Отрывки из книги Всё было, как было Нинель Эпатова

Нинель Эпатова.
"песни, песни о чём вы кричите..."
  С.Есенин.                .
отрывки из книги « Всё было, как было».


История Первая.

«Кто сказал, что надо бросить,
песни на войне…»?
               

Война чёрной лентой перерезала нашу юность. Но песни старинные и рождённые  войной, жили рядом с нами! Дорогой друг, песня, помогала в боях,  трудностях и бедах. Делала значительнее и острее короткие радости военной жизни. Много незабываемых песен военных лет, хранит память.
Особое место среди них занимает «Землянка» (Суркова и Листова). С первых же своих шагов война принесла в наш дом беду. Гибель отца. Оглушённые горем сидели мы (мама, братья и я) в тёмной комнате. Было нестерпимо больно, но
слёз не было. Вдруг в комнату, звуками баяна неслышно вошла «Землянка». Знакомая мелодия сжала сердце. Под вздохи «Землянки» все мы горько плакали,потом почему-то стало легче. Казалось ,что отец в комнате, рядом с нами и незримо утешает нас, как в детстве, от наших детских обид. Был он человеком необычной судьбы, всю жизнь военный и погиб в 40 лет.
А через несколько дней, наш старший, семнадцатилетний брат,  ушёл на фронт, заменить отца. Ушёл добровольцем. Когда перед его уходом  из дома, все по обычаю присели, брат играл на баяне «Землянку». И она вместе с нами грустила и надеялась, а потом...
          На тропках жизни крутых и горьких,
          Была «Землянка» в аккордах звонких.

           Девчонкой хрупкой, стою в вагоне,
           Комочек скорби - мать на перроне

           Из репродуктора песнь несется 
           "Землянка» птичкой над нами вьётся.

           Кругом разруха, война пылает,
           Вернусь? Увижу ль? Ну кто же знает?

           Так будь здорова! Прощай родная!
           Землянка» слёзы мне высекает!
 
          Стучат колёса! Умчались годы!
          Живу, прошедши все непогоды.
          И вот  сегодня мой внук родился,
          В Россию новый Сергей явился!

          И вдруг «Землянка» опять со мною,
          несёт приёмник её волною,
          Отца и маму я вспоминаю,
          Я внуку рада, слёз не скрываю!

           Но спорят радости и тревоги,
           Сегодня знать бы его  дороги?
           Вот если б войны навек пропали,
           А мир и дружба, как солнце стали!!

Думаю, что я не одинока, в моей любви к «Землянке», особенно среди людей моей возрастной группы.
1979год





История вторая.
Русская пляска.
(Моему деду:  Тищенко Григорию Дмитриевичу посвящается).

Как могучая рука за шиворот, с самого дна отчаяния, в водовороте жизни, музыка вытягивает наверх! Особенно непостижима тайна воздействия на душу, русских игровых и плясовых мелодий.
Однажды осенним вечером «...осень жизни и осень года...»! И к этим двум грустным сестричкам прибавилась беда:
Осенние сумерки щедро бросают,
Грусть и тоску на моё окно,
Струи дождя безутешно рыдают,
А мне всё равно, а мне всё равно!

И вдруг зазвучала песнь игровая,
И подняла с дивана меня,
Пляшу одиноко слёзы глотая,
Ты мне привиделась юность моя!!!

И всё встало на свои места, захотелось начать всё с начала. Появились надежды и силы. И ещё о русской пляске:
Я хорошо помню один день - день рождения очень больного и старого человека. Дата была круглая. И пришли его поздравить немногочисленные друзья и бывшие сослуживцы. Гостей он принимал сидя в кресле. Уже несколько лет это было его привычное положение: неподвижность и кресло... Война , ранения, утрата трёх сыновей - сокрушили его, когда то мощное тело. Каждое утро, его жена, хрупкая старушка, подкатывала его кресло к столу. И тогда, он начинал свой бесконечный разговор со своими сыновьями, предстающими перед ним в фотографиях на столе. Вот его первенец, семнадцатилетний Николай, погибший в Ростове в Гражданскую. Как он играл на гармони! Как любили они всей семьёй плясать «русскую» под его игру!
А вот Костя, студент Ленинградской консерватории, по классу скрипки. Быть бы ему знаменитым скрипачом, а его разорвало под Ленинградом в Великую Отечественную войну Тело его так и не нашли. Так и остался Костя  навечно,среди  Неизвестных солдат
Младший! Алёша! Самое больное! Подорвался на мине, через год после войны! Войны кончаются, а зло и горе, которые они сеют, растут ещё много лет спустя! Больше собственных недугов, его терзало сознание, что он, старый жив, а они  молодые и сильные мертвы! Порой отчаяние и боль совсем скручивали его, и тогда, глядя на портреты своих сыновей, он тоскливо думал:
«А не зря ли я прожил свою жизнь?! Может всё было ошибкой? Да что я! Во всём виновата война! Будь она проклята!»
А сегодня его дом полон гостей и музыки. Гости вели себя шумно и весело, как в благополучном доме.
«Как они радуются и веселятся и за меня!» - подумал он неотрывно глядя на гостей.
А многие из них, здоровые и сильные, ровесники его детей и внуков, которых нет,но которые могли бы быть. Зазвучала его любимая «Русская». Закрыв глаза, он казалось пустился в пляс всем своим неподвижным телом, всей мимикой лица, губы улыбались, из глаз текли слёзы. Ему казалось, что среди гостей, молодые и здоровые, веселятся его сыновья. А потом он сказал:
« Не зря я прожил свою жизнь! Чтобы хорошо и весело жили такие, как мои гости! Хороша наша «Русская» - Пусть же она живёт всегда под мирным небом России»!

     Тайна и сказка! Жизни полёт!
     Русская пляска птицей плывёт!
     Ноги летают! Сердце горит!
     Русская пляска бессмертье сулит! 



История  третья.


Мне дороги все песни, которые мне довелось услышать в исполнение Валентины Толкуновой. Песни, как люди! Встреча с некоторыми из них., незабываемое событие на всю жизнь. Песни Валентины Толкуновой именно такие: правдивые, сердечные и всегда нужные. Поражает их полная совместимость с обликом артистки,  полная гармония.

        В потерях, бедах, как помогали,
        Мне песни Толкуновой Вали.
        Ужасно мама моя болела
        А Валя песню о маме спела.

        О том, как с мамой говорила,
        Слова той песни я изменила.
        Давно уж мамы нет на свете,
        Пою я с плачем песню эту!

        Вдруг в дверь мою беда стучится,
        А Валя спела о «синей птице»,
        Прослушав песню я онемела,
        Не про меня ли Валя спела.

        Послушать песню о «синей птице»,
        Всем детям в мире пригодится,
        Чтоб им, как тем птенцам красивым,
        Не стать ненужным и сиротливым
             ***************.

           Всё, всё - что Толкунова пела,
           Глубоко душу мою задело,
           Артистки голос родным считаю,
           О встречах с нею, всегда мечтаю! 
1979год


Рецензии
Чтобы так писать, надо это пережить... Талантливо необыкновенно! С уважением, Русич.

Русич 2   08.04.2011 00:53     Заявить о нарушении
Бесконечно благодарна Вам, Русич 2 за такой щедрый отклик!Удач во всём и творческих успехов!
Нинель Эпатова.

Нинель Эпатова   09.04.2011 09:38   Заявить о нарушении