И опыт, сын ошибок трудных...

Из серии "РАБОТА, дорога, дом "
                * * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
1829              А.С. Пушкин
 

У каждого человека в жизни были люди, которые отнеслись по доброму, кто передавал свои знания и опыт.. 
Мне по жизни везло на хороших людей. С особой теплотой и благодарностью вспоминаю о них.
В начале своей трудовой деятельности работала в геолого-маркшейдерском отделе рудника  замерщиком и пробщиком . Вместе с маркшейдером или геологом ходила на шахту, в карьер, шурфы.

У нас был маркшейдер Александр Николаевич Борисенко, который в молодости работал то ли на Сахалине, то ли на Дальнем Востоке, где жили японцы, бывшие военнопленные,там он и научился японскому языку. Когда сердился,иногда  ругался по-японски, никто в отделе не  понимал, что он говорит.
По характеру же Александр Николаевич был очень спокойный, над ним часто в отделе женщины подшучивали, тогда он с невозмутимым спокойствием отвечал
- Проглотим и эту пилюлю, хоть она и горькая.
Александр Николаевич крупный мужчина лет 50-ти, зимой ходил в валенках с галошами, а поверх полушубка надевал старый дождевик. У меня же легкая нейлоновая куртка,теплый свитер, кирзовые сапоги, меховая шапка.
Борисенко почему-то не любил шахту, на которую мы ходили обычно в плохую погоду, а в ясную погоду - в карьер.

Зима. Выходим с конторы, у меня по моей должности экипировка: в руках рейка, за плечами теодолит, на плече тренога, вес приличный. Когда мы идем рядом, в масштабном сравнении: слон и моська! 
На улице буран, сильные порывы ветра, Александр Николаевич забирает у меня треногу, теодолит.
Поднимаемся на сопку. Порывом ветра меня разворачивает вместе с рейкой градусов на 180! Борисенко А.Н. забирает и рейку тоже! Кричу ему сквозь ветер
- А я что буду делать? Ведь это моя работа!
Александр Николаевич достает из-за пазухи рабочий журнал, подает мне
- Неси, инженером будешь! 

Многому меня научил Александр Николаевич, как работать с приборами, читать чертежи, строить разрезы, делать расчеты.
Но самое главное, что люди  старшего поколения передавали не только свои профессиональные знания, но и отношение к жизни, уважение к человеку,  способность помочь в трудную минуту, поддержать стремление в получении знаний.

Главный маркшейдер Терентий Григорьевич Усатый,  видя мое  старание, разрешал работать с приборами, советовал в те дни, когда мы не ходили на участок, устанавливать нивелир в коридоре конторы и учиться работать с  приборами.

Когда у нас не хватало участковых маркшейдеров, главный геолог рудника Николай Иванович Евтухов вспомнил, что меня Борисенко А.Н. всему научил. Пару раз сходила с главным маркшейдером на съемку, проверили мои знания и без диплома меня взяли в карьер маркшейдером.
В этом была заслуга Борисенко А.Н., который к тому времени с семьей уже переехал в Россию к детям.

Таких примеров из своей жизни может вспомнить каждый.
Это и есть бескорыстная доброта, которая помогает молодым определяться в жизни, набираться опыта, формироваться, как личность.
К сожалению, сейчас такое редко встретишь...


Вид на карьер. Фото автора.


Рецензии