Быть евреем

"
Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя?
"
Борис Пастернак, поэт и писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии, современник Холокоста

Есть ли другой народ с такой противоречивой и необъяснимой судьбой, полной боли и гордости? Есть ли другая нация, чьё наследие было бы столь разнообразно и влиятельно, впрочем, зачастую недооценено и презираемо?
Евреи распространены по всему миру. Они воспринимают и создают вновь конфликтующие идеологии и образы мышления. Евреи разнятся между собой, как никакой другой народ, однако сохраняют свою внутреннюю сущность, пронося её через перипетии истории. А может быть, это ненависть других народов заставляет их чувствовать себя в безопасности только в своём круге и таким образом оставаться собой?
Люди всех культур знают о судьбе древнего народа Израиля из Библии, благодаря европейцам, захватившим все континенты. Большинство людей мало знают о чужих национальностях, но почти каждому есть что сказать о евреях. Многие осмеливаются обвинять их в несчастьях мира, включая нынешний кризис (вспомните Lehman brothers’). Возможность указать на кого-нибудь пальцем имеется всегда, если есть желание обвинить в чём-то ближнего. Но почему эта нелестная популярность преследует сынов Израиля всю историю, часто перерастая в открытую агрессию и преследование? Для чего? – спрашивает Пастернак.
Вопрос не праздный. Более того, это ключ и к загадке тысячелетий, и, как ни странно, к наиболее злободневным головоломкам нашего времени. Давайте разберёмся.

Для чего это существует?

Постановка вопроса превосходна, а подтверждение тому – Закон причины и следствия. Несложно убедиться, что эволюция мира, включая развитие неживой материи, растений, животной природы и человечества с его культурами и общественными формациями управляется этим универсальным законом. Ничто не происходит без связи со всеми остальными процессами в системе и без цели. Само развитие происходит под воздействием двух сил: отрицательной и положительной. Всё разнообразие форм  существования – результат взаимодействия этих двух сил:  отдающей и получающей. Каждая следующая ступень развития реализуется после того, что можно назвать осознанием зла, когда существование на нынешней ступени оказывается невыносимым.
Мы говорим о силах, как будто они разумны. Однако сравните это с физикой. Электрон «чувствует» поле и «действует» в соответствии с параметрами поля. У электрона есть сознание? Нет. Его отрицательный (получающий) заряд достаточен, чтобы определять его поведение.
Поскольку в равновесии отсутствует напряжение, т.е. отсутствует прогресс, то развитие возможно только при условии непрерывного конфликта между двумя силами. С другой стороны, раз у любого развития есть цель, то можно быть уверенным,  что сила, несущая разрушения сегодня, завтра принесёт процветание, продвигая общую систему к конечной цели, т.е. к равновесию.
Понятие равновесия подводит нас к ещё одному универсальному закону – Закону подобия свойств. Гармоничное взаимодействие возможно только между силами, согласными между собой в отношении их целей, т.е. желающими сотрудничать и реализовывать потребности друг друга.
Вышеописанное осознание зла в контексте этого Закона – особое состояние носителя получающей силы, который обнаруживает свою зависимость и беззащитность перед отдающей силой и то, что между ними нет совершенно никакого подобия свойств. В таком случае получающему необходимо измениться.
Вооружившись этими двумя базовыми законами, мы можем не сомневаться, что анализ получится точным, а выводы – полезными.
Ответ на вопрос типа «для чего?» автоматически тянет за собой ответы на вопросы о природе и основных свойствах объекта. Простой пример – деньги. Нет адекватного определения этого понятия, но общепринято полагать, что «деньги – это любой объект, выполняющий функции денег». Функции же определяются отдельно и весьма подробно. Итак, чтобы понять, что такое деньги, нам нужно выяснить, для чего они существуют. Этот же принцип может быть применён к чему угодно.
Нам необходимо ответить на вопрос «для чего» применительно по крайней мере к трём явлениям:
1) Для чего существует феномен еврейского народа?
2) Для чего существует ненависть к евреям – феномен антисемитизма.
3) Для чего существуют кризисы и несчастья в общем?

Антисемитизм

Начнём с антисемитизма, поскольку он касается как феномена еврейского народа, так и феномена кризисов и несчастий. Рассмотрим антисемитизм как выражение внутреннего конфликта между некими двумя силами, отрицательной и положительной, которые не характеризуются подобием.
В поверхностной форме мы наблюдаем агрессивную силу антисемитизма и естественную реакцию на него, а именно миротворческие организации и еврейские учреждения, борющиеся с этой агрессией. С точки зрения Закона подобия, гармония между этими силами отсутствует, поскольку они преследуют противоположные цели. Согласно третьему закону Ньютона, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. Здравый смысл подсказывает, что ни одна из сил не победит, если некая внешняя сила не разрешит спор.
Можно предположить, что если и не внешняя, то высшая сила существует и питает противоборствующие силы, подталкивая всё человечество в неком направлении. Согласно Закону причины и следствия, этот процесс имеет цель, которая будет достигнута в результате борьбы противоположных сил. Отсюда можно увидеть, что две, казалось бы, враждебные силы существуют ради одной цели, а значит, имеют общую природу, они едины в своём источнике, и конечная гармония, к которой ведёт их взаимодействие, - тоже единство. Это иллюстрирует принцип, согласно которому «конечная цель содержится в изначальном замысле». Иначе говоря, эволюция не слепа. Каждая следующая ступень уже существует в потенциале, определённая до последней точки, но должна быть достигнута путём осознания зла.
Антисемитизм непрерывно воздействует на еврейское сознание и диктует его развитие. Он действует как сила получения, которой никак не удаётся получить, и продолжает требовать отдачи от евреев. Но что же они могут отдать, если они закрыты в своей скорлупе и поддерживают только своих собратьев? Возражение резонное. Антисемитизм существует, чтобы вывести евреев из их скорлупы и заставить их отдавать другим нациям. Но всё-таки, что они должны отдавать? Обсудим это в последующих разделах.
Почему говорят, что евреи виновны в бедах мира? Как ни странно, это близко к истине. Но не следует думать, что вина евреев в таких поверхностных вещах, как безответственное поведение в финансовом бизнесе и другие безнравственные проявления. Они суть всего лишь внешние проявления глубокой духовной неисправности. Это прямо следует из трудов известнейшего каббалиста ХХ века, Йегуды Ашлага.
Испорченность любой вещи во всевозможных своих проявлениях неизбежна, пока эта вещь не на своём месте. Самое праведное творение выглядит самым деструктивным до тех пор, пока не осознает собственное зло и не приступит к выполнению своей миссии. Возможно, вы замечали, что некое необъяснимое чувство вины живёт в любом еврее.  С другой стороны, ненависть других наций к евреям в равной степени необъяснима, а причина – в духовной природе вызывающего её напряжения. Духовность иррациональна с материальной точки зрения, нашему разуму недоступны духовные причинно-следственные связи и логика.

Эволюция

Напряжение. Это одно из слов, наиболее точно характеризующих сегодняшнее состояние мира. Закон причины и следствия работает, вынуждая нас страдать и таким образом формируя наши взаимоотношения, развивая наше сознание. Эволюция человечества не окончена. Если бы она была окончена, мир был бы совершенен.
Как проявляются две базовые силы – отдающая и получающая – в рамках этого закона сегодня? Получающая сила выражается в различных формах личного и группового эгоизма: каждая личность и группа стремится получить максимум благ, денег, почёта, власти и любых других видов наслаждения за счёт всех остальных. Это природа человеческого существа. Всё развитие цивилизации руководится этим свойством человека. Полученное никогда не бывает достаточным. Мы тут же хотим больше и ищем всё более эффективные способы наполнения наших непрерывно растущих желаний. Обозначим получающую силу просто: эгоизм. Он стремится отделить нас друг от друга: каждый чувствует себя уникальным.
Сила отдачи противоположна. Это сила природы, которая объединяет нас и подталкивает к интенсивной связи и единству. Наиболее общее выражение этой силы – глобализация. Две силы: эгоизм и глобализация – находятся в ожесточённом конфликте. Это напряжение вызывает все страдания. Наиболее очевидным образом оно приводит к фатальному экономическому кризису, экологическим катастрофам, снижению качества и полезности продуктов труда.
Согласно третьему закону Ньютона, нет смысла бороться против глобализации. Почему бы нам не бороться против своего эгоизма? Потому что мы склонны воспринимать свой эгоизм, не отделяя его от своего Я, а кто станет бороться против себя? В соответствии с Законом подобия, решение можно найти, если понять, что эти две противоположные силы проистекают из одного корня. Тогда мы обнаружим путь к равновесию.
Мировой кризис и другие несчастья, с которыми человечество сталкивается сегодня, - это только одна сторона проблемы. Другой важный аспект можно описать на личностном уровне. Человеческие эгоизм растёт на протяжении истории или на протяжении жизни человека. Вспомним пирамиду потребностей Маслоу. Верхняя секция пирамиды – самоактуализация. Хороший вопрос: что значит «само-»? Эгоизм?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся понять, что эгоистическое желание в любой момент времени ограничено. В экономике мы изучаем, что потребности неограниченны. Да, это действительно так, но в бесконечной перспективе. Однако здесь и сейчас никому не нужна вся Вселенная – что бы мы с ней делали? Желания растут в соответствии с Законом причины и следствия. Наслаждение входит в подготовленное желание, но как только желание наполнено, оно пропадает, как засыпанная землёй лунка. Исчезает желание – пропадает и радость. Но тут же новое, большее желание возникает на том же месте. При этом отличать новое желание от старого могут как объём, так и качество.
Несложный вывод состоит в том, что самоактуализация попросту невозможна в рамках эгоистического восприятия. Если я идентифицирую своё «само-» с наивысшим эгоистическим желанием, которое есть у меня сейчас, то по актуализации это желание оказывается неактуальным. Заметим, что высшие ступени пирамиды Маслоу – творчество и нравственность – это наиболее эгоистические желания, т.к. с точки зрения потребностей индивидуум сам оценивает своё творчество и нравственность.
После большого числа наполнений и разочарований я прихожу к состоянию, когда моё наивысшее желание нерелевантно с точки зрения моего эгоизма. Было время, когда я был уверен, чего хочу, но теперь мне нужно что-то, чего я не знаю, просто что-то настоящее, актуальное!  Дело в том, что глубочайшая точка в моём сердце уже обнаружила, что самоактуализация доступна только за пределами моего эго. А все остальные точки моего сердца остаются эгоистическими, они не замечают этой маленькой точки. Я остаюсь эгоистом, но та точка в сердце портит мне жизнь: она день и ночь не даёт мне покоя, я нахожусь в постоянном поиске какого-то наполнения, которого я и представить не могу, и которое мой эгоизм не может признать.
Такой процесс сегодня происходит в миллионах сердец, вызывая депрессии и душевные расстройства, различные зависимости, самоубийства, криминал. Можно назвать это неудовлетворённостью своей жизнью. А причина его в том, что смысл жизни неизвестен: для чего? – снова этот вопрос.
Мы видим, что и внутренние, и внешние кризисы и беды существуют, чтобы заставить нас развиваться.
Похожая ситуация напряжения между глобализацией и эгоизмом описана в Библии. Это история Вавилонской башни. Она является аллегорическим описанием серьёзного общественного кризиса, случившегося в центре древнего мира около 4 тысяч лет назад. Растущее число конфликтов между маленькими эгоистическими группами заставило жителей Вавилона покинуть свои поселения и переселиться в отдельные регионы, давая рождение десяткам народов.
Прошло 4000 лет, и развитие привело нас к ситуации, когда крайне трудно покинуть нынешние поселения: человечество так разрослось, что нам и всего земного шара не хватает. Вавилонский трюк не пройдёт на этот раз. Но есть ли другой выход? Если допустить, что он есть, то из чего именно?

Миссия

Не было бы ошибкой ответить: из-под власти эгоизма над нами.
В Вавилоне был человек, которого звали Авраам. Он пытался объяснить причины кризиса своим современникам, жившим с ним в Вавилоне. Он разъяснял примерно ту же схему, которая описана выше. Откуда он о ней знал? Из той самой точки в сердце, которая развилась и усилилась настолько, что эгоизм больше не мог её игнорировать. В работах каббалистов описано, как эта точка развивается в альтруистическое желание, которое приобретает способность воспринимать реальность без ограничений, постигая скрытые связи между причинами и следствиями.
Авраам был известным и уважаемым человеком. Сотни или тысячи людей пришли учиться у него. В соответствии с Законом подобия, люди разных устремлений стараются отдалиться друг от друга, и эгоисты не могут быть с альтруистами. Эгоистов в том обществе было больше, и группа Авраама была вынуждена покинуть Вавилон и отправиться на запад. Они называли себя Исраэль, что означает «прямо к подобию с отдающей силой природы».
Исраэль повезло. Они первыми получили альтруистические точки в сердце. Это подняло их над животной природой и сделало их первым духовным народом. Они жили в любви и единстве, поддерживая друг друга в каждом начинании и всё больше приближаясь к совершенному подобию природе, приобретая её власть. Однако духовность – не только для Исраэль. Все люди равны в своей природе, и каждый из живущих должен достичь того же уровня, что Авраам, и даже выше. Сравните (Талмуд, Авода Зара 2): «Творец предлагал её [алгоритм реального духовного возвышения] всем народам и на всех языках, но те не приняли её».  Некоторые из рода человеческого оказались более восприимчивы к зову природы, из них-то и собрался народ Израиля. А народ освоивших духовное развитие, таким образом, ставших партнёрами природы, должен сделать всё возможное, чтобы помочь другим народам возвыситься духовно.
Но природа эгоизма такова, что он растёт безостановочно. Сыны Израиля и на своём собственном пути встречали много препятствий. Мы помним Египетское и Вавилонское изгнания, а также множество других сложных периодов, через которые Исраэль прошли. Они не сумели распространить метод духовного развития. Более того, потеряли собственную духовность и упали обратно на эгоистический уровень. Это материализовалось в форме разрушения Второго Храма (70 г.н.э.). Считанные мудрецы остались на своём духовном уровне, но народ вообще стал худшим из народов и был вынужден снова покинуть свою землю. Логика этого процесса объясняется в книге Зоар и других трудах каббалистов.
Но ничто не исчезает в духовном. Потомки Исраэль имеют своего рода духовные «гены», обязывающие эту нацию завершить свою миссию и передать метод исправления другим народам. Вот что евреи должны отдавать. Вот зачем природа допустила их возвращение на свою землю. Вот почему они обречены терпеть ненависть других народов до тех пор, пока не исправят, прежде всего, себя самих, после чего помогут другим. Согласно написанному каббалистами всех времён, метод исправления направлен на реализацию принципа «возлюби ближнего своего как самого себя». Вся наука Каббала – инструкция по реализации этого принципа.

Заключение

Стало быть, перед нами логическая схема. Эволюция человека продолжается, и её цель находится за пределами обычного эгоистического восприятия. Чтобы понять этот факт и устремиться к альтруистической цели, нам необходимо глубоко разочароваться в эгоистическом подходе, и именно поэтому нам нужны кризисы и несчастья. Есть народ, однажды уже прошедший этот путь, но вернувшийся на общий уровень. В своих генах они сохраняют склонность к отдаче, которая, однако, находится сейчас в извращённом состоянии и неразличима ввиду испорченности евреев – т.е. невежества в отношении своей миссии. Миссия евреев – развить тот метод, что хранится в их генетической памяти, и дать его всему человечеству. Антисемитизм – проявление отрицательной силы, которая вынуждает евреев вспомнить о своей миссии и начать её выполнять. Миру не нужен антисемитизм как таковой, и он исчезнет, как только евреи дадут миру то, что ему действительно нужно.
Отсюда любой еврей может понять, почему многие ненавидят его. Любой антисемит может понять, чего именно ему стоит требовать от евреев. Не потому, что они плохие, а потому, что всё человечество нуждается в верных действиях с их стороны. Действий, направленных на исправление эгоизма и духовное развитие.
Как только это начнёт происходить, мы увидим быстрое сокращение страданий, поскольку они нужны только лишь для того, чтобы заставить нас начать развиваться. Но что самое важное, всё больше людей в мире станут обнаруживать настоящую самоактуализацию, вечную и совершенную, поскольку отдача не имеет ограничений и никогда не аннулируется. Отдача означает подобие природе. Вспомните: отдающая сила природы направлена на объединение. Отдача означает единство и взаимное поручительство между людьми.
Важно помнить, что евреи – это не народ в обычном понимании. Это не этнос. Они стали народом после десятилетий жизни в своём кругу. Но вначале это была группа мужчин и женщин, у которых были одинаковые точки в сердце этого особого свойства – стремления к высшей природе. В соответствии с формальным определением, принятым в каббале, любой человек называется евреем, если у него есть это свойство. Сама эта точка так и называется – Исраэль.
Когда мы говорим о генетической памяти о духовном, опять же, это не касается 23 пар хромосом. Речь идёт о глубинной духовной памяти, существующей вне материи, но определяющей каждый момент нашей жизни.
Теперь мы знаем, что это значит – быть евреем. Прежде всего, это миссия, и весь мир нуждается в действиях со стороны Исраэль.


Рецензии