Письма о буддисткой этике

Наш друг — Жизненная Сила
...В каждом физическом теле есть известная Жизненная Сила, которая постоянно действует нам на Благо, несмотря на то, что мы легкомысленно нарушаем основные принципы правильной жизни. Часто то, что мы называем болезнью, оказывается просто оборонительным действием Жизненной Силы, ее намерением исправить причинное повреждение. Это не шаг назад со стороны живого организма, а наоборот, — движение вперед. Действие является ненормальным, потому что ненормальные условия и все усилия Жизненной Силы направлены на восстановление правильной работы.
Первый Великий Принцип Жизненной Силы — самосохранение. Этот принцип проявляется всюду, где только есть жизнь. (Как проявляется этот принцип при наличии несовершенства? — Об этом мы говорили в этике, а если не говорили, то будем говорить. Напиши об этом.) В этом принципе самосохранения имеются инстинкты: инстинкт сохранения рода и инстинкт индивидуальной жизни. Оба эти инстинкта являются как несовершенное желание рассадником борьбы (победы и поражения). В первом случае — половая любовь, испытание муки материнства, борьба за сохранение жизни потомства. Во втором случае — охота за мясом, бегство от опасности и т. д.
Между тем принцип самосохранения, проявляемый Жизненной Силой, так же верно указывает нам путь здоровья, как известный закон заставляет магнитную стрелку всегда обращаться на север. Мы часто сворачиваем с пути, невзирая на толкающий нас импульс; но верное побуждение в нас всегда существует. В нас горит тот же инстинкт, который заставляет зерно давать росток и, сдвигая на пути тяжести, в тысячу раз превосходящие его собственный вес, безошибочно пробивать себе путь к солнцу.
...Никакой организм заболеть не может, пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья. Здоровье — это жизнь в нормальных условиях, тогда как болезнь — жизнь в условиях ненормальных. Но условия, сделавшие человека здоровым и сильным, необходимо соблюдать и дальше, чтобы поддержать в нем его силы и здоровье. В правильных условиях деятельность Жизненной Силы ничем не стеснена, в неправильных же она проявляется неполно, и рано или поздно наступает то, что мы называем болезнью.
...Мы остановились на вопросе о благотворном влиянии Жизненной Силы, потому что это обыкновенно упускают из виду люди, не изучавшие специально данного вопроса. Но этот вопрос составляет предмет хатха-йоги и входит в философию йогов, которая отводит ей большое внимание в своей жизни. Они знают, что в Жизненной Силе люди имеют сильного друга и надежного союзника и стараются мешать ей как можно меньше, йоги знают, что она всегда бодрствует, заботясь об их благоденствии и здоровье, с непоколебимым доверием полагаются на нее.
Успех хатха-йоги в значительной степени зависит от методов, в совершенстве рассчитанных на то, чтобы содействовать Жизненной Силе, свободно и без всяких помех действовать в человеке. Все наши методы и упражнения клонятся к этой же цели. Задача хатха-йоги — расчистить путь Жизненной Силе и приготовить ей широкую и ровную дорогу. Следуйте нашим предписаниям и тогда в Вашем теле все будет обстоять благополучно.
Глава V
Лаборатория тела
...Первой частью нашей человеческой машины пищеварения являются зубы. Как известно, зубы разрывают и размельчают пищу, доведя ее до такого состояния, когда на нее легче всего может воздействовать слюна и поджелудочный сок, и когда пища принимает жидкую форму и ее питательные части могут легко усваиваться телом. Все это, конечно, вещи известные...
Следующими важными органами нужно считать слюнные железы. Таких желез шесть; из них четыре помещаются под языком и челюстью, а две — в щеках, перед ушами, по одной на каждой стороне. Их главные функции состоят в выделении слюны, которая, когда это бывает нужно, вытекает через многочисленные поры в разные части рта и смешивается с пищей, пережевываемой зубами. Если пища пережевана очень мелко, то слюна лучше пропитывает ее, и это дает лучший результат. Слюна смягчает пищу и облегчает ее проглатывание, хотя собственно эта функция не является для слюны самой главной. Наиболее известная функция слюны (западная наука считает это самой главной ее функцией) — ее химическое действие, которое состоит в превращении крахмалистых веществ пищи в сахар, что составляет первый шаг в процессе пищеварения.
Это другая старая истина. Все знают, что такое слюна, но многие ли едят так, чтобы дать слюне возможность проявить в полной мере свои свойства. Обыкновенно люди проглатывают пищу после самого краткого пережевывания и нарушают намерение природы, которая изобрела для этого такой дивный и тонкий механизм.
Следует еще упомянуть о языке; на него, к сожалению, возлагается задача несовершенного действия, т. е. произносить ругань, сплетничать, лгать, клясться и жаловаться на судьбу. Язык играет свою очень важную роль в процессе снабжения организма пищей. Кроме целого ряда механических движений, которыми он помогает переваривать пищу, и таких же услуг при проглатывании, он служит еще главным органом вкуса и производит критическую оценку пищи, которая должна поступить в желудок...
После того как пища разжевана и насыщена слюною, она через горло поступает в желудок. Нижняя часть горла, называемая глоткой, производит небольшое мускульное сжимание, которое заставляет кусочки пищи двигаться вниз, этот процесс называется глотанием. Процесс пищеварения пищи в сахар или глюкозу, начатый с помощью слюны еще во рту, продолжается, пока пища проходит глотку, и уже почти заканчивается, когда пища достигает желудка. Этот факт указывает на ту огромную разницу, которая происходит оттого, проглочена ли пища поспешно, едва смоченная слюною, или она хорошо разжевана.
Желудок представляет собою мешок со складками, вместимостью около пяти стаканов, а иногда и более. Пища поступает в желудок с левой стороны, как раз под сердцем. Покидает же она желудок с Правой стороны и входит в кишечник через небольшое отверстие, которое устроено так, что позволяет пище только выходить из желудка, но никогда не дает ей возвращаться туда обратно.


Лаборатория тела
(.Продолжение)
«Желудок представляет собою большую химическую лабораторию, где пища подвергается химической обработке и изменениям, после которых организм может впитывать ее в себя и превращать в красную кровь, циркулирующую по телу и укрепляющую все органы и отдельные части тела.
Внутренняя сторона желудка покрыта тонкой слизистой оболочкой, испещренной микроскопическими железами, открывающимися в желудок, вокруг которых протянута сеть кровеносных сосудов с чрезвычайно тонкими стенками, из которых вырабатывается желудочный сок. Желудочный сок — сильно действующая жидкость, растворяющая азотистые части пищи. Он оказывает действие на сахар или глюкозу.
У нормального (здорового) человека желудок вырабатывает в течение суток приблизительно около пяти стаканов желудочного сока, уходящего на пищеварение. Когда пища достигает желудка, маленькие железы, о которых уже упоминалось, испускают достаточное количество желудочного сока, смешивающегося с массою пищи. Затем желудок начинает производить движения, заставляя пищу менять место и переворачиваться до тех пор, пока желудочный сок не пропитает все частицы пищи и не смешается с нею. Инстинкт отлично наблюдает за движениями желудка и заставляет его действовать хорошо. В результате ненормальной работы желудка происходит гнилостный процесс брожения в нем. Это может перейти в хронический процесс под названием диспепсия. При таких условиях желудок уже оказывается не в состоянии исполнять свои нормальные функции — поверхность его становится вялой, мягкой и тонкой. Железы закрываются, и весь аппарат пищеварения превращается в негодность. При таких условиях пища, наполовину переваренная, поступает в кишки вместе с разными кислотами, выделяющимися при брожении, и в результате весь организм оказывается отравленным и плохо питаемым».
Далее идет описание кишечника, нужно ли тебе это? В конце концов ты все это можешь найти в любой медицинской литературе. Если считаешь нужным, я буду писать.
Перехожу к следующей главе.
Глава VI
Жизненный флюид
Здесь речь идет о крови. «Питательные частицы переваренной пищи поступают в кровь, двигаются по телу и становятся кровью. Кровь течет по артериям к каждой клеточке и ткани тела для того, чтобы исполнять свою работу: строить и восстанавливать. Затем кровь возвращается обратно, унося с собою обломки клеточек и другой отработанный материал человеческого организма с тем, чтобы все это было уничтожено легкими и другими органами, исполняющими, так сказать, „очистительную" работу. Течение крови от сердца и обратно называется кровообращением.
Кровь начинает свое течение по артериям, представляющим ряд эластичных каналов, имеющих отделения и подразделения. Сначала кровь течет по главным каналам, от которых идут меньшие, пока, наконец, не достигает так называемых волосных сосудов. Волосные сосуды — это микроскопически малые кровеносные сосуды, имеющие в диаметре не более одной трехтысячной части дюйма. Они напоминают собою тонкие волоски, откуда и произошло их название. Волосные сосуды проникают в ткань в виде сети, приводя кровь в соприкосновение со всеми частями тела. Их стенки чрезвычайно тонки, и питательные вещества крови, проходя сквозь эти стенки, воспринимаются тканью. Волосные сосуды не только отдают питательные части крови, но принимают в себя кровь на ее обратном пути, и вообще неустанно заботятся об организме, представляя собою передаточные пункты питательных частиц пищи, которые переходят к ним от ресничек кишечника...
По артериям течет красная, чистая кровь, обильная питательными веществами. Растекаясь из большого канала в маленькие, из меньшего в еще более малый, кровь, наконец, достигает волосных сосудов и тканей, которые принимают питательные вещества и употребляют их для сооружения чудесных маленьких клеточек тела, исполняющих свою работу разумно. Отдав свои питательные частицы, кровь отправляется обратно к сердцу, захватывая с собой все ненужные продукты, мертвые клеточки, разрушенные ткани и другие отбросы организма. Обратный путь начинается с тех же волосных сосудов, но идет кровь не по артериям, а благодаря особому устройству направляется в маленькие вены, из которых попадает в большие и, Наконец, достигает сердца. Выходя из сердца, прежде чем достичь снова артерий, кровь подвергается известному процессу. Она попадает в крематорий легких, чтобы сжечь там весь негодный материал и очиститься».
В следующей главе говорится об этой работе легких. «В организме человека существует еще другая жидкость, циркулирующая наравне с кровью. Она называется лимфой и по своему составу напоминает кровь. В ней находятся некоторые составные части крови, выходящие из стенок кровеносных сосудов, и части того неиспорченного материала, который, будучи очищенным лимфатической системой, снова попадает в кровь и становится полезным. Лимфа циркулирует по тонким венообразным каналам, до такой степени микроскопическим, что их нельзя рассмотреть невооруженным глазом, если не наполнить предварительно ртутью. Эти каналы впадают в крупные вены, где лимфа смешивается с кровью, возвращающейся к сердцу.
„Млечный сок" по выходе из малых кишок смешивается с лимфой в нижней части тела и, таким образом, попадает в кровь, в то время как другие продукты переваренной пищи проходят через главную вену и печень. Таким образом, хотя и разными путями, все питательные вещества снова встречаются при кровообращении.
Кровь является составной частью тела, доставляя питание и жизнь всем его органам. Если кровь бедна питательными веществами или кровообращение слабо, питание некоторых частей тела становится неправильным, и в результате человек заболевает.
Кровь составляет приблизительно одну десятую всего человеческого веса. Из общего ее количества одна четвертая часть находится в каждый данный момент в сердце, в легких, в больших артериях и венах. Одна четвертая — в печени, одна четвертая — в мускулах, а остальная четверть распределяется по другим органам и тканям. В мозгу находится приблизительно одна пятая всего количества крови. Кровь составляется из той пищи, которую принимает человек, а качество ее зависит от того, каким образом он ест».
Глава VII
Крематорий тела
«Органы дыхания состоят из легких и дыхательных путей, ведущих к ним. Легких два; они занимают подреберную часть грудной клетки по обеим ее сторонам и отделяются друг от друга сердцем, большими кровеносными сосудами и воздушными трубками.
Каждое легкое свободно со всех сторон за исключением верхней части, состоящей, главным образом, из бронхов, артерий и вен, связывающих легкие с дыхательным горлом и сердцем. Легкие представляют собою губчатое, пористое тело, и ткани их в высшей степени эластичны. Оба они покрыты тонким, но крепким мешком, известным под названием плевра, одна стенка которой соприкасается с легким, другая же — с внутренней стенкой грудной клетки, и выделяет из себя жидкость, которая позволяет внутренней поверхности стенок легко скользить друг по другу во время акта дыхания.
Дыхательные пути состоят из внутренностей носа, зева, гортани, дыхательного горла и бронхиальных трубок. Когда мы дышим, то втягиваем воздух через нос, в котором он согревается от соприкосновения со слизистой оболочкой, обильно снабженной кровью.
Пройдя затем зев и гортань, воздух попадает в дыхательное горло, или трахею, которая разветвляется в несколько трубок, называемых бронхиальными трубками. Эти трубки, в свою очередь, разветвляются на микроскопические подразделения, число которых достигает несколько миллионов. Один ученый высчитал, что если все дыхательные клеточки расселить на плоскости, то они покроют собою площадь в четырнадцать тысяч квадратных футов.
Воздух проникает в легкие с помощью диафрагмы — большого, сильного, плоского мускула, распростертого поперек грудной клетки и отделяющего грудную плоскость от брюшной. Работа диафрагмы почти столь же автоматична, как работа сердца, хотя диафрагма может быть превращена, путем усилия воли, в полуволевой мускул.
Когда диафрагма растягивается, она увеличивает объем груди и легких, и воздух наполняет образовавшуюся таким образом пустоту; когда же она сжимается, грудь и легкие уменьшаются в размере, и воздух удаляется из легких. Прежде чем приступить к описанию того, что происходит с воздухом в легких, мы должны бросить взгляд на кровообращение.
Как уже было сказано, кровь гонится сердцем по артериям в волосные сосуды, достигая, таким образом, каждой отдельной части тела, которые она оживляет, питает и укрепляет. Затем через те же волосные сосуды, но уже по венам кровь возвращается к сердцу, откуда направляется в легкие.
Вытекая из сердца, кровь представляет собою ярко-красную, богатую животворными свойствами и качествами жидкость. По венам же она возвращается бедной, синей, нагруженной разными отбросами организма.
Из сердца кровь устремляется, точно прозрачный горный поток, возвращается же обратно, подобно сточной воде. Эта грязная струя входит в сердце с правой стороны через правое предсердие. Когда это предсердие наполнится, оно сокращается и заставляет поток крови вливаться в правый желудочек сердца, который, в свою очередь, посылает кровь в легкие, где она распределяется по миллиону тончайших кровеносных сосудов и достигает воздушных клеток легких, о которых было сказано выше».
Теперь перейдем к работе легких.




ХАТХА-ЙОГА
Глава VII
Крематорий тела
(Продолжение)
«Грязный поток распределяется среди миллиона микроскопических клеточек легких. Приток свежего воздуха и кислорода приходит в соприкосновение с грязной кровью через тонкие стенки микроскопических кровеносных сосудов легких, стенки которых достаточно прочны, чтобы удержать в своих границах кровь, и вместе с тем достаточно тонки, чтобы пропускать сквозь себя кислород. Когда кислород приходит в соприкосновение с кровью, происходит процесс сгорания; кровь принимает в себя кислород и освобождается от углекислоты, образовавшейся от гниющих продуктов, которые собраны ею из всех частей тела. Очищенная и обогащенная кислородом кровь отправляется обратно к сердцу, став снова красной и богатой животворными качествами и свойствами. Достигнув левого предсердия, она поступает в левый желудочек, откуда распространяется затем по артериям, неся с собой жизнь во все части организма.
Если чистый воздух поступает в легкие в недостаточном количестве, то загрязненный поток отравленной крови не может очиститься, а, следовательно, не только тело лишается питания, но вредный материал, который должен быть подвергнут сгоранию, возвращается снова в артерии и отравляет организм. Недостаточно чистый воздух производит то же самое действие, только в меньшей степени. Тот, кто дышит чистым воздухом и, следовательно, имеет чистую кровь, отличается крепким здоровьем.
Важное значение правильного дыхания доказать нетрудно. Если кровь не вполне очистилась в легких, то в артерии она возвращается в ненормальном виде. А кровь, предоставленная настоящим образом действию воздуха в легких, не только освобождается от своих нечистот и вредных частиц, но, кроме того, воспринимает и поглощает известную часть кислорода, который разносится ею по всему телу, где его присутствие необходимо для здоровья. Артериальная кровь содержит в себе около 25 % чистого кислорода.
Недостаток кислорода означает недостаток питания и здоровья. Поистине „дыхание есть жизнь"».
Акт дыхания заставляет человека упражнять внутренние органы и мускулы, и йоги придают этому большое значение.
Глава VIII
Питание
«Человеческое тело подвержено непрестанному изменению. Атомы костей, тканей, мяса, мускулов, жира и жидкостей постоянно изнашиваются в лаборатории тела и посылаются на смену износившемуся материалу.
Все тело и отдельные его части в отношении здоровья, силы и крепости зависят от постоянного возобновления материала. Если это возобновление приостановится, то последует смерть.
Краеугольным камнем отношения к пище в философии хатха-йоги считается санскритское слово, которое можно перевести словом питание. По философии йогов пища должна означать: во-первых, питание, вообще питание. Йоги не полуистощенные, голодные люди и не чревоугодники, они не имеют склонности к обильным и утонченным яствам. Питаются простой пищей, зная, что вполне насытятся, не прибегая к вредным веществам, которые содержатся в наиболее Утонченных блюдах людей, не знакомых с истинным назначением пищи.
Учение хатха-йоги гласит: „Человека питает не то, что он ест, а то, что усваивается им". Метод йоги лежит на середине двух дорог, По которым идут две различные западные школы, а именно: чревоугодников и аскетов, из которых каждая громко провозглашает достоинство своего культа. Мы можем утверждать, что хатха-йога совсем не требует голодания, но, наоборот, знает и учит, что ни одно Человеческое тело не может быть сильным и здоровым, если человек перестает поддерживать его пищей, которая может быть с пользою усвоена организмом.
Но йог скорее эпикуреец, чем гастроном, так как, питаясь простою пищею, он сумел культивировать естественный и нормальный вкус, и его голод удовлетворяется простыми блюдами, что нельзя сказать о несовершенных».
Глава IX
Голод и аппетит
Голод и аппетит — два совершенно различных проявления человеческого организма. Голод — это нормальное требование организма, аппетит же — противоестественное желание пищи.
Для того, кто освободится от аппетита, ощущения голода и аппетита кажутся совершенно различными, и в уме у него при упоминании слова аппетит или голод рождаются два совершенно различных представления.
Сейчас только получил твое письмо и решил не писать «много болтовни» — по твоему совету.
Глава X
Поглощение праны из пищи
«Теория йогов об усвоении праны из пищи утверждает, что в пище как человека, так и животных содержится известная форма праны, которая абсолютно необходима для поддержания в человеке силы и энергии, и что эта форма праны поглощается из пищи нервами языка, рта и зубов. Жевание пищи освобождает эту прану, размельчая частицы пищи в микроскопические кусочки, передавая их затем в виде многочисленных атомов праны языку, рту и зубам. Каждый атом пищи содержит большое количество электронов праны, или пищевой энергии, причем электроны эти освобождаются при пережевывании пищи под химическим воздействием некоторых элементов слюны, присутствие которых не подозревается современными учеными, которые даже неразличимы для современной химии, хотя будущие исследователи, возможно, докажут наличность этих свойств. Освободившись от пищи, эта пищевая прана передается нервам языка, рта и зубов, быстро проходит по телу и костям и доходит до многочисленных складов нервной системы, откуда затем передается во все части тела, где она идет на увеличение энергии и жизненной силы клеточек. Различные праны в различных местах природы выполняют различные функции.
Прана из воздуха исполняет одну работу, прана из воды — другую, а та, которая добывается из пищи, служит для осуществления третьей. Чтобы добыть максимум праны из пищи, необходимо тщательно жевать и мочить пищу слюной. Тот, кто победил в себе ложный аппетит, так часто принимаемый за голод, когда будет жевать сухую корку хлеба, не только получит удовлетворение в смысле насыщения, но даже испытает известное удовольствие. Для того, чтобы отвыкнуть от ложного аппетита и возвратиться к естественному голоду, требуется известная практика. Наиболее питательная пища будет наилучшим образом удовлетворять нормальному вкусу, причем нужно помнить, что пищевая прана содержится в пище в прямой пропорции к ее питательности.
Йог ест пищу медленно, пережевывая ее до тех пор, пока он не почувствует ее, т. е. пока она дает ему известное вкусовое ощущение. В большинстве случаев это ощущение продолжается все время, пока пища находится во рту, так как необходимо, чтобы пища растворялась медленно. Йог медленно двигает своими челюстями, так сказать, лаская пищу языком; зубы погружает в нее любовно, понимая, что они выделяют пищевую прану с помощью своих нервов, а также нервов языка и зева, пополняя этим энергию организма. В то же время йог сознает, что подготавливает свою пищу для переваривания в желудке и доставляет своему телу необходимый материал для восстановления клеточек. Если человек станет проглатывать пищу лишь наполовину пережеванной и недостаточно смоченной слюною, многое будет пропадать даром и проходить через организм в виде бродящей и гниющей массы.
У йогов же ничто не выходит из организма в виде отброса, кроме действительных отбросов, и каждая частица питательности выделяется из пищи, а вместе с тем из атомов ее также выделяется вся пищевая прана. Пережевывание размельчает пищу на мелкие частицы, позволяя слюне проникать в нее, а желудочному соку исполнять необходимую работу, оказывать химическое действие на атомы пищи и освобождать пищевую прану, которая впитывается нервной системой. Движение, испытываемое пищею под влиянием работы челюстей, языка и щек во время жевания, заставляет двигаться атомы нервов, которые поглощают пищевую прану. Йоги держат пищу во рту, медленно и аккуратно пережевывая ее до тех пор, пока она проглатывается почти невольно, и они в полной мере испытывают наслаждение поглощения праны.
Если кружка молока выпита залпом, то оно не дает и половины той питательности, которую можно получить от того же количества Молока, выпитого медленно, задерживая на мгновение каждый глоток во рту».
Советую тебе убедиться во всем этом самой. Выбирай свободное время и начинай медленно жевать, предоставляя пище постепенно таять во рту. Попробуй таким образом съесть яблоко и ты увидишь, что в твой организм влилась как будто новая сила. Так, по крайней мере, уверяет Рамачарака.
«И всякий, у кого хватит терпения довести опыты нового питания до того времени, когда они дадут результаты, станет получать почти невероятное количество питания и силы от сравнительно небольшого количества пищи, так как он ничего не будет терять даром. Йоги получают максимум питательности из минимума пищи и огромное количество праны из небольшого количества материала».


Оживляющее нервы дыхание йогов
Это упражнение рассчитано на то, чтобы поднимать деятельность нервной системы, развивать нервную систему, энергию и жизненность организма. Оно порождает возбуждающее давление на важные нервные центры, которые, в свою очередь, поднимают энергию всей нервной системы и посылают усиленную волну силы во все части тела, и поэтому оно необходимо для самого созерцания.
Встаньте прямо.
Вберите в себя воздух полным вздохом и задержите его в легких.
Вытяните руки прямо перед собою, не напрягая мускулов, так, чтобы их только слегка поддерживала нервная сила.
Медленно отводите руки назад к плечам, постепенно напрягая мускулы и сообщая им силу, так, чтобы в тот момент, когда рука будет у плеча, кулаки были бы крепко сжаты и в них чувствовалось бы дрожание.
Затем, держа мускулы в напряжении, нужно медленно вытянуть кулаки и быстро отвести руки назад, к плечам, все еще напряженными. Повторите это несколько раз.
С силою выпустите воздух через рот.
Сделайте очищающее дыхание.
Действие этого упражнения во многом зависит от быстроты, с Которой руки отводятся назад, и от напряжения мускулов, а также, Конечно, от степени наполнения легких воздухом.


Развивающее голос дыхание йогов
Йоги вырабатывают свой голос особой формы упражнениями дыхания, делающими голос мягким, прекрасным и гибким и сообщающих ему невыразимую звучность и силу.
Очень медленно, но с силой вберите в себя воздух полным дыханием через нос, продолжая вдыхать как можно дольше.
Задержите дыхание на несколько секунд.
С силой выпустите воздух одним выдохом, широко открыв рот.
4. Сделайте одно очищающее дыхание, чтобы дать легким отдых. Не вдаваясь подробно в теорию йогов относительно того, как создавать звук при разговоре и пении, скажем только, что они на опыте убедились: тембр, качество и сила голоса зависят не только от голосовых органов, помещающихся в горле, но в значительной степени и от лицевых мускулов и т. п.
Эксперимент: станьте перед зеркалом, вытяните губы и посвистите, заменив при этом форму вашего рта и вообще выражение вашего лица. Затем начните говорить или петь, как вы это делаете обыкновенно, и заметьте получающуюся в лице перемену. Потом опять посвистите в течение нескольких секунд и, не изменяя положения ваших губ и лица, пропойте несколько нот; посмотрите, какой получится вибрирующий, резонирующий, чистый и прекрасный тон.
Задержанное дыхание
Это упражнение употребляется для укрепления и развития дыхательных мускулов и легких. Простое повторение его будет также способствовать и расширению груди. Йоги учат, что задерживание по временам дыхания полезно не только для развития дыхательных органов и органов пищеварения, но чрезвычайно полезно для самого созерцания.
Упражнение
Встаньте прямо.
Сделайте полный вдох.
Задержите дыхание как можно дольше, пока это не станет вам трудно.
Выдыхайте с силой воздух через открытый рот.
Сделайте очищающее дыхание.
Сначала вы будете в состоянии удержать воздух лишь очень ненадолго, но вскоре вы напрактикуетесь и сделаете большие успехи. Можете ваши успехи отмечать по часам.
Возбуждение деятельности легочных клеток
Это упражнение предназначено для возбуждения клеточек легких; начинающие должны стараться не переусердствовать, и вообще его никогда не следует проделывать со слишком большой энергией. На первых порах у некоторых может появиться головокружение; в таком случае следует немного пройтись и некоторое время не повторять упражнение.
Встаньте прямо; руки опустите вдоль тела.
Медленно и постепенно вдохните воздух.
Во время дыхания слегка постукивайте грудь концами пальцев, все время меняя место.
Когда легкие наполнятся, задержите дыхание и слегка потрите грудь ладонями рук.
Сделайте очищающее дыхание.
Это упражнение укрепляет и возбуждает все тело и дает новый импульс для нового созерцания.
Растягивание ребер
При правильном дыхании ребра играют большую роль, и время от времени им бывает полезно дать маленькое специальное упражнение, чтобы сохранить в них эластичность.
Встаньте прямо.
Положите руки на бока, высоко под мышки, так, чтобы большие пальцы были обращены к спине, ладони лежали бы на боках грудной клетки, а остальные пальцы были бы обращены к переду.
Сделайте полное вдыхание.
Задержите ненадолго воздух.
Слегка сдавливайте бока руками и медленно выдыхайте.
Сделайте очищающее дыхание.
Будьте уверены в этом упражнении и не переутомляйтесь.
Расширение груди
Грудь легко может стать впалой, если йог, проводя свое упражнение (созерцание), сидит согнувшись часами.
Следующее упражнение очень полезно для восстановления естественных условий и развития грудной клетки.
Встаньте прямо.
Сделайте полное вдыхание.
Задержите воздух в легких.
Вытяните вперед руки и соедините сжатые кулаки, один с другим, так, чтобы они приходились на одной линии с плечами.
Разведите с силой кулаки в стороны, чтобы руки были по бокам туловища, на одном уровне с плечами.
Снова сведите кулаки спереди (см. положение 4) и снова отведите их в стороны (см. положение 5). Повторите это несколько раз.
С силой выпустите воздух из легких через открытый рот.
Сделайте очищающее дыхание.
Соблюдайте умеренность, делая это упражнение, и не переутомляйтесь.

ХАТХА-ЙОГА
{Продолжение)
Дыхание в соединении с движением
Идите ровным шагом, держа голову вверх и слегка подняв подбородок, плечи назад.
Вдыхайте полным дыханием, считая (медленно) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, — по одному на каждый шаг и заканчивая вдыхание, когда дойдете до 8.
Медленно вдыхайте через нос, отсчитывая, как раньше, шаги: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8.
Сделайте промежуток между вдохами, продолжая ходить и отсчитывая до восьми шагов.
Повторяйте упражнение сначала, пока не почувствуете усталость. Отдохните и проделывайте упражнение, пока это вам доставляет удовольствие. Это упражнение следует повторять несколько раз в день.
Некоторые из йогов варьируют это упражнение, удерживая дыхание со счетом до четырех, и выдыхают воздух при счете до восьми. Делайте так, как это вам больше нравится.
Утреннее упражнение
1. Встаньте прямо: голову вверх, глаза прямо, плечи назад, колени вместе, руки по швам.
Медленно приподнимайтесь на пальцах ног, медленно и ровно вдыхая воздух полным дыханием.
Задержите дыхание на несколько секунд, оставаясь в том же положении.
Медленно опуститесь на пятки, выдыхая воздух через нос.
Сделайте очищающее дыхание.
Повторите упражнение несколько раз, поднимаясь то на одной правой, то на одной левой ноге.
Возбуждение кровообращения
Встаньте прямо.
Сделайте полное дыхание и задержите воздух.
Медленно нагнитесь вперед, твердо и спокойно возьмите в руку палку или трость; постепенно напрягая всю вашу силу, сжимайте палку все крепче.
Отпустите палку, вернитесь к прежнему положению и медленно
вдохните воздух.
Повторите это несколько раз.
Закончите очищающим дыханием.
Это упражнение можно проделывать и без палки, сжимая лишь воображаемый предмет и силой воли увеличивая сжимание.
Это любимое упражнение йогов для возбуждения кровообращения; артериальная кровь приливает при этом к конечностям, а венозная кровь приливает назад, к сердцу и легким, где она снова может окислиться кислородом втянутого в легкие воздуха.
Глава XVII
Дыхание носом и ртом
Здесь Рамачарака на четырех страницах подробно описывает, как нужно дышать. Он говорит, что нужно дышать только носом.
Глава XVIII
« Маленькие жизни» тела
Эта система йоги учит, что физическое тело состоит из клеточек, каждая из которых заключает в себе «маленькую жизнь». Эти «жизни» суть частицы умственной стихии, напряжения, делающего клеточки способными к надлежащей работе.
Клеточки тела состоят из трех начал: 1) материи, которую она получает через пищу; 2) праны, или Жизненной Силы, которая сообщает им способность работать; 3) Разума, или «умственной стихии», составляющей часть Мирового Разума.
В этой главе раскрывается учение о крови и клетках.

Глава XIX
Приобретение власти над - «непроизвольными» мышцами и органами
Это очень интересный отдел, я решил написать тебе основное содержание этой главы.
Тренированная в известном направлении воля способна оказывать временное воздействие на «непроизвольные» мышцы и органы; но для этого требуется длительная подготовка. Есть и еще способ призвать волю к действию — повторением известных слов. (Помнишь, Ната, когда созерцаешь, необходимо читать мантру: ОМ БАЗАР САДА ХУМ и т. д.) Этим ищущий заставляет свою волю концентрироваться. Это, видимо, похоже на самовнушение. Слова (мантра) сосредоточивают внимание и волю на том месте, где происходят волнения, и постепенно усиливается волна праны, поднимается энергия тела.
К сожалению, русский текст Рамачараки настолько глуп, что не могу найти, что писать. А тибетский текст настоящих йогов (не Рамачараки), я не искал, ибо сейчас читаю более интересную литературу, которой нет ни на одном из европейских языков.
Глава XX
Праническая энергия
Прана находится во всех формах материи, однако, она — не материя. Человек может получить прану из воздуха, из пищи, из воды и солнечного света и может обращать ее на пользу своему организму. В наиболее свободном состоянии прана находится в атмосферном воздухе; свежий воздух сильно насыщен праной, и из воздуха ее легче получить, чем из какого-либо другого источника. Йоги научаются накапливать в себе прану, как конденсатор, также оккультисты высокого развития обязаны в значительной степени своими силами этому факту и разумному пользованию этой накопленной энергией. Йоги учат, что при известных формах дыхания они устанавливают известное соотношение в количествах праны и могут направить ее, куда им желательно. Таким путем они не только укрепляют все части своего тела, но и посылают большое количество энергии самому мозгу; они развивают, благодаря ей, свои скрытые силы и укрепляют физическую мощь. Прана из воздуха усваивается нервной системой и расходуется ею.
Прана разносится во все части нервной системы, сообщая им крепость и жизненность. Сила, передающаяся по нервам от мозга во все части тела, есть проявление праны.
Глава XXI Пранические упражнения
Способом ритмического дыхания йог как бы улавливает и поглощает в увеличенном количестве прану, а также регулирует ее, так что она оказывается совершенно послушной его воле. Рамачарака говорит: «Йог пользуется праной как средством для передачи другим своих мыслей и для привлечения к себе всех тех, чьи мысли настроены на один камертон с его мыслями. Способность телепатии, передачи мыслей на расстояние (месмеризм и т. д.), может быть значительно усилена, если лицо, передающее мысли, будет перед этим дышать ритмично. Ритмическое дыхание увеличит ценность психического и магнетического лечения на несколько сот процентов. В ритмическом дыхании главное, что следует приобрести, это — мысленное чувство ритма».
Йоги в основу своего ритмического счета ставят единицу, соответствующую биению сердца.
Упражнение
Проверьте биение вашего сердца, прослушав рукой пульс и отсчитывая: 1, 2, 3, 4, 5, 6—1, 2, 3, 4, 5, 6; и т. д., пока ритм твердо не запечатлится в вашем уме.
Правило йогов при ритмическом дыхании требует, чтобы вдыхание и выдыхание продолжались одинаковое время, а задержание воздуха в легких и промежуток между вдохами равнялись бы половине этого времени.
Пранические упражнения
Упражнение в ритмическом дыхании
Нужно садиться прямо, в удобной позе; грудь, шея и голова должны, насколько это возможно, составлять одну прямую линию. Плечи слегка откинуть назад, руки спокойно положить на колени.
Медленно вобрать воздух полным вдохом, отсчитав шесть ударов пульса.
Задержать воздух в легких в продолжение трех ударов пульса.
Медленно выпустить воздух через нос, отсчитывая шесть ударов пульса.
Прежде чем начать следующее вдыхание, пропустить три удара пульса.
Повторить упражнение несколько раз, не доводя себя до утомления.
Собираясь закончить упражнение, надо сделать очищающее дыхание, которое дает чувство отдыха.
После нескольких упражнений ты будешь в состоянии увеличить время вдыхания и выдыхания, пока, наконец, не дойдешь до пятнадцати ударов пульса.
При этом всегда помни, что промежуток между вдохами, т. е. задержание воздуха в легких, всегда должно равняться половине числа ударов пульса при вдыхании и выдыхании. Желая увеличить продолжительность вдыхания, не делай слишком больших усилий, главное внимание обращай на ритм, который важнее, чем длительность вдыхания. Практикуйся и пробуй, пока ты не почувствуешь ритм вибрирующих движений во всем теле.
Посредством этих упражнений йог достигает того, что он дает себя хоронить (под землей) на полтора-два месяца, и когда его выкапывают, он снова оживает. Об этом ты, наверно, читала. Значит, он может задерживать дыхание сколь угодно долго. Это им необходимо для глубинного сосредоточения.
Привлечение праны
Лежа на ровном полу или на кровати совершенно без всякого напряжения, положи (легко) руки на солнечное сплетение (на под-ложечку, где ребра начинают разделяться) и дыши ритмично. Когда ритм совершенно установился, желай, чтобы каждое вдыхание принесло тебе усиленное количество праны и передавало ее твоей нервной системе, накопляя прану в солнечном сплетении. При каждом выдыхании желай (созерцай), чтобы прана, или Жизненная Сила, распространилась по всему телу, передаваясь в каждый орган и в каждую отдельную часть, в каждый мускул, клетку, нерв, артерию и вену, от головы до самых пяток, чтобы она укрепляла, оживляла и усиливала каждый нерв, развивая энергию, силу и крепость по всему организму.
Посредством воли можно созерцать (вообразить), что прана разливается по твоему телу, вливаясь в легкие и передаваясь оттуда солнечному сплетению, затем прана распространяется по всем частям организма до самых пяток и концов пальцев. При этом нужно создавать в уме картину тех действий, о которых говорится.
Перемена кровообращения
Ложись или сядь прямо и начинай дышать ритмично; при выдыхании направляй движение крови в ту часть тела, куда тебе желательно и где кровообращение замедлено. Кровообращение легко поддается действию воли, а ритмическое дыхание значительно облегчает задачу.
Заряжение организма праной
Сложи ноги вместе и сомкни пальцы обеих рук друг с другом так, чтобы тебе было удобно. Это как бы замыкает круг и мешает пране излучаться через конечности. Сделай несколько ритмических дыханий и ты почувствуешь в себе прилив новых сил.
Возбуждение деятельности мозга
Нужно сесть прямо так, чтобы позвоночник был совершенно выпрямлен, а глаза смотрели точно перед собою; руки сложить на коленях. Дышать ритмично, но не через обе ноздри, как при других упражнениях, а зажимая левую ноздрю пальцем, вдыхать воздух через правую ноздрю. Потом отнять палец, зажав им правую ноздрю, выдыхать через левую ноздрю. Затем, не меняя пальца, вдыхать воздух через эту же левую ноздрю и выдыхать его через правую. Опять вдохнуть через правую и выдыхать через левую. Это одна из Древнейших форм дыхания йогов.
Великое психическое дыхание йогов
Это дыхание требует большой практики со стороны ученика (ученицы) в области ритмического дыхания и умения сосредоточить внимание и мысли на ту картину, которую ты воображаешь. Общие принципы большого психического дыхания выражает старое изречение индусов: «Благо йогу, умеющему дышать своими костями».
Упражнение в этом дыхании наполняет праной весь организм, и ученик, проделав его, видит, что каждая кость его, каждый мускул, нерв, ткань переполнены энергией, праной, и ритмом дыхания. Йоги уверяют, что тот, кто усиленно упражняется в этом дыхании, чувствует себя так, как будто бы у него новое тело.
Упражнение
Лечь удобно, без всякого напряжения.
Дышать ритмично, пока ритм не установится вполне.
Затем, вдыхая и выдыхая воздух, создавать в уме картину дыхания, входящего в тебя через кости ног и проходящего по ним; потом оно переходит по костям рук и через верхушку черепа, через желудок и воспроизводительные органы; затем поднимается вверх и вниз вдоль спинного хребта и, наконец, как будто дышит каждая пора кожи, вдыхает и выдыхает воздух, и все тело наполняется праной и жизнью.
Продолжая дышать ритмично, направить поток праны в семь жизненных центров по очереди, вызывая в уме их образы, как в предшествовавшем упражнении:
в лоб;
в затылок;
в основание мозга;
в солнечное сплетение;
в область крестца (нижнюю часть спины);
в середину живота;
в воспроизводительную область.
Заканчивать, несколько раз проводя ток праны взад и вперед от голо


Рецензии