, влияющую на мозг. Того и гляди ума лишишься от всего этого.

Он собрал все свои уборочные приспособления и направился к раздевалке.

Откуда-то донесся разговор о чем-то оживленно спорящих людей.

Это заставило Себастьяна поспешить. К черту раздевалку! Надо выбираться из института, пока у него окончательно крыша не съехала.

Он оттолкнул в сторону тележку и быстрыми шагами направился к лестничной площадке.

Спустившись на первый этаж, пред ним предстали сразу два мсье Бижара, о чем-то беседующих. Те в свою очередь, увидев Себастьяна, растерялись.

Они то переглядывались, то поворачивались в сторону прибывшего. Рот у обоих то открывался, то закрывался.

Себастьян попятился назад.

- Вы ненастоящие! – выкрикнул он, словно произнес заклинание и оба профессора вмиг исчезнут.

Он повернулся и побежал обратно наверх, часто оборачиваясь назад. Сердце начало покалывать. Староват он для таких дел.

- Себастьян! – окликнул его один из призраков. – Подожди!

Он поднялся на второй этаж и побежал к тому кабинету, где первый раз видел мсье Бижара.

И тут же мелькнула мысль: может, его вообще здесь нет и все это галлюцинации?

Он остановился, чтобы передохнуть и обдумать ситуацию.

Бежать! Бежать не оборачиваясь! Добраться до своей квартиры, закрыв дверь на все засовы!
Только как отсюда бежать? Они везде!

Пожарная лестница! Можно сбежать через нее! Она в конце коридора. Туда рукой подать.
Если только…

Дверь того самого кабинета, где он увидел первого мсье Бижара, открылась, Появился бурчащий себе под нос профессор, со стопкой бумаг в руке.

Заметив его, он спросил:

- Ты не слышал какие-то крики?

Себастьян стоял, затаив дыхание.

- Что с тобой, Себастьян?

Себастьян посмотрел на добродушное лицо профессора и подумал, а чего он так его боится, пусть это хоть привидение? Он или они не сделали ему ничего плохого. Зачем убегать?

- Мсье Бижар, вы настоящий?

Глаза за толстыми линзами в пластиковой оправе заморгали.

- То есть?

- Я вас уже видел! Причем не раз!

- Себастьян, я тебя не… - профессор запнулся на полуслове и о чем-то задумался. – Как ты сказал? Где ты меня видел?

- Вы только что были внизу! Может, я схожу с ума, но я никому не верю! Даже вам! Вы, может, тоже ненастоящий?

- Неужели установка заработала? – Профессор, казалось, его даже не слышал.

- Какая установка?

- Где ты меня видел?

- Внизу. Вас там было двое. А до этого здесь, наверху, раза четыре, не считая вас…

- То есть как двое?

- Вы стояли там внизу и разговаривали сами с собой.

Профессор почесал висок.

- Этого не может быть. Тебе, наверное, привиделось. Один – возможно. Но никак не двое.

- Говорю же! Я видел их, как и вас сейчас! Внизу вас было двое. Но по отдельности вас было еще больше!

Голова Себастьяна заработала. Установка, Исследовательский Институт, двойники мсье Бижара.

- Минуточку, - прозрел он, - вы ведь проводите какой-то эксперимент, верно?

- Э-э-э.… Вообще-то да. Но я бы хотел, чтобы это пока оставалось строго между нами.
Договорились?

- Хорошо. В любом случае, кто будет слушать какого-то там уборщика?

- Установка находится пока на стадии разработки. Я испытал его на себе.

- Вы клонировали себя?

- Не совсем, мой друг. Я потом объясню. Давайте сначала посмотрим на этих двоих. –
Профессор сделал акцент на последнем слове.

- Говорю же, их было…

Себастьяну ничего доказывать не пришлось. «Двое» появились сами на лестничной площадке. Не смотря на то, что это были двойники профессора, они немного отличались внешне. У одного белый халат был чуть длиннее, чем у остальных, у другого очки были в металлической оправе, когда как у других – в пластмассовой, у двоих были часы, а у третьего – нет. В общем, таких мелочей было много.

- Еще один, - сказал один из них.

- Что здесь происходит? – удивленно спросил Первый (так он назвал про себя профессора, рядом с которым он стоял).

Копии Бижара, как две капли воды похожие на Первого, подошли к ним.

- Видно, произошла какая-то ошибка в установке, - ответил Второй.

- Но как это произошло – мы так и не выяснили, - вставил Третий.

Одна из дверей отворилась, и появился еще один профессор. При встрече со своими двойниками, он замер с застывшим удивлением на лице.

- Ш-ш-то здесь происходит? – выдавил он из себя.

- Мы как раз пытаемся это выяснить, - ответил Второй.

- Это… нелепо! Проход возможен только в одну параллель!

Потом появился еще один, за ним – другой, третий, четвертый.… В конец Себастьян сбился со счета. Коридор заполнился одними профессорами. И все как один задавали одни и те же вопросы, ответы на которые никто не знал. Впрочем, неудивительно. Профессор-то один.
Просто его много.

- Надо отключить установку!

- У кого ключ?

- Какой ключ?

- Который отключает установку!

- Я не создавал ключа!

- Это в другой параллели!

- Ключ у меня!

Это был Первый. Он стоял с вытянутой рукой, в которой держал обычный на вид ключ.

С этим ключом он пошел по коридору и исчез за углом. За ним пошли несколько других профессоров. Остальные остались, чтобы обсудить возникшие вопросы. Половину из того, о чем они говорили, Себастьян не понимал. Точнее, он ничего не понимал.

- Кто-нибудь мне объяснит, что здесь происходит?! – воскликнул он.

Профессора разом умолкли и уставились на него. Себастьян вдруг смутился от множества взглядов, обращенных на него.

Копии переглянулись между собой, видимо решая, кто из них заговорит первым.

- Дорогой Себастьян, - взял на себя инициативу тот, что был ближе к нему. – Вы когда-нибудь слышали про многомировую интерпретацию?

- Если бы я знал такие умные слова, я бы, наверное, тут не работал.

- Это интерпретация квантовой механики, предполагающая существование параллельных вселенных, в каждой из которых действуют одни и те же законы природы и которым свойственны одни и те же мировые постоянные, но которые находятся в различных состояниях.

- Вы меня извините, конечно, но я ничего не понял.

Мсье Бижар вздохнул.

- Было бы легче, если бы он оставался в неведении, - заметил один.

- Но он все видел, - добавил другой, и что-то шепнул своему соседу на ухо. Тот кивнул.

- Думаю, мы должны ему все объяснить.

- В квантовой механике существует теория множественности миров, разработанная Хью
Эвереттом., - продолжили объяснять Себастьяну. – Она утверждает, что существуют другие, параллельные миры. В одном мире, ты уборщик, в другом – служитель закона, в третьем – владелец крупной компании. То есть, миры разделены на множество вариаций возможного исхода не только нашей жизни, но и наших поступков, мыслей и даже движения мельчайших частиц.

- Это как в фантастических фильмах про четвертое измерение и все такое?

- Именно!

- Но как это относится к вашим двойникам? И причем здесь параллельные миры? Я люблю фантастические фильмы, не отрицаю, но я не верю во всякие параллельные миры!

- Придется поверить. Тебя окружают десятки моих двойников. Как ты это объяснишь?

- Ну, я готов поверить в клонирование, но в другие миры…

- Ты считаешь меня лгуном, Себастьян?

- Да нет, что вы! Я… Просто за это короткое время столько всего навалилось. Я до сих пор не могу прийти в себя.

- Так ты меня выслушаешь?

- Да… Конечно! Продолжайте, мсье Бижар.

- Понимаешь в чем дело…

Профессор поправил очки на переносице. Между тем, остальные обсуждали нерешенные вопросы, уже позабыв про Себастьяна. Себастьян еще раз подметил, как они отличаются друг от друга, и это, наверное, говорило о том, что профессора совсем не клонированные. Они отличались даже физиологически. Кто-то был полнее, кто-то тоще, у кого-то шрам на лице, а у кого-то сбрита бородка.

- Я нашел способ попасть в параллельный мир, - продолжал профессор. – Я создал некие врата, которые служат проводником в другой мир. Однако это билет в один конец. Я не могу вернуться назад. Если я пройду через Врата, это уже будет новая реальность, новая вселенная. Так можно путешествовать из одного мира в другой.

- Минутку. То есть вы уже перешли через эти Врата?

- Именно!

- Что-то не вяжется. Если вы перешли через Врата, и обратно пути нет,  вы должны были исчезнуть.

- Не так все просто. Ведь я не из твоего мира. Тот мир, с которого я попал сюда, я действительно исчез, меня там нет. А здесь есть. Это тот я, у которого был ключ от установки. До того, как я попал сюда, я стоял перед выбором: перейти через врата или нет. И когда я сделал выбор, мир разделился на две части: в одном я решил пройти через врата, а в другом – нет  (это профессор с твоего мира).

- Я правильно вас понял? Вы одной мыслью создали новый мир?

- По сути, выходит, что да. Каждый человек делает это, когда о чем-нибудь думает. В общем, моя мысль стала для меня точкой прибытия.

- То есть, ваш двойник уже ожидал вас?

- Да.

- Но вы до сих пор не объяснили, почему вас так много!

- Вот тут я и сам точно не могу ответить. Но суть в том, что все мои двойники попали сюда из других параллелей. Так не должно было быть. Это какая-то ошибка в установке, или я что-то упустил.

- Надо проверить установку в этом мире, - сказал какой-то двадцатый профессор.

- Сейчас все соберемся и выясним в чем дело, - заметил другой.

- Так вот. Все эти мои двойники – из мира, немного отличающегося от твоего и моего. В одном, например, как я понял, я создал ключ, отключающий установку, а в другом – он отключается с помощью компьютера, и он должен был попасть в свой новый мир, где установка отключается компьютером, а не сюда. В другом мире я создал установку раньше, в третьем – позже, в четвертом – я наступил на муху и она сдохла, в пятом – она жива. В общем, миры разветвлены на бесконечное множество. И если бы мы не отключили установку, мои двойники заполонили бы всю Землю.

- А я заметил, что ваши двойники немного отличаются друг от друга. Вот у одного нет бороды.

- Да. Я думал о том, чтобы ее сбрить, но все привыкли меня видеть таким. К тому же я считал, что буду выглядеть без нее нелепо.

- Ну что ж. Самое время взглянуть на себя без нее со стороны.

- Угу. Мой двойник, видимо, решил от нее избавиться.

- А вас не смущало то, что вы исчезнете с вашего мира, и близкие будут вас оплакивать, а в этом мире вас будет двое?

- Ради этого открытия можно пожертвовать и не таким! К тому же никто из близких меня не понимал, считали меня безумцем с моими идеями.

Ушедшие отключить установку вернулись.

- Мы выяснили в чем проблема, - сказал профессор, в руках которого был ключ.

- Давайте лучше решим, что будет со всеми нами?

- Мы еще вернемся к этому. Проблема в том, что все мы построили одну модель миров, и по этой модели задали одни и те же координаты. Поэтому мы все и оказались здесь.

- Черт! Конечно же! Как я раньше не догадался!

- Но что будет с нами?

- Придется как-то ужиться.

- В этом мире может быть только один профессор.

- И кто же это?

- Конечно, я! – Это был мсье Бижар с ключом.

- А остальные, что, не имеют право на такую же жизнь?

- Вы же не можете все претендовать на мою жизнь. Это был ваш выбор.

- Тогда что нам делать?

- У нас даже удостоверений личности нет. Формально – мы не существуем.

- Можно мне сказать? – услышал Себастьян собственный голос.

Профессора повернулись к нему.

- Может, это и не важно, но я, так, вспомнил кое-что.

- В чем дело, Себастьян?

- Я слышал в каком-то фантастическом фильме про путешествие во времени, что два человека, из прошлого и будущего, не могут занимать одну и ту же точку в пространстве.

- Хм.… И что же случится, если они займут эту точку?

- Они… э-э-э… умирают.

- Неплохая попытка, но мы путешествовали не во времени, Себастьян, а между мирами.

- Нет, он прав, - сказал другой профессор. – По сути это парадокс. Два человека из разных миров не могут находиться в одной и той же точке физического пространства. Я думал об этом еще до того, как попасть сюда.

- Что же тогда произойдет?

- У меня три версии. Первая, самая утешительная, двойники, как и их миры, сольются в одно. Вторая – двойники распадутся на атомы. В общем, умрут.

- А третья? – спросил Себастьян.

- Баланс Вселенных нарушится и произойдет Большой взрыв.

Мсье Бижар-двойник хмыкнул.

- Утешительно. Почему же я об этом не знал?

- Потому что мы из разных миров. У меня как-то возникла эта мысль, и я стал над ней работать. Впрочем, к конечному результату так и не пришел.

- И что будем делать? Рискнем Мирами?

- Надо как-то решить эту проблему.

- Мы можем это решить только одним способом.

- А может вообще ничего не произойдет?

- Не думаю, что произойдет взрыв, - произнес Себастьян.

Взгляды устремились на него.

- А ты-то откуда можешь знать? – спросили его.

- Я человек верующий, поэтому не думаю, что Бог этого допустит.

Наступила тишина.

- Нельзя сказать, чтоб я верил в Бога, - заговорил профессор, - но я верю, что существует некий высший разум. Мне тоже кажется, что Взрыва не будет.

- Я верю только тому, чего вижу, - парировал другой.

- И что же, нам теперь всем помирать?

- У нас есть шанс. Пятьдесят на пятьдесят.

- А как произойдет это слияние? Как уместится два разума в одном теле? Вы знаете? Я – нет.

- А зачем вообще это делать? Мы можем существовать в этом мире наравне с оригиналом.

- Мы все с вами увидели на практике, что мы не готовы к путешествиям по мирам. Оставаясь здесь, мы подвергаем миры опасности. Неизвестно, как Вселенная отреагирует на такое массовое перемещение. Наша цель была доказать, что параллельные миры существуют. Себе мы это доказали. Но чтобы об этом узнал мир, мы должны быть готовы.

- Лично я не хочу быть подопытной крысой. Я хочу жить.

- Я согласен ей быть, - отважился один. – Кто еще?

Второй испытуемый не заставил себя долго ждать.

- Я!

Они подошли друг к другу.

- Вы представляете, насколько это опасно? – сказал другой профессор.

- Я считаю, никто не умрет. Мне интуиция подсказывает.

- Я не об этом. Я все же склоняюсь к версии, что произойдет Взрыв.

- Этого не будет.

- К чему такая уверенность? Вы ведь на самом деле не верите в Бога, как и я?

- Ошибаетесь. Как я уже сказал, вернее мой двойник: мы из разных миров.

- И все же! Это парадокс! Вселенная этого не выдержит!

- Не драматизируйте! Ничего не будет!

Два профессора стояли долго, смотря друг на друга.

- Что они собираются делать? – спросил Себастьян рядом стоящего профессора.

- Они коснутся друг друга. И тогда мы узнаем, что случится.

Себастьян с замирающим сердцем наблюдал, как профессора протягивают друг другу руки. Остальные тоже наблюдали за этим процессом.

Время, казалось, застыло. Прошла целая вечность, прежде чем их руки соприкоснулись.
Потом откуда-то появился свет. Он осветил весь коридор и с каждой секундой становился все ярче, ослепляя глаза. Земля под ногами завибрировала, отовсюду доносился гул. Вибрация перешла в сильную тряску, как при сильном землетрясении. Здание стало разваливаться. Затем прогремел Взрыв. В один миг мир разрушился...

МИР № 2

В коридоре витало напряжение. Все затаили дыхание.

Себастьян с замирающим сердцем наблюдал, как профессора протягивают друг другу руки.
Остальные тоже наблюдали за этим процессом.

Время, казалось, застыло. Прошла целая вечность, прежде чем из руки соприкоснулись.

В следующую секунду вместо двух профессоров стоял один. Второй исчез.

Напряжение спало.

- Видите? Все в порядке. Мы слились.

*   *   *

На следующий день Себастьян пришел на работу не выспавшимся. Вчерашняя ночь выдалась довольно-таки тяжелой. Они с мсье Бижаром обыскали весь институт, пока не убедились, что исчезли все двойники. Он всю ночь не мог уснуть, думая о происшедшем. А когда заснул уже под утро, его мучили кошмары.

Лаборатория, в которую мсье Бижар никого не впускал, была открыта. Себастьян вошел в нее. Наверняка его установка была здесь.

Лаборатория пустовала. Горел свет, компьютер включен. В углу кабинета находилась дверь.
Рядом стоял шкаф, который, судя по следам на полу, был отодвинут. Вероятно, это была потайная дверь.

Должно быть, установка там.

Себастьян подошел к двери и открыл ее. Он ожидал увидеть скрытую лабораторию с непонятными механизмами и аппаратурой, но то была даже не комната, а пустая кладовая, метр на метр шириной и два метра высотой. А также темные стены.

Где же установка? Может, он ее перенес в другое место?

Себастьян вошел в кладовую и почувствовал влагу под ногами. От неожиданности он подпрыгнул, вылетел из кладовой и стал стряхивать влагу. Успокоился он лишь тогда, когда убедился, что это обычная вода. Он закатил тележку и вытер мокрые следы.

Тут он увидел на столе тот самый ключ, отключающий установку.

Он подошел к столику, поднял ключ и довольно долго смотрел на него.

Если ключ отключает установку, значит, он же и включает ее.

Себастьян посмотрел на кладовую.

А кладовая ли это?

Он подошел к ней, закрыл дверь и засунул ключ в замочную скважину.

В компьютере что-то запищало.

Он проследил за проводами, идущими от компьютера и уходящими в пол рядом с дверью.

Дверь и есть установка! Видно, это для отвода глаз, чтобы никто не увидел установку.

Любопытство и искушение брало вверх. Он повернул ключ.

- Внимание! – прозвучал голос в компьютере. – Установка запущена! Идет проверка систем.…
Все системы в норме.

Один шаг – и он окажется в другом мире. Где же он окажется? В таком же нудном мире, в котором он находится сейчас? По крайней мере, ему не придется каждый день вытирать полы идиотского Института. Это будет делать его двойник. Но куда он пойдет? Где будет жить?

Эти вопросы не особо его волновали. Ему просто хотелось открыть дверь и уйти…

Он открыл дверь. Весь пол в кладовой засветился синим светом, считая и воду. Свет слился с водой, и это уже была какая-то синяя святящаяся жидкость.

По-моему, так и должно быть, подумал он.

- Идет запуск Врат, - произнес голос в компьютере. – Врата откроются через десять секунд. Девять… восемь… семь…

Себастьян на пару секунд задумался, затем решительно вступил на святящийся мокрый пол.
Он почувствовал легкие щекотание в стопах.

- Пять… четыре…

- Себастьян!

Это был голоc мсье Бижара.

- три… два…

Себастьян повернулся.

- один…

Лицо профессора было строгим.

- Внимание! Ошибка в запуске!

- Ты что тут делаешь? – спросил профессор.

- Извините… я…

- Я уничтожил Врата.

- Что?

Себастьян вышел из «кладовой».

- Я уничтожил Врата, поскольку больше не хочу рисковать. И сейчас собираюсь уничтожить
установку и все что с ней связано. Ты, я вижу, собирался совершить «переход»?

- Мне просто стало интересно…

- Ты бы все равно никуда не попал. Все мои двойники попали сюда. Помнишь? Чтобы попасть
куда-нибудь, нужно перенастроить всю установку.

- Зачем вы уничтожили Врата? Это же работа всей вашей жизни! Разве нет?

- Да. Но мирами я больше не хочу рисковать. Оно того не стоит.

Мсье Бижар похлопал его по плечу и сказал:

- Ну, пошли. Надо тут все убрать. Поможешь мне?

- Да, мсье Бижар.

- Называй меня Ральф.


Рецензии