Раздел 4 Философские размышления

                Раздел 4

                Философские полезные размышления

Прописная истина:
Если в мире существует два взаимоисключающих начала, должно существовать и две взаимоисключающие истины. Аминь! Они равноправны.

Из записной книжки одного пророка:
Чем глубже истина, чем большее числе явлений охватывает, тем менее она определена и тем более противоречива.
(Первое следствие из прописной истины).


Следствие № 2 (предельный случай):
Истины абсолютной, т.е. объясняющей все и охватывающей все явления бытия, существовать не может, т.к. невозможна одна и та же истина, лежащая в основе двухх взаимоисключающих явлений *.

Следствие № 3:
В мире все устроено разумно, значит мир - творение разума, это первое.  Но с другой стороны, разум не мог существовать без высокой организации материи, это второе. Можно предположить, что мир более сложный дает жизнь другому миру, который развивается от простого к сложному по законам, данным предыдущим миром. Тот, в силу своей белее высокой организации, обладая большей властью над природой, и мог бы сыграть роль разумного начала в развитии новой жизни. И можно дальше представить вселенную в виде вереницы
* Пример: Абсолютная всепрощающая любовь не может существовать, т.к. подразумевает любовь ко всем, без исключения, в том числе и к тем двоим, которые ненавидят друг друга, и, следовательно, любовь к одному исключает любовь ко второму. Хотя…, с помощью логики можно доказать, что угодно.


порождающих друг друга миров, растущих и развивающихся, самые высокоорганизованные, верхние ступени которой уходят в темноту вечности. Но и это не из¬меняет вопроса, кто же был первый, кто породил всю эту непостижимую, бесконечную по сложности жизнь? Разум или он возник с развитием жизни? И то, и другое. Не спешите смеяться, логика плохой советчик при решении вечных вопросов.
Разум, как и все на свете, двойственен. Следя за развитием мира сверху, он развивался в жизни через последовательные этапы ее совершенствования. Не в том ли причина нашего появления, что, познавая окружающий нас мир, его разумность, мы даем мировому разуму возможность познать себя через наши познания? И не есть ли искусство, чьи бескорыстные произведения, будучи по своей природе чисто эфемерными, но порождающие в нас великие иллюзии, - та награда, которую мы получаем за наш дерзкий путь познания? А если нет, то тогда зачем рождаются художники и учение, музыканты и философы, зачем нужны смелость мысли и полет вдохновения? Откуда тогда в человеке эта неистребимая тяга к знанию? С этим, увы, невозможно спорить, здесь нет логики. Люди, осененные дарованием, причастны к великой цели. Мучительно проходя свой полный жестоких сомнений и светлых озарении путь, они выполняют свое назначение. Дело не в названии того, чему или кому они служат - богу ли, науке, человеку, важно, что они служат Истине, и это постоянно движет ими и не дает стоять на месте.
Это схема, в жизни все неимоверно сложней. Там переплетены так тесно и поиск, и безделье, и низменные похоти, и высокие стремленья, что все они помещаются и могут уживаться в одном человеке одновременно, человек - это и мировой разум, и весь мир в себе. Получив такие большие возможности, он должен выполнять свои обязательства по отношению к миру. Нося его в себе, человек подчиняется так же, как и окружающий его мир, одним и тем же законам, которые непреложны. Люди, отказывающиеся от них, - те, кто закапывают свой талант, платят очень дорого - опустошенностью, брезгливостью к жизни, что влечет бесконечный список потерь. Уклоняясь от исполнения своих обязанностей по отношению к миру, человек вступает с ним в войну, и мир закрывает для него человеческие наслаждения и оставляет только низкое удовлетворение инстинктов. Вот почему непременный спутник лени - скука. Потеря интереса к жизни, замыкание в кругу личных мелких забот - это и есть страшный суд, божья кара, не важно, как это назвать. Человеческий разум един с мировым разумом, так же, как мировой разум един с человеческим. Человек - это и вселенная, и ее творец в самом себе.
Легко противиться насилию, т.к. видно с кем надо бороться, но насколько трудней бороться с соблазном, т.к. реального врага не существует, он сбивает с пути изнутри. Враг в себе - это сказочный враг, на месте одной отрубленной головы у него вырастает две новых, убивай его каждый день и это убийство не отягчит твоей совести, наоборот, с ежедневной смертью той отвратительней обезьяны, которая сидит в ка¬ждом из нас, ибо в ней сосредоточены злоба, малодушие и трусость, из тебя по капле будет выходить тот яд, который не мог не накопиться вместе с взаимным ростом твоего творца и тебя. И, перегибая, изворачивая и мучая свою душу, ты, уподобившись звездам, вольешься в сверкающую гармонию природы. Требование, идти по этому пути меньше всего похоже на принуждение - это сама жизнь, здесь каждый выбирает сам, и нет никого, кто мог бы помешать этому,  кроме самого себя.


17.09.1987 г.


Рецензии