Лоос, - австрийский архитектор
* * *
Адольф Лоос - пророк. (Вальтер Гропиус)
"ФУНКЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМУ".
Круг — первый из всех возможных орнаментов — эротичен по своему происхождению. Первое произведение искусства, первый наскальный рисунок, созданный первым художником на стене пещеры, было вызвано желанием снять волнение. Горизонтальная линия — лежащая женщина. Вертикальная линия — мужчина, проникающий в нее...
К искусству относится лишь самая малая часть архитектуры, а именно: надгробие и монумент. Все остальное, как служащее цели, должно быть исключено из мира искусства.
Потребность первобытного человека покрывать орнаментом свое лицо и все предметы своего обихода является подлинной первопричиной возникновения искусства... Первый человек, малюя орнамент на стенах своей пещеры, испытывал такое же наслаждение, как и Бетховен, сочиняя свою Девятую симфонию. Если первооснова искусства остается неизменной, то его проявления меняются с ходом времени: современный человек, ощущающий потребность размалевывать стены, — или преступник, или дегенерат.
Мне говорили: «Каждый век обладает своим стилем, неужели только у нас не будет своего стиля?» Говорят о стиле, а подразумевают орнамент... Подлинным величием нашего времени является именно то, что оно уже не способно придумывать новые орнаментации. Мы преодолели орнамент, мы научились обходиться без него...
Наши храмы уже больше не раскрашиваются в красные, синие, белые и зеленые цвета. Нет, мы теперь научились ощущать красоту голого камня.
...дом не имеет ничего общего с искусством, а архитектуру, следовательно, нельзя причислить к области искусства? Да, именно так.
Современный человек с татуировкой либо преступник, либо дегенерат. Во многих тюрьмах количество татуированных достигает 80%. Люди с татуировками, живущие на свободе, являются либо потенциальными преступниками, либо аристократами-дегенератами. Бывает, что до конца своих дней они ведут образцовую жизнь. Это лишь означает, что смерть наступила раньше, чем они совершили преступление.
"О БЕДНОМ БОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ"
Каждая комната создавала завершенную цветовую симфонию. Стены, мебель и материалы соответствовали друг другу самым изысканным образом. Каждый предмет находился на определенном месте, создавая чудеснейшую комбинацию... архитектор трудился не покладая рук. Для самой маленькой коробочки было продумано свое место. Квартира была удобна, но держала богатого человека в постоянном напряжении. Первые недели архитектор строго следил за хозяином, чтобы ничего не было нарушено. Богатый человек старался как мог, и все же иногда получалось, что он, задумавшись, клал книгу в ящик, предназначенный для газет. Или стряхивал пепел сигареты в углубление на столе, сделанное специально для подсвечника... и вот однажды богатый человек по рассеянности встретил архитектора в домашних тапочках. Тот был потрясен. "Что это на вас за тапочки?" - в отчаянии воскликнул он. Хозяин посмотрел на расшитые тапочки. Но сразу же вздохнул с облегчением. На сей раз он не в чем ни в чем не провинился. Тапочки были изготовлены по оригинальному эскизу архитектора. И он смущенно ответил: "Но господин архитектор! Разве вы забыли? Вы же сами нарисовали!" "Разумеется!" - яростно закричал архитектор. - Но исключительно для спальни! А здесь вы разрушаете все настроение этими двумя невыносимыми цветовыми пятнами. Как вы этого не видите?"
«Архитектура»
Могу ли я отвести вас на берег горного охера? Голубое небо, зеленая вода, глубоко мирный пейзаж, Горы и облака отражаются в воде – так же, как и дома, фермы, дворы, соборы. Кажется. Что они сделаны не человеком, а сотворены самим господом, как горы и деревья. Все дышит красотой и покоем.
Но что это? Фальшивая нота в гармонии – как неприятный визг. В центре, среди крестьянских домов, созданных не крестьянами, но господом, стоит вилла. Хороший или плохой архитектор – все равно, хороший или плохой - оскверняет озеро? Как почти каждый из городских жителей, архитектор не обладает культурой. В нем нет уверенности крестьянина, для которого эта культура является врожденной. Городской житель – выскочка.
Я называю культурой то равновесие между внутренним и внешним в человеке, которое единственно может гарантировать разумные мысли и действия.
Богатый материал и мастерство не просто компенсируют нехватку декора, но превосходят любой декор в своем великолепии
* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru
Свидетельство о публикации №211010500721
Екатерина Невзорова 05.01.2011 15:00 Заявить о нарушении
Крест — символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения.
Юрий Прокуратов 05.01.2011 16:02 Заявить о нарушении