Фильм Поп Владимира Хотиненко
Но дьявол не дремлет. С Запада ползет ирод. Хочет нарушить покой страны православной, счастье кротких коммунистов, (коммунистов зачеркиваем) верующих в Святую Троицу.
21 августа 1941 года. День Всех Святых. Народ прет в церкву в лучших традициях познепутинского режима. Но в умах зреют нерадостные мысли, понеже куры у попадьи стали нестись аки бешенные. Что не минута, то яйцо. Не к добру!
С первых минут фильма я отдал должное игре актеров. Сергей Маковецкий на высоте. Нина Усатова привычно главная по кухне и хозяйству, словно потчует тебя вкусными пирожками через экран. Режиссер Владимир Хотиненко правильно выстраивает сцены и диалоги. Мастера своего ремесла! Не мне их судить!
Но настораживает другое, а именно та надуманная слащавость, которую ощущаешь временами. Словно бы хотели сделать немножко православного гламура и по неопытности переборщили. Или это сделано намерено?! Подумаем над этим, а пока посмотрим собственно на сюжет фильма.
Герой Сергея Маковецкого отец Александр Ионин, служит священников в Псковской земле. После оккупации, по просьбе или приказу своего начальства, он едет в Ригу, где окунается в водоворот политической истории по образованию Псковской православной миссии под контролем фашистских сил.
Соло пристрастного зрителя.
-----------------------------------------------
Рига. Кабинет православного владыки. Буржуазный лоск интерьера и варенье на столе. Осень 1941 года. За круглым столом идет разговор в духе депутатов Мамонова и Пронина из сериала «Наша Раша». Тут в кабинет входит Маковецкий-Ионин и сходу получает предложение возглавить новую миссию. Немножко поругав братьев за дружбу с фрицами, он как истинный солдат идеологического фронта берет под козырек.
Пункт назначения – село Закаты.
----------------------------------------------
Как обычно по традиции советского кинематографа, фрицы предаются античному разврату. «Мамка! Курку давай!» и это еще цветочки. Гадкие солдаты фюрера сбивают на грузовиках коров, убивают девушку (правда по случайности!) Народ негодует, и смело бросает в «освободителей» комья грязи. Тут появляется отец Александр. Он хочет возродить, он хочет окрестить. Попадья (Нина Усатова) пророчествует: «Красивые словеса! Возрождать. С немцами. Прилепят вам всем потом на лоб – иуда!»
Отец Александр отвечает: «Большевиков обламывали! Колбасников не перехитрим что ли?!»
Жизнь тем временем ставит все по местам. Вместо партсобраний в церкви, теперь на ее фоне крутят фашистские агитационные ленты. «Кино приехало!» – орут дети, и бегут смотреть на эстетику свастик и гордых нордических орлов.
Соло пристрастного зрителя.
-----------------------------------------------
14 октября 1941 года. Праздник покрова. Плоть мертвецов покрывает землю от Смоленщины до подмосковной Дубны. На Дальнем Востоке люди просыпаются от гула в ушах. Так бывает, когда миллионы окровавленных ртов кричат одновременно.
Прихожане церкви села Закаты выходят на улицу после службы.
– Вот и первый снежок на покров! – голосок крайне умильный.
– Слава тебе Господи!
– С прааздником!
– С празником!
– И вас с праздником!
Колокол надрывается. Дите спрашивает у бабки:
– А почему покров?
– Это Богородица свой платочек снимает и всех нас покрывает от врагов.
Народ кучкуется. Предстоит застолье.
----------------------------------------------
В фильме не обходится без мистики, и наивных попыток пустить слезу у зрителя. Один из партизан приходит убить отца Александра, стреляет, но икона Богоматери берет пулю на себя. Священник не против быть убитым, но просит возможность отпустить грехи своему убийце. Партизан соглашается и преклоняет голову. Зря! Не знает партизан силы христианского человеколюбия! Пять минут спустя, он уже любовно засматривается в глаза Богоматери, и заискивает перед батюшкой.
Сентиментальный бред! Целевая аудитория которого, впрочем, известна.
Нина Усатова (попадья) уходит из жизни поучительно. Заболевая тифом, она не возвращается домой, где священник приютил десяток детишек. Она умирает в лесу, в одиночестве.
1944 год. Александр Ионин ходит вокруг гор трупов советских военнопленных. Один, поседевший и измученный, он отпевает разлагающиеся тела. Где-то не так далеко, эстетика Третьего рейха также догнивает в прочных, но затхлых катакомбах. Что есть это? Победа христианства над эзотерической школой, внезапно потерявшей свою силу? Нет. Это победа одного тирана над другим. Преобладающее движение одного маховика над другим. А между этими маховиками вечно перемалывающаяся плоть. Невинная плоть или виновная, изуродованное мясо не знает краски стыда.
Фильм «Поп» рождает противоречивые чувства, как и то время, о котором в нем идет речь. Я чувствую истинный порыв священника Александра Ионина сделать мир чуточку лучше, но я также вижу наивность батюшки, наивность, которая граничит с конформизмом. Отец Александр не предатель, он блаженный простак, несколько умудренный опытом. Он не понимает, что машина Лжи питается его праведностью как бензином, что его праведность маскирует Зло той системы, в рамках которой он служит. Изменились времена, но не изменилась эта традиция. Сегодняшние священники, искренне служащие людям и ведущие примерный образ жизни, так же как и Ионин прикрывают фурункулы системы покровами своей праведности. Праведность служит во имя Зла. Праведник служит Тирану.
Трейлер (ссылка чистая, предупреждение распространяется на все внешние ссылки с сайта Проза.ру)
Свидетельство о публикации №211010400263
И мистики, в общем-то здесь нет Партизан просто промазал, стреляя наугад. А что изменил своё решение убить попа, это тоже психологически вполне оправдано.
Кстати, а немецкий солдат убил девушку не случайно, он стрелял именно в неё. Единственное, что протиаоречит правде - стрелял из парабеллума, а это оружие офицера, а не солдата.
Сергей Булыгинский 13.01.2011 16:26 Заявить о нарушении
Честный Кинокритик 13.01.2011 22:03 Заявить о нарушении
Сергей Булыгинский 14.01.2011 15:19 Заявить о нарушении
Честный Кинокритик 14.01.2011 17:45 Заявить о нарушении