Встреча

Каждый день каждой осени на протяжении многих лет некий человек N спускался в метро и путешествовал по станциям. Хаотично менял направления, выходил в город, бродил по улицам... Забредал в такие уголки города M, о которых не знал, наверное, никто. Гулял, осматривал здания, читал названия афиш, рекламных плакатов, запоминал названия улиц, натыкался на тупики… Но ни разу не случалось такого, чтобы N заблудился. Как будто в голове у него был встроен компас, неизменно подсказывающий путь.
N мог не появляться дома по нескольку дней, увлеченный странствием по проспектам, заброшенным подворотням, промышленным территориям, узким коридорам.
Каждый раз, посещая уже виденный район города M, путешественник обнаруживал в нем [районе] что-то новое, и удовлетворенный совершенным открытием, вновь спускался под землю…

***
Однажды мне довелось встретить этого человека.

В тот памятный вечер на душе у меня скребли кошки. В голове все время крутилась одна и та же мысль: надо куда-то уехать, надо добраться до какого-то места... Не выдержав такой навязчивости, я отменила все встречи и вышла из дома. Ноги как будто сами понесли меня к метро.
Сев в первый попавшийся поезд, я сразу обратила на него внимание.  Он сидел напротив меня в полупустом вагоне и улыбался одними уголками губ, так размеренно и спокойно, что у меня возникло жгучее желание познакомиться с ним и научиться этой улыбке. Обнаружив проявленное к нему любопытство, человек приветливо помахал рукой и пересел на место рядом со мной.
«Будем знакомы», - немного растягивая слова, произнес он. -  «Меня зовут N». И протянул мне свою широкую сухую ладонь, которую я осторожно пожала.
«Очень приятно», - смущенно ответила я. – «А мое имя Анна».
«Красивое имя. Прямое и открытое», - похвалил N. – «Куда ты направляешься, Анна?»
Мне внезапно захотелось поделиться с ним тревогой, охватывавшей вот уже несколько часов.
«Я не знаю»,  - честно призналась я. – «Меня сегодня все время преследует чувство, что мне жизненно важно куда-то попасть. Вот только не знаю, куда. Так что я вышла из дома, и теперь бесцельно катаюсь по станциям».
«Что ж», - задумчиво проговорил N, - «Пожалуй, нам по пути. Хочешь, я покажу тебе места, где ты никогда не бывала? Тебе они должны понравиться, как мне кажется. Обещаю, что не сделаю тебе ничего плохого».
«Хочу», - просто ответила я, отчего-то сразу поверив его словам.
N загадочно улыбнулся и потянул меня к выходу:
«Тогда идем».
Мы вышли на ближайшей станции и поднялись в город в полном безмолвии. Странник держал меня за руку, безмятежно улыбался, вглядываясь куда-то вдаль, и увлекал за собой.
Мы гуляли по улочкам, смотрели, как загораются уличные фонари и окна жилых домов, гаснут витрины. Шли, не оглядываясь, наблюдая, как на город ложится ночь, и он погружается в сон… Он так красив, когда спит!
Шли шаг за шагом, смотрели по сторонам, иногда приостанавливались на светофорах, снова шли. Уже неясно было, то ли N ведет меня, то ли я выбираю дорогу… А может, мы оба знали, куда идти…

Казалось, в эту ночь мы обошли полгорода.
N был прав - я никогда не бывала в тех местах, которые он мне показывал. И он с удовольствием наблюдал украдкой, как удивление и детская радость появляются на моем лице, заменяя собой задумчивость и потерянность, разглаживая чуть нахмуренный лоб и брови. Иногда, когда восторг от увиденного особенно переполнял меня, я неосознанно сжимала его ладонь, а он в ответ сильно сжимал мою и тихонько смеялся…
Ведомые ветром, мы вышли к метро, но вниз не стали спускаться.
Поднявшись на парапет, мы наблюдали, как пробуждается город. Как будто зевая и потягиваясь, он разлепляет сонные веки и стряхивает с себя остатки ночи. Вот один за другим гаснут огни, и первый лучик солнца, пробежав по крышам полюбившихся нам зданий, ныряет в реку… Вдогонку за ним спешат другие лучики, пока еще слабые. Но они быстро набирают силу и уже не тонут в воде – покачиваясь на ее поверхности, освещают витрины многочисленных магазинов…
Внезапно пошел мелкий теплый дождик; весело прыгая по тротуару, он добрался до нас, но мы и не думали прятаться под крышей.
«Смотри», - шепнул мне N. – «Туда, где начинаются облака».
Я послушно вгляделась вдаль.
От увиденного у меня перехватило дыхание: над горизонтом, прорастая из реки, медленно тянулась радуга, такая яркая, что слепила глаза…
Немного щурясь, но не отводя взгляда, я с восторгом наблюдала, как она окутывала сизые облака, а они почтительно расступались перед ней, словно осознавая свою серую, тоскливую природу… Но вот радуга завершила свой маршрут и вознеслась над городом, переливаясь в лучах осеннего солнца. Она дразнила своей манящей близостью, находясь на самом деле неизмеримо далеко; но это не раздосадовало, а еще больше воодушевило меня.
Оторвавшись на краткий миг от созерцания великолепного явления, я перевела взгляд на N. Он стоял рядом, согревая мои руки, и смотрел на меня.
«Ты все пропустишь», - тихо сказала я.
«Ни в коем случае», - так же тихо рассмеялся N. – «Я наконец обрел то, что так долго искал. И теперь я свободен».
Произнеся эти слова, он нежно поцеловал меня в щеку и, сжав мою ладонь особенно сильно, отпустил. Взгляд его из озорного стал задумчивым и печальным.
«Мне пора», - с грустью в голосе проговорил он. – «Досмотри до конца».
Ласково улыбнувшись и на прощанье махнув рукой, N медленно удалялся от меня, пока полностью не скрылся из виду…
Дождь уже перестал омывать город, и M сиял, такой свежий, словно только что родился заново. Радуга еще некоторое время оставалась на небе, а затем как-то быстро растаяла в облаках, поглотивших ее без остатка.
Порыв ветра, внезапно возникший из ниоткуда, принес с собой пожелтевшие листья и бережно опустил их на воду. Скорее всего, это была игра моего воображения: мне почудилось, что на мгновение из листьев сложилась надпись. Но уже через секунду особо сильная волна безжалостно смыла ее, забрав листочки c собой. Впрочем, этой секунды вполне хватило, чтобы разглядеть одно-единственное, такое простое и трогательное, слово: “СПАСИБО”.

Я еще постояла на парапете, вглядываясь в город M, наблюдая, как на улицу выползают люди, одержимые своими заботами; как густеет поток машин; как пространство наполняет какофония привычных звуков; как открываются двери магазинов, меняя таблички на “Open”; как по реке поплыли первые трамвайчики; а затем пошла к метро.
Домой…

***
N я больше не видела.
Каждый вечер я спускалась под землю, часами ездила в поездах, с надеждой встретить его, но тщетно. Странник как будто исчез, растворился в любимом городе…
Та осень закончилась, а с ней - и мои путешествия. Но я точно знаю, что следующей осенью продолжу свои поиски.
Я поняла, что обрел N. Я поняла, что предстоит искать мне…
Я найду, как и он.
Я знаю.




14.11.2010


Рецензии
Созерцание прекрасного успокаивает. Иногда достаточно поменять работу или образ жизни, чтобы достичь умиротворение.

Анна Бедросова   11.01.2011 15:39     Заявить о нарушении