Забытые имена. Николай Минский

 В галерее «Золотые перья» Николай Минский — персонаж особый.
Он признанный патриарх русского декаданса и фигура общественно-политическая, весьма своеобразная.
Исповедовал культ «абсолютной личности». Его золотое перо выделывало на бумаге зигзаги и кренделя, от лирических стихов до классических переводов, от политических призывов к объединению до лозунгов бежать «тропою индивидуализма».
Сегодня Николай Максимович Минский основательно забыт.

Я цепи старые свергаю,
Молитвы новые пою...

              Н. Минский

Николай Максимович Минский (настоящая его фамилия Виленкин) родился 15 января 1855 года в селе Глубокое Витебской губернии, в небогатой семье. Рано лишился родителей и рано начал добывать средства к существованию. Окончив Минскую мужскую гимназию с золотой медалью, в 1879 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Получил степень кандидата прав, но службой практически не занимался, а отдался целиком литературе.
Первое крупное произведение Минского «Последняя исповедь» — гневный монолог осужденного на казнь революционера.
Стихотворный монолог Минского послужил Илье Ефимовичу Репину материалом для создания картины «Отказ от исповеди перед казнью».
В первые годы творчества, Минский писал гражданские стихи в духе А.Н. Некрасова, однако, по мнению критики, «без некрасовской мощи». Естественно, как рефлектирующий разночинец-интеллигент «больного поколения», которое представлял Николай Минский, он болел и переживал за угнетенный народ:

Я вижу вновь тебя, таинственный народ,
О ком так горячо в столице мы шумели.
Как прежде, жизнь твоя — увы — полна невзгод,
И нищеты ярмо без ропота и цели
Ты все еще влачишь, насмешлив и угрюм.
Жизнь не манит тебя, и гроб тебе не страшен...

Это строки из стихотворения «В деревне»

Как поэт Николай Минский был довольно популярен. Его стихи студентки переписывали в тетрадочки и альбомы, учили наизусть. Но с появлением в поэзии Анненского, Бальмонта, Брюсова и Блока, его популярность сошла практически на нет, хотя на его стихи писали романсы Рубинштейн, Рахманинов и другие композиторы.

Широкую популярность Минский приобрел как переводчик Гомера, Аристофана, Байрона, Шелли, Верлена, Флобера, Метерлинка.
Еще Минский выступал как драматург.   
Но главное — не многогранность его творчества, а удивительные метания и шатания в идейных и художественных установках и принципах. Как отмечал критик Юлий Айхенвальд, Минский «колебался от тем гражданской скорби к искусству модернизма и обратно». Колебался он и в других сферах, за что его нещадно критиковали.

В 1883 году Минский предпринял попытку издать свои стихотворения отдельным сборником. Однако по распоряжению министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого на тираж наложили арест, и он был уничтожен. «Моя первая книга стихов была сожжена, — вспоминал впоследствии поэт, — и жандармский капитан, звеня шпорами, допрашивал меня: «Кого вы разумели под скалами и волнами?» От ссылки спасла какая-то амнистия...» Сам министр, вспоминал Николай Минский, «кричал и топал на меня ногами».
Но может быть, не зря кричал и топал?
Неожиданно для всех Минский переходит из гражданского лагеря под знамена «чистого искусства», забывает про страдания народа и провозглашает, что жизнь «без эстетического наслаждения» и «красоты» невозможна:

Мир исчез. Мертво былое.
Даль грядущего пуста.
Нас средь ночи только двое:
Я — Любовь, ты — Красота.

А уж его «бросок в революцию» вообще вызвал у современников шок.
Это произошло в 1905 году, когда Минский был редактором-издателем газеты «Новая жизнь» и переживал увлечение революционными иллюзиями, чувствуя себя «ставленником пролетариата» (по выражению Александра Кугеля).
Так, в своей газете в номере от 13 ноября Минский напечатал собственное стихотворение «Гимн рабочих»:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Наша сила, наша воля, наша власть.
В бой последний, как на праздник,
снаряжайтесь.
Кто не с нами, тот наш враг,
тот должен пасть...

И концовка стихотворения энергичная, революционная:
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Солнце в небе, солнце красное — наш флаг!

Словом, из декаданса Минский ринулся в революцию. Поэт-революционер.
А еще Минский напечатал свой перевод «Интернационала»:

Сегодня мы восстали,
Но завтра кончен бой.
В Интернационале
Сольется род людской.

Мало этого. В своей газете Минский опубликовал статью Ленина «Партийная организация и партийная литература».

Хлесткий журналист Петр Пильский вспоминает Минского конца ХIX века: «От него веяло и еще некоторым высокомерием, колючей самовлюбленностью. Минский кокетничал. Своих литературных гостей он принимал в комнате, обитой кругом сукнами или коврами. Женщинам он импонировал своей осанкой и проповедью замороженной холодности, и в большой моде были его стихи «Холодные слова» и еще «Белые ночи». Их знали наизусть».

    Надо вспомнить жену Минского — Людмилу Вилькину, отчаянную «декадентку» по настроению и стилю поведения, «новую египетскую жрицу», как называл ее Василий Розанов. Модернизм и декаданс Николай Минский каким-то невообразимым способом сочетал с религией и защитой интересов рабочих, называл себя социал-демократом.
За свои революционные материалы, «возбуждающие к усилению бунтовщических деяний», Минский был арестован, а потом добродетельно выпущен под залог и от греха подальше, укатил в Париж, а уже там стал оправдываться: мол, марксизм враждебен культуре, философии, религии и искусству, а революция — это плохо.
То есть сделал полный разворот. И стал антиреволюционером.

В Париже он написал трилогию: «Железный призрак», «Малый соблазн» и «Хаос».
В 1913 году вернулся в Россию, но вскоре  снова уезжает в Европу.
Революцию 1917 года встретил настороженно: она «вместе с радостью торжества... отозвалась в сердце и прежним знакомым страхом за судьбу культуры».
В начале 20-х годов Минский в Германии - председатель правления берлинского «Дома искусств».
«Седовласый старец», говоривший «долго, многосторонне и весьма отвлеченно», как вспоминал о нём Андрей Белый.

В 1922 году Минский выпускает книгу «От Данте к Блоку», издает стихи, читает лекции.
В «Манифесте интеллигентных работников» утверждал, что «умственные труженики» представляют собою «самовластный класс» и должны взять в свои руки «всю власть по производству и распределению».

Из Берлина Минский переехал в Лондон, где одно время служил в советском полпредстве, составляя бюллетень печати.
В 1927 году вновь уезжает в Париже.

Из воспоминаний Андрея Белого: «...Парижского Минского вовсе не связываю с Николаем Максимовичем, или — подлинным Минским.
«Парижский» — не нравился мне: не пристало отцу декадентства, входящему в возраст «деда», вникать в непотребства...
Как солнцем лоснился — маленький, толстенький, потирающий ручки, хихикающий, черномазый, с сединочками...»
Что и говорить, портрет довольно-таки неприглядный, по классической поговорке: седина в бороду, бес в ребро.

Однако в юности Николай Минский был совсем другим и отдавал дань «восторгам чистым любви и вдохновенья».
Таким же высоким духом и чистотой веют его переводы «Илиады» Гомера и «Саламбо» Флобера. 
А самый большой грех навесили на Минского революционно настроенные демократы, которые считали его главным виновником «насаждения «черных роз» декадентства в русскую литературу».
Мол, росли только лютики-ромашки-незабудки, а Минский взял и распустил «черные розы». Все испортил. Отравил. Обезобразил. Что за человек?!

Любить других, как самого себя...
Но сам себя презреньем я караю.
Какой-то сон божественный любя,
В себе и ложь, и правду презираю...

- писал Минский в стихотворении «Любовь к ближнему», заканчивая его так:

И всех людей, равно за всех скорбя,
Я не люблю, как самого себя.

Вот вам и «черная роза» от Николая Максимовича Минского.

Николай Максимович Минский скончался в Париже 2 июля 1937 года на 83 году жизни.
               
Прости мне, Боже, вздох усталости.
Я изнемог
От грусти, от любви, от жалости,
От ста дорог.
У моря, средь песка прибрежного,
Вот я упал -
И жду прилива неизбежного,
И ждать устал.
Яви же благость мне безмерную
И в этот час
Дай увидать звезду вечернюю
В последней раз.
Её лучу, всегда любимому,
Скажу «прости»
И покорюсь неотвратимому,
Усну в пути.


Полное собрание стихотворений Николая Минского вышло в 1907 году в 4 томах.
Литературно-публицистические статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт- Петербург, 1909).
Для биографии библиотеки Павленкова - Минский написал книжку об Генрике Ибсене в 1906 году.
Подробную библиографию произведений Николая Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, смотрите в "Литературе ХХ в.", под редакцией С.А. Венгерова (Москва, 1915). 



Использовался материал из инета.


Рецензии
Спасибо за информацию. Я ничего о Минском не знала. Наверное, его моя бабушка любила, она читала Ибсена, переписывала стихи Нандсона в молодости:
То вся она - печаль, то вся она - приманка,
То всё в ней - блеск и свет, то всё - позор и тьма;
Жизнь - это серафим и пьяная вакханка,
Жизнь - это океан и тесная тюрьма!

Наталия Меркурьева   24.08.2019 10:28     Заявить о нарушении
Да Минский был одиозной личностью и оказался
основательно забытым,хотя зря.
Но он не для широкого круга так называемых читателей.
Всё мельчает...

Михаил Ганкин   24.08.2019 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.