Мой язык

Я живу в западноевропейской стране. На вопрос,  откуда ты – я с гордостью говорю «из Беларуси». И тут бывает 2 варианта развития событий. Первый и, к сожалению, самый частый, мой собеседник думает, что я из России, потому что или Беларусь ему звучит как Россия, или это и так и так - та большая страна, что раньше звалась Советским Союзом,  или же он уверен, что это западный регион России, или… или… во всяком случае о независимой и суверенной Республике Беларусь он не слышал. Второй вариант более радостный, страна Беларусь все же знакома. И в первом и во втором случае разговор о моем происхождении обязательно коснется темы языка. Не знают в Европе такого европейского языка как беларуский. Не знают. Украинский есть, молдавский есть, польский есть, а вот наличие беларуского языка вызывает у европейцев искреннее удивление. Да, в моей стране 2 государственных языка: русский и беларуский. Да, говорю я им, у нас в стране есть люди, кто говорит на беларуском. И вот я поняла, я поняла в далекой стране Германии, что знаю всего одного единственного человека, кто действительно говорит на родном для моей страны языке. Значит языка нет? На бумаге есть. На табличках в госучреждениях есть. А говорим мы на русском.

«Ну а как же глава государства? Он-то говорит на беларуском?» удивляются европейцы. Как мне тут сказать, что глава моей страны не говорит на беларуском, да и на русском он тоже не говорит. Что его речеизъявление является диалектом, именующимся «трасянкой», и что любому мало-мальски интеллигентному человеку стыдно за то, как говорит наш президент. Стыдно, а я по-прежнему знаю только одного человека говорящего постоянно на беларуском… Поклон Вам, Алена Фёдоровна.

«Бывай, абуджаная сэрцам, дарагая, чаму так горка - не магу я зразумець» … я люблю свой язык, люблю, а говорю по-русски…

Мы беларусы. Мы суверенный народ со своей историей и культурой. Убеждаю я моих европейских друзей, убеждаю я и саму себя. Убеждаю так же, что язык вернётся, что люди начнут говорить «на своёй роднай мове».

Когда начнут? Кто начнет? Не умолкает страх во мне, не умолкает та часть меня, которая видит реальность, что язык убивают. Та часть меня, которая говорит – что нет у народа самосознания, гордости и уважения к себе как к нации.

Я уже не один раз слышала от россиян, что самый видный деятель беларуской культуры для них это «ваш Мулявин». Да тот самый свердловский парень, полюбивший чужой для себя язык, выучил его и рассказал Советскому Союзу, что беларуский язык есть и что он красив. Он, дорогие мои, «ваш»…

Ну а как же Скарына? А Мицкевич? Спорят со мной беларусы. Но отвечаю не я им, а моя польская соседка –«Какой такой Мицкевич? Адам? Так он же наш! Да и Скарына ваш тоже наш.» Вот и получается, что национальные герои принадлежат не только моей нации.

Мой племянник, недавно смотря передачу на беларуском языке, сказал, что ничего не понимает. Для него это иностранный язык. Для него и для ужасающей большей части десятимиллионной страны. Беларуский язык не для беларусов.

Если у людей нет своего языка – они немы. Они друг другу чужие. Чужие сами себе на своей земле. Но я верю, я молюсь и желаю, чтоб мой народ сказал гордо: 


«Мы ж не безродныя, мы - БЕЛАРУСЫ, з вагенчыкам у вочах, з усмешкай на вуснах. Трэба мець гонар, i верыць у тое, што маем сваё, бо сваё - не чужое»



P.S. слово "беларуский" я осознано пишу через "а" и с одной буквой "с", так как считаю свою страну не "белой Россией", а "чистой Русью"


Рецензии
сначала всё было понятно, а потом: ...мой народ сказал гордо: лыватлшнцтпу лтгучрлтр ульцрцьшрфа дьшвгрцвбт шцгвкртлшцурл...

прости

Пин   08.04.2017 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.