Клейст

Основоположник немецкого романтизма Генрих фон Клейст родился в октябре 1777 г. во Франкфурте-на-Одере в небогатой дворянской семье  потомственного прусского офицера, все представители которой традиционно избирали для себя военную карьеру. Когда Клейсту исполнилось шестнадцать лет, он так же надел военный мундир, поступил в прусскую гвардию и принял участие в бесславном  Рейнском походе 1794-1795 гг. против революционной Франции. Уже тогда он понял, что армейская жизнь не для него. («Военное сословие, - признавался Клейст в ту пору, - стало мне так ненавистно, что постепенно  мне становится в тягость  содействовать его целям»). При первой возможности, в 1799 г., он подал в отставку.  Сменив лейтенантский мундир на штатское платье, Клейст в двадцать два года становится  студентом Франкфуртского университета. Этот поступок рассорил его с родней, которая с тех пор  смотрела на него как на отщепенца. В 1801-1803 г., прервав свои занятия, Клейст предпринял путешествие по Франции, Швейцарии и Германии, истратив на это все небольшое состояние, доставшееся ему после смерти родителей. Чтобы заработать на жизнь, он занял в 1804 г. скромную должность таможенного чиновника в Кенигсберге. Здесь он завершил исполненную роковых страстей  трагедию «Семейство Шроффенштейн» (1803) и смешную бытовую комедию «Разбитый кувшин» (1805).

Конец размеренной жизни в Кенигсберге положило поражение пруссаков при Йене в октябре 1806 г. Вместе с двумя друзьями Клейст отправился в Берлин. Французские военные власти заподозрили  писателя в том, что он член  тайной организации. Клейст угодил в тюрьму  и едва избег расстрела. Выйдя через полгода на свободу, он с головой ушел в литературное творчество. Вместе с известным публицистом Адамом Мюллером  Клейст издает журнал «Феб»  и националистическую «Берлинскую вечернюю газету». В эти годы он опубликовал несколько пылких антифранцузских памфлетов, обличающих грабительскую политику Наполеона. В то же время из-под его пера одна за другой выходят новые пьесы: «Амфитрион» (1807), «Пентезилея» (1808; вопреки Гёте и традициям «веймарского классицизма», с его высокогуманистическим, несколько идеализированным представлением о «прекрасной» древности, об античной гармонии, Клейст изобразил мир эллинской архаики как варварскую эпоху, как царство безумных, демонических характеров, не умеющих и не считающих нужным смирять буйные порывы своих страстей, нередко жестоких и бесчеловечных), «Кетхен из Гейльброна» (1808), «Битва Германна» (1809), «Принц Гомбургский» (1810). Одновременно Клейст пробует себя как прозаик, сочиняет блестящие тонкие новеллы  «Землетрясение в Чили» (1807), «Михаэль Кольхаас» (1808), «Маркиза фон О» (1808), «Локарнская нищенка» и другие.

                *****

«КЕТХЕН ИЗ ГЕЙЛЬБРОНА, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ». (Большое историческое  представление из рыцарских времен). Первое действие переносит нас в большую лесную пещеру, где с соблюдением многих церемоний собрались члены высокого Тайного суда. Все присутствующие скрывают свои лица под масками. Их цель – рассмотреть жалобу, поданную оружейником из Гейльброна Теобальдом Фридеборном, обвиняющем в колдовстве рыцаря Фридриха Веттера, графа фом Штраль. История, изложенная обвинителем, и  в самом деле выглядит чрезвычайно странно. До сих пор радость всей свой жизни старый Теобальд видел в милой, отзывчивой и послушной дочери Кетхен. Да и можно ли быть несчастным, имея такую дочь? Но вся  жизнь оружейника пошла прахом после встречи с графом фом Штралем. Несколько месяцев назад он заглянул в его мастерскую, что бы починить застежку  доспехов, и с тех пор Кетхен как будто подменили. Собрав немногие вещи, она бросила отца, родной город, жениха, с которым была помолвлена, и пустилась следом за рыцарем. С тех пор она преследует его как тень, в непонятной слепой покорности, «словно распутна девка». «Куда бы не устремился он в погоне за приключениями – в сырые ущелья, в пустыню, палимую полдневным жаром, во мрак густых лесов, - всюду она за ним, как собака, над которой много потрудился ее хозяин. Привыкшая спать на мягких подушках… лежит она теперь, как служанка, в его конюшнях, а ночью засыпает, усталая на соломе, которую подстилают его гордым коням». И все попытки водворить ее обратно в родительский дом остаются безуспешными. Что же это, как не самое настоящее колдовство?

Высокий суд требует объяснений у графа фом Штраля. Однако тот сам теряется в догадках. Бросив родной дом, Кетхен упорно следует за ним по пятам. Она молчит о причинах, побудивших ее к этому шагу, и умоляет лишь об одном: не выдавать ее отцу. Заинтригованные судьи вызывают для дачи показания саму Кетхен. Начинается допрос. Девушка отвечает путано и туманно и вообще производит впечатление одержимой. Но из ее простодушных речей становится очевидным невинность фом Штраля. Общаясь с ней, он никогда не преступал границ дозволенного, не раз уговаривал ее вернуться к отцу, но Кетхен не может этого сделать. Отныне и навсегда ее судьба повсюду следовать за своим избранником и исполнять по мере сил любое его желание. Посовещавшись, судьи признают обвинение оружейника необоснованным.

В начале второго действия мы оказываемся в лесу  перед пещерой Тайного суда. Граф фом Штраль один. Выпущенный наружу, он бросается на землю и плачет. Во время суда он обращался с Кетхен резко, даже грубо. Но теперь ему нет нужды скрывать свои чувства, и граф может признаться: он любит Кетхен! Ее красота, ее поразительная преданность, ее мягкое обаяние давно уже покорили душу рыцаря. Но что с того? Ведь жениться на дочери оружейника он все равно никогда не сможет, а иных отношений между ними, кроме супружеских, быть не может. Печальные излияния фом Штраля прерывает рыцарь Фламберг, присланный к графу его матушкой. Он приносит тревожные вести: дом Штралей ждет война! Фрейлин Кунигунда фон Турнек давно уже пытается  отнять у него богатое владение Штауфен. Совсем недавно фом Штраль отразил нападение ее жениха бургграфа Фрейбургского. Теперь Кунигунда обещала свою руку рейнграфу фом Штейну. Но условие, поставленное ей прежнее: рейнграф должен добыть для нее Штауфен!

Граф фом Штраль спешит домой. Ночью во время грозы он ищет приюта в лачуге угольщика. Однако, его туда не пускают. В чем же дело? Сын угольщика по секрету сообщает графу, что рыцарь, остановившийся на ночлег, везет  с собой пленную связанную женщину. Фом Штраль вступает в поединок с похитителем и тяжело ранит его. Вскоре выясняется, что его противником оказался бургграф Фрейбургский, а неизвестная женщина – это Кунигунда! Фом Штраль отвозит ее в свой замок Веттерштраль. Вновь сменяются декорации, и мы видим Кунигунду уже в покоях  замка Веттерштраль. Вместе с фрейлин ее камеристка Розалия и домоправительница фом Штраля Бригитта. Из их уст Кунигунда слышит удивительную историю. В прошлом году граф был очень болен. И вот в Сильвестрову ночь, в тот самый миг, когда  старый год сменяется новым, ему в бреду явился ангел. Взяв за руку, он ввел фом Штраля в девичью спальню, где спала прелестная девушка. Лица ее он не разглядел. Но ангел сказал ему: это императорская дочь, и она непременно будет твоей женой! «История и вправду странная!» - соглашается Кунигунда и тотчас вспоминает, что она правнучка императора. Это обстоятельство вскоре становится известным фом Штралю и он невольно задумывается: быть может Кунигунда и есть его суженная, предназначенная ему самим небом?

Начало третьего действия переносит зрителя в придорожную гостиницу. Перед ним рейнграф  фом Штейн в окружении его друзей. Их разговор вводит в курс последних событий: Кунигунда уже помолвлена с фом Штралем, и дело быстро идет к их свадьбе. Накануне, в качестве свадебного подарка граф преподнес своей избраннице владение Штауфен, бывшее так долго причиной их вражды. Рейнграф в ярости. Он должен отомстить изменнице! Сегодня же ночью он нападет на ее замок Турнек и сожжет его дотла. В следующих сценах мы снова видим графа фом Штраля. Он гостит в замке своей невесты. Внезапно появляется Кетхен и приносит ему грозную весть: на замок готовится нападение. Она сама видела неподалеку отряд рейнграфа. Фом Штраль поднимает тревогу, однако, увы, предупреждение пришло слишком поздно – Турнек уже подожжен. Начинается паника. Крики: «Пожар! Пожар!» Нападение удается отбить, но огонь тем временем распространяется по замку. Следующие сцены разворачиваются во дворе замка. Кунигунду благополучно выносят из огня, но она никак не может успокоиться: в ее комнате остался портрет фом Штраля, недавно им подаренный и помещенный в дорогой футляр. Его непременно надо спасти! Граф успокаивает невесту: зачем ей портрет, ведь сам он здесь, рядом с ней. Но Кунигунда продолжает твердить о футляре. Кто вытащит его из огня? Внезапно из толпы выходит Кетхен. Она сделает то, о чем просит фрейлин. Уговоры ни к чему не приводят. Девушка скрывается в огне. Проходит несколько томительных минут, а Кетхен не возвращается. Проклиная свой портрет, граф приказывает поднести лестницу. Он должен спасти Кетхен! Внезапно крыша рушится… В немом отчаянии все отворачиваются от пожарища и не видят, как ангел выводит Кетхен из разрушенного замка. Через минуту ее обнаруживают лежащей на земле. В ее руке свиток. Кунигунда стремительно выхватывает и… разражается проклятьями. Кетхен вынесла из огня только один портрет! А где же футляр? Увы, он остался в комнате. В ярости фрейлейн бьет Кетхен свитком по лицу. Обезьянья рожа! Она все перепутала. Этот инцидент очень неприятно поражает фом Штраля. Но на другой день все становится на свои места, и странное поведение Кунигунды получает свое объяснение. В золе сгоревшего замка находят футляр (он нисколько не пострадал), а в нем – дарственная фом Штраля на владение Штауфеном.

В начале четвертого действия мы опять видим замок Веттерштраль. Кетхен спит под кустом бузины. Граф фом Штраль склоняется над ней и заводит со спящей девушкой разговор. Внезапно она ему отвечает. Не осознавая себя, она бесхитростно рассказывает ему о происшествии, случившемся с ней под Новый год, в Сильвестрову ночь. Тогда, пробудившись ото сна, она неожиданно увидела перед собой ангела, который подвел к ней за руку прекрасного юношу и сказал: вот твой суженный! Спустя несколько недель она столкнулась с незнакомцем в реальной жизни: им оказался фом Штраль, пришедший в мастерскую ее отца, что бы починить застежку…

Следующие события разворачиваются в купальне Веттерштраля. Кунигунда, вся закутанная в покрывало (так что не видно даже лица) приходит сюда, что бы помыться. Она скрывается в гроте, а через несколько минут появляется Кетхен. Она объята ужасом и буквально не находит слов. Едва она успевает скрыться, из грота выбегает Кунигунда. Она вне себя от ярости: Кетхен видела ее! Она узнала то, что никому не позволено знать. И поэтому Кетхен должна умереть!

События пятого действия, как и первого, открываются сценой суда. На троне сидит император. Перед ним  Теобальд и фом Штраль. На этот раз оружейник обвиняет графа в том, что тот осмелился отрицать его отцовство. Он именует Кетхен императорской дочерью! Император просит фом Штраля отказаться от этой явной лжи. Однако тот продолжает стоять на своем. Назначается Божий суд. Теобальд Фридеборн выходит против своего обидчика вооруженный с головы до ног. Граф, напротив, отбрасывает в сторону меч, сбрасывает с головы шлем и выступает против обвинителя в буквальном смысле с голыми руками. И тем не менее потасовка заканчивается его победой! Оружейник повержен и вынужден просить пощады. Эта победа сильно смущает императора. Оставшись один, он вспоминает, что шестнадцать лет назад был проездом в Гейльброне и имел любовное свидание с девушкой по имени Гертруда. Но мать Кетхен тоже звали Гертрудой, а самой Кетхен как раз исполнилось пятнадцать! Неужели она и в самом деле его дочь?

Тем временем вассал фом Штраля Фламберг сталкивается в императорском дворце с бургграфом Фрейбургским. От него зрители узнают, что Кунигунда покушалась недавно на жизнь Кетхен и пыталась подкупить повара, чтобы тот подал ей яду. А все из-за того, что девченка подсмотрела, как она купается. Бургграф с усмешкой отвечает, что в этом нет ничего удивительного: ведь Кетхен стала известна страшная тайна  фрейлейн. Дело в том, что блестящая красота Кунигунды – сплошной обман! У нее фальшивые зубы и фальшивые волосы. Свежестью своих щек она обязана румянам, а стройности стана – стальному корсету. Можно представить, как она выглядела в купальне, голая, не умеющая скрыть свой возраст и свои изъяны!

Декорации меняются. Зритель опять в замке Веттерштраль. Граф фом Штраль является утром в комнату Кунигунды. Разговор о свадьбе, которая должна состояться завтра. С притворным равнодушием Кунигунда спрашивает о Кетхен: неужели девочка умерла? Граф подтверждает этот слух. Похороны должны состояться завтра.

Следующая сцена переносит нас в лесную пещеру, в которой скрывается Кетхен. Вопреки распространяемым слухам, она жива и здорова. Внезапно  перед девушкой появляются несколько знатных вельмож. Среди них – император. Изумленной Кетхен читают указ, которым император официально признает ее своей дочерью и жалует ей богатый замок  Швабах. Отныне она – принцесса Швабская!

Последняя сцена разворачивается на площади  перед замком Веттерштраль. Кунигунда и ее родственники ожидают начала свадебной церемонии. Неожиданно появляется Кетхен в подвенечном платье имперской принцессы. Граф фом Штраль, словно не замечая Кунигунды, берет Кетхен за руку и ведет в церковь. Пьесу завершают две хлесткие реплики. Кунигунда: «Мор, смерть и месть! Вы мне за это поношение поплатитесь!» Граф бросает ей вслед лишь одно слово: «Отравительница!»

                *****

Уже первые произведения Клейста опрокидывали устоявшиеся каноны классического, просветительского театра с его  уверенностью  в непогрешимости  и неизбежном торжестве разума. Мировоззрение Клейста, напротив, было связано с болезненно-обостренным чувством непрочности мира, уязвимости, хрупкости человека. Тема разлада, раздвоения человеческой души, нетождественности человека самому себе – центральная в его творчестве. Оттого лихорадочная, бурная атмосфера пьес Клейста насыщенна  совершено особым, ему одному присущим  психологическим напряжением.

Гёте так отзывался о Клейсте: «Во мне писатель этот, при чистейшей с моей стороны готовности принять в нем искреннее участие, возбуждал всегда ужас и отвращение, наподобие прекрасно  созданного от природы организма, охваченного неизлечимой болезнью». Он, впрочем, попытался поставить «Разбитый кувшин», но спектакль не получился и выдержал всего одно представление. Винить в этом Клейста было бы несправедливо. Гёте смягчил язык, переделал многие сцены, в результате  потеряла оригинальность, живость  и верность быту. 

Жизнь Клейста, талант которого так и не был признан, завершилась трагически. В 1811 г. в гостинице на Ванзее, в пригороде Берлина, он сначала застрелил любимую женщину Генриэтту Фогель (она была смертельно больна и сама просила его об этом), а потом покончил с собой.  Этот поступок, увы, не стал неожиданностью, ибо мысль о самоубийстве грозным призраком следовала за Клейстом еще с юношеских лет. В своем предсмертном письме он написал, что провел «самую мучительную жизнь, когда-либо прожитую человеком». В историю немецкой литературы Клейст вошел как трагичнейший из романтиков.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии
С Клейстом познакомилась впервые на вашей странице. Сложный, неоднозначный автор. тема раздвоённости человеческой души вообще сложна, окутана мистикой, но время от времени вновь и вновь возрождается в литературе. Хотя...уязвимость, хрупкость человеческой души - это ведь верное наблюдение, но не для всех личностей.От чего это зависит. по-моему, психологи до сих пор не разгадали: теории есть, но однозначного ответа нет. С уважением,

Элла Лякишева   28.09.2017 08:38     Заявить о нарушении